Дело № 2к-14/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2012 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Богдановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску И.М.Р. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад пос.Боровой» о взыскании компенсации за оплату потребленной электроэнергии,
установил:
ФИО2 (далее - истец) обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад <адрес>» (далее - МБДОУ «Детский сад <адрес>», ответчик) о взыскании компенсации за оплату потребленной электроэнергии, указав, что она работала "данные изъяты" в МБДОУ «Детский сад <адрес>», проживает в сельской местности и ей законом гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, однако в полном объеме компенсацию за освещение она не получила. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ею была произведена оплата за электроэнергию в сумме 13 536 руб. 07 коп. За указанный период времени ответчиком ей компенсированы расходы по оплате электрической энергии в размере 1 487 руб. 70 ко<адрес> взыскать с ответчика компенсацию расходов по оплате электрической энергии в размере 12 048 руб. 37 коп.
Истец И.М.Р. извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик МБДОУ «Детский сад <адрес>» представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени его проведения извещен. В отзыве иск не признал. Полагал необоснованными требования истца о компенсации в полном объеме расходов по оплате электроэнергии, поскольку компенсации подлежат лишь расходы по оплате освещения. Указал, что истец пропустила срок обращения в суд с названным иском в части требования о взыскании компенсации за оплату потребленной электроэнергии за период до ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо - администрация Калевальского муниципального района, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителя в суд не направило.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I «Об образовании» не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В прежней редакции, действовавшей до 10.01.2011 года, абзац 3 пункта 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» устанавливал, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно абз. 1 п. 3 ст. 6 Закона Республики Карелия «Об образовании» педагогические работники государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Закона РК от 16.12.2005 N 933-ЗРК).
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).
Постановлением Правительства Республики Карелия № 74-П от 09.04.2010 года (в ред. Постановления Правительства РК от 21.12.2010 N 306-П) утвержден «Порядок и условия предоставления в денежной форме мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Порядком предусмотрено, что меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением предоставляются педагогическим работникам в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, и компенсация выплачивается ежемесячно по месту работы педагогического работника. Для получения компенсации педагогические работники подают в образовательное учреждение, являющееся местом работы, заявление о предоставлении компенсации на имя руководителя образовательного учреждения. Компенсация назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем соответствующего обращения, но не ранее возникновения права на компенсацию. Расчет размера компенсации производится образовательными учреждениями на основании ежемесячно представляемых педагогическими работниками документов, содержащих сведения о начисленных платежах за жилое помещение с отоплением и освещением (п.п.2,3,4,5 и 6).
Довод ответчика о том, что компенсации подлежат лишь расходы по оплате освещения, а не всей потребленной электроэнергии, несостоятелен.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" статьи 72 и пунктов 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части оплаты за потребленную электроэнергию.
Кроме того, субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления не предоставлено право устанавливать какие-либо ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.
В судебном заседании установлено, что в спорный период истец работала в МБДОУ «Детский сад <адрес>» в должности "данные изъяты", зарегистрирована и проживает в поселке "данные изъяты", который в соответствии с п. 6 ст. 7 Закона Республики Карелия «Об административно-территориальном устройстве Республики Карелия» является сельским населенным пунктом.
В силу ч.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что стороной ответчика было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности в части требования о взыскании компенсации за оплату потребленной электроэнергии за период до 20.12.2009 года, а также учитывая, что истцом требования о восстановлении срока исковой давности не заявлялись, в обоснование пропуска срока она не привела уважительных причин, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных ею исковых требований в указанной части.
Согласно карточки абонента, представленной ОАО "К" за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец произвела оплату за электроэнергию в размере 5 634 руб. 74 коп. Из справки МБУ «ЦБМОУ» следует, что истцу в указанный период выплачена компенсация за электроэнергию в сумме 1 057 руб. 16 ко<адрес> образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация по оплате за электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом выплаченной ей компенсации, в размере 4 577 руб. 58 коп. (5 634 руб. 74 коп. - 1 057 руб. 16 коп. = 4 577 руб. 58 коп.).
Истец при подаче иска в силу подпункта 1 пункта 1 статья 333.36 Налогового Кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая тяжелое имущественное положение ответчика МБДОУ «Детский сад <адрес>», суд считает возможным снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 10 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск И.М.Р. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <адрес>» в пользу И.М.Р. компенсацию расходов по оплате за электрическую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 4 577 руб. 58 коп.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <адрес>» в бюджет Калевальского муниципального района государственную пошлину в размере 10 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья подпись И.В.Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ составлено 15 января 2013 годаСправка: решение вступило в законную силу 16 февраля 2013 года.
Копия верна
Судья И.В. Бакулин
Секретарь суда ФИО5