Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2640/2019 ~ М-2061/2019 от 18.07.2019

Дело №2-2640/2019

24RS0024-01-2019-002720-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2019 года     г. Канск

Канский городской суд, Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Охроменко С.А.,

при секретаре Якушенко В.А.,

с участием помощника Канского межрайпрокурора Кожакина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Лорай И.Т. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа <адрес> о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Лрай И.Т. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа <адрес> о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что Лорай И.Т. с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в МБОУ СОШ <адрес> на должность сторожа, с ним был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, установлен минимальный размер оклада 2454 рубля. В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение трудовых прав Лорай И.Т., выразившееся в выплате ему заработной платы за период с июня по ноябрь 2018г. ниже минимального размера оплаты труда. В связи с чем прокурор просит взыскать в пользу Лорай И.Т. с ответчика задолженность по заработной плате в размере 8044 руб. 73 коп.

В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Кожакин Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно суду пояснил, что в расчете недоначисленной заработной платы надбавка за стаж работы это описка, правильным будет читать районный и северный коэффициент.

Материальный истец Лорай И.Т. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся заказной корреспонденцией.

Представитель ответчика МБОУ СОШ <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора, материального истца, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка,

Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.

Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального Закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 11163 рублей в месяц. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11163 руб. (с мая по июль 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 17860,80 руб.

Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, которым Конституционный Суд Российской Федерации постановил следующее:

Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6 - 8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).

По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте РФ устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ. При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.

Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 ТК РФ. В частности, согласно ч. 1 ст. 45 ТК РФ полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.

В отличие от федерального законодательства региональное соглашение о минимальной заработной плате имеет ограниченную сферу действия: оно не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и в силу принципов социального партнерства может охватывать не всех работодателей соответствующего субъекта РФ (и, соответственно, не всех работников), поскольку существующая процедура присоединения к такому соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавших в его заключении, позволяет им в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему (ст. 133.1 ТК РФ).

Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте РФ представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями. Как следует из ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.

Как установлено в судебном заседании Лорай И.Т. с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в МБОУ СОШ <адрес> на должность сторожа, с ним был заключен трудовой договор, что подтверждается копией трудового договора от 06.08.2014г., копией дополнительного соглашения к трудовому договору (л.д.10-12), копией трудовой книжки на имя Лорай И.Т. (л.д.16-22).

В ходе проверки прокурора было выявлено нарушение трудовых прав Лорай И.Т., выразившееся в выплате ему заработной платы за период с июня по ноябрь 2018 г., ниже минимального размера оплаты труда.

Из представленного стороной истца расчета задолженности по заработной плате, который не оспорен в судебном заседании представителем ответчика видно, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, так размер недоначисленной заработной платы за период с июня по ноябрь 2018г. составил:

1) Июнь 2018:

Норма часов 159, отработано истцом по должности 144 часа, из них 0 час. праздничные, 80 час. ночные, 0 сверхурочные.

МРОТ 11163 руб.: 159= 70,20 руб. (стоимость часа работы)

70,20 * 64 (отработано работником без учета ночных) = 4492,8 руб.

70,20 * 80 * 35% = 1965,6 руб. (за работу в ночное время)

(4492,8 + 1965,6) * 1,6 (районный коэффициент 30% и северный коэффициент 30%) = 10333,44 (должно быть начислено) – 10109,89 руб. (фактически начислено) = 223,55 руб. (недоначислено).

2) Июль 2018:

Норма часов 176, отработано истцом по должности 4 часов, из них 0 час. праздничные, 2 час. ночные, 0 сверхурочные.

МРОТ 11163 руб.:176= 63,43 руб. (стоимость часа работы)

63,43* 2 (отработано работником без учета ночных) = 126,85 руб.

63,43* 2 * 35% = 44,40 руб. (за работу в ночное время)

(126,85 + 44,40) * 1,6 (районный коэффициент 30% и северный коэффициент 30%) = 274 руб. (должно быть начислено) -253,70 руб. (фактически начислено) = 20,30 руб. (недоначислено).

3) Август 2018:

Норма часов 184, отработано истцом по должности 120 часов, из них 0 час. праздничные, 64 час. ночные, 0 сверхурочные.

МРОТ 11163 руб.: 184= 60,67 руб. (стоимость часа работы)

60,67* 56 (отработано работником без учета ночных) = 3397,52 руб.

60,67* 64 * 35% = 1359 руб. (за работу в ночное время)

(3397,52 + 1359) * 1,6 (районный коэффициент 30% и северный коэффициент 30%) = 7610,44 (должно быть начислено) - 7280,22 руб. (фактически начислено) = 330,22 руб. (недоначислено).

4) Сентябрь 2018:

Норма часов 160, отработано истцом по должности 168 часов, из них 0 час. праздничные, 80 час. ночные, 8 сверхурочные.

МРОТ 17861 руб.: 160= 111,63 руб. (стоимость часа работы)

111,63* 88 (отработано работником без учета ночных) = 9823,44 руб.

111,63*80 * 35% (за работу в ночное время) = 3125,64

(9823,44 + 3125,64) * 1,6 (районный коэффициент 30% и северный коэффициент 30%) = 20718,53 (должно быть начислено) - 18065,16 руб. (фактически начислено) = 2653,37 руб. (недоначислено).

5) Октябрь 2018:

Норма часов 184, отработано истцом по должности 144 часа, из них 0 час. праздничные, 80 час. ночные, 0 сверхурочные.

МРОТ 17861 руб.: 184= 97,07 руб. (стоимость часа работы)

97,07* 64(отработано работником без учета ночных) = 6212,52 руб.

97,07*80 * 35% (за работу в ночное время) = 2717,96 руб

(6212,52 + 2717,96) * 1,6 (районный коэффициент 30% и северный коэффициент 30%) = 14288,77 (должно быть начислено) – 13978,17 руб. (фактически начислено) = 310,60 руб. (недоначислено).

6) Ноябрь 2018:

Норма часов 168, отработано истцом по должности 156 часов, из них 16 час. праздничные, 80 час. ночные, 0 сверхурочные.

МРОТ 17861 руб.: 168= 106,31 руб. (стоимость часа работы)

106,31 * 60 (отработано работником без учета праздничных и ночных) = 6378,60 руб.

106,31 *80 * 35% (за работу в ночное время) = 2976,68 руб.

106,31 * 2 * 16 = 3401,92 руб. (за работу в праздничные дни)

(6378,60 + 2976,68 + 3401,92) * 1,6 (районный коэффициент 30% и северный коэффициент 30%) = 21091,90 (должно быть начислено) – 16585,21 руб. (фактически начислено) = 4506,69 руб. (недоначислено).

Всего на сумму 8044,73 рублей.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, и с работодателя в лице МБОУ СОШ <адрес> в пользу Лорай И.Т. подлежит взысканию заработная плата за период с июня по ноябрь 2018 года в размере 8044,73 рублей.

В связи с тем, что в силу действующего законодательства, истец по трудовым спорам освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета со стороны ответчика пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, которая, согласно п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, с учетом п. 6 ст. 52 НК РФ (с округлением до полного рубля), составляет 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Лорай И.Т. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа <адрес> о взыскании заработной платы - удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес> в пользу Лорай И.Т. заработную плату за период с июня по ноябрь 2018 года в размере 8044 рублей 73 копеек.

    Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа <адрес> в доход местного бюджета госпошлину в сумме 400 рублей.

    

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с 26.08.2019 года.

Судья: Охроменко С.А.

2-2640/2019 ~ М-2061/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лорай Иван Теодорович
Канская межрайонная прокуратура
Ответчики
МБОУ СОШ № 6 г.Канска
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Охроменко Светлана Александровна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
18.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2019Передача материалов судье
22.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее