Судья -Гайтына А.А. дело № 33-18740/2020
№ 2-827/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ8 июля 2020 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.
судей Онохова Ю.В., Старосельской О.В.
при ведении протокола помощником судьи Боевым А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скрипиль Виктора Григорьевича к Управлению Пенсионного фонда России в Карасунском внутригородском округе города Краснодара о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе представителя Пановой Н.Г., в интересах Скрипиль В.Г., на решение Советского районного суда города Краснодара от 12 февраля 2020 года, которым исковые требования Скрипиль В.Г. удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия
установила:
Скрипиль В.Г. обратился с иском в суд к Управлению Пенсионного фонда России в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, в котором, с учетом уточненных требований, оспаривает решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный страж периодов его трудовой деятельности, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, указав о наличии у него страхового стажа более 30 лет, из которых 29 лет осуществлял трудовую деятельность в качестве электросварщика. Однако ответчиком незаконно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении иска, просит представитель Панова Н.Г., в защиту интересов Скрипиль В.Г., по доводам апелляционной жалобы.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда России в Карасунском внутригородском округе города Краснодара в лице начальника Макаровой И.П. просит решение суда оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Панова Н.Г. поддержала доводы апелляционной жалобы, указала основания отмены постановленного по делу судебного решения, в части отказа в иске, просила в данной части судебное постановление отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы Пановой Н.Г., оценив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 9 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются: Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до
1 января 1992 года.
Списком № 2 от 22 августа 1956 года № 1173 в разделе XXXII «Общие профессии» предусмотрена профессия «электросварщик».
Таким образом, работа в должности электросварщика в период до 1 января 1992 года в соответствии с названным списком подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций (Постановление Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29).
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен: постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», в соответствии с которым основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца, а также приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 14 Закона).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда РФ документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 указанного закона при подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11, 12 закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как достоверно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 29 июля 2019 года Скрипиль В.Г. обратился в Управление Пенсионного фонда России в Карасунском внутригородском округе города Краснодара с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по результатам рассмотрения которого 8 августа 2019 года Скрипиль В.Г отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия у него специального стажа 12 лет 6 месяцев. Страховой стаж Скрипиль В.Г. составил 30 лет 3 месяца 14 дней, специальный стаж - 7 лет 4 месяца 20 дней.
Обжалованным решением суда в специальный стаж Скрипиль В.Г. включены периоды с 1 января 1992 года по 8 января 1992 года и с 1 августа 1989 года по 31 августа 1989 года.
Данным судебным решением истцу отказано в учёте в специальный стаж периодов работы с 11 июля 1988 года по 30 декабря 1988 года в должности электросварщика ССМУ-52 треста «Краснодарстрой»; с 16 января 1989 года по 1 августа 1989 года в должности электросварщика 5 разряда треста «Краснодарагродорстрой»; с 1 августа 1989 года по 10 января 1990 года в должности электросварщика 5 разряда ССМК «Подрядчик»; с 16 января 1990 года по 8 января 1992 года в должности электросварщика 5 разряда ПСК «Модуль»; с 15 марта 1993 года по 10 ноября 1997 года электросварщиком 5 разряда Краснодарской птицефабрики; с 1 августа 1998 года по 31 августа 1999 года в должности электросварщика 4 разряда ООО «Коммунальник» города Краснодара; с 1 сентября 1999 года по 20 апреля 2000 года в должности электросварщика ручной сварки АО «Водопроводстрой» города Краснодара; с 9 октября 2000 года по 31 декабря 2000 года в должности электросварщика ручной сварки ОАО «Воджилстрой» города Краснодара; с 27 мая 2003 года по 31 декабря 2018 года в должности электросварщика ручной сварки МУП ЖКХ «Корсунское» города Краснодара.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, информация о льготных условиях труда истца в период работы с 1 сентября 1999 года по 20 апреля 2000 года и с 9 октября 2000 года по 31 декабря 2000 года отсутствуют, период работы со 2 сентября 1999 года по 31 декабря 1999 года не указан в выписке, в связи с чем нижестоящий суд верно пришел к выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы в специальный стаж истца.
Суд первой инстанции верно обратил внимание на отсутствием доказательств, достоверно подтверждающих занятость истца полный рабочий день в должности, предусмотренной Списком № 2 в период работы с 15 марта 1993 года по 10 ноября 1997 года электросварщиком 5 разряда на Краснодарской птицефабрике.
Согласно сведениям из пенсионного органа, организация МУП ЖКХ «Карасунское» перечни льготных профессий не предоставляла, на учете как имеющие льготные профессии не состояла.
На основании акта документальной проверки от 20 декабря 2019 года занятость в особых условиях труда в должности электросварщика ручной сварки полный рабочий день не подтверждена, указанный факт подтвержден картами аттестации рабочего места по условиям труду.
Согласно Карте № <№..> специальной оценки условий труда право на досрочное назначение страховой пенсии отсутствует.
В соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда № 11-2012, строка 041, право на досрочное назначение трудовой пенсии не имеется.
Учитывая вышеназванные требования пенсионного законодательства, оценив в совокупности доказательства по делу, установив наличие доказательств, подтверждающих полную занятость истца при выполнении соответствующих видов работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, пришел к выводу о включении в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы истца с 1 января 1992 года по 8 января 1992 года в должности электросварщика 5 разряда ПСК «Модуль» города Краснодара, и с 1 августа 1998 года по 31 августа 1999 года электросварщиком 4 разряда ООО «Коммунальник».
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, они подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела правильно определены судом, решение суда нижестоящей инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Краснодара от 12 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пановой Н.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>