Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4389/2021 ~ М-3559/2021 от 04.08.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2021 года г.о. Тольятти

Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Сураевой А.В.,

при секретаре Лариной О.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело № 2а-4389/2021 по административному иску Логиновой Е.В. к администрации г.о. Тольятти о признании незаконным постановления,

установил:

Логинова Е.В. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Е.В. Логиновой в предварительном согласовании представления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, государственная собственность на которой не разграничена, с местоположением: РФ, <адрес>»; обязать администрацию г.о. Тольятти повторно рассмотреть заявление Логиновой Е.В. с учетом признания постановления от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> незаконным в соответствии с действующем законодательством.

В обоснование административного иска указав, что Логиновой Е.В. принадлежит на праве собственности нежилое здание, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления его в аренду сроком на <данные изъяты> лет. Администрация Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ отказала Логиновой Е.В. в удовлетворении заявления на основании подп. 2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, п.2 ст.39.16 ЗК РФ с ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок предоставлен иному лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Административный истец считает отказ неправомерным, в связи с чем обратился с настоящим административным иском в суд.

В судебном заседании представитель административного истца Данилов С.Г., действующий по доверенности, административное исковое заявление поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г.о. Тольятти Никифорова Е.М., действующая по доверенности, требования не признала по основаниям изложенным в письменном отзыве, суду пояснила, что основания для отказа обоснованы правовыми нормами и указаны в обжалуемом постановлении, а именно, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю Логиновой Е.В., поскольку указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования иному лицу.

Представитель заинтересованного Управление Росреестра по Самарской области в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает заявленные требования обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что Логиновой Е.В. принадлежит на праве собственности нежилое здание, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Логинова Е.В. обратилась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о предварительном согласовании предоставления его в аренду сроком на <данные изъяты> лет.

Постановлением администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> отказано Логиновой Е.В. на основании подп. 2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, п.2 ст.39.16 ЗК РФ поскольку в границах формируемого земельного участка расположен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., представленный в постоянное (бессрочное) пользование ООО «Кардинал» (рег. от ДД.ММ.ГГГГ).

Суд не может согласиться с указанным постановлением по следующим основаниям.

Согласно подп. 5 п.1 ст.1 ЗК РФ единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с подп. 9 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Согласно п. 1 ст.39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Из данной нормы следует, что в случае, когда для решения вопроса о предоставлении земельного участка требуется испрашиваемый земельный участок образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом N 218-ФЗ, то в силу указаний, содержащихся в пункте 1 статьи 39.14 ЗК РФ, первоначальным этапом в получении права на земельный участок является процедура подготовки схемы расположения земельного участка и предварительного согласования уполномоченным органом предоставления земельного участка.

Согласно подп. 2 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.2 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

Отсюда следует, что указанной нормой предусмотрена защита реального землепользователя, в том числе фактического пользователя земельного участка, от посягательств третьих лиц на получение в собственность либо аренду такого земельного участка. Положения п.2 ст.39.16ЗК РФ подлежат применению в том случае, когда одно лицо намеревается получить без проведения торгов участок, который фактически на законных основаниях используется другим лицом.

Согласно статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшее оспариваемое решение.

Таким образом, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 63:09:0204062, со ссылкой подп. 2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ, п.2 ст.39.16 ЗК РФ, является необоснованным, а также нарушает права административного истца, поскольку доказательств, что обжалуемое постановление является законным административным ответчиком не представлено.

Кроме того, как следует из предоставленных суду документов ООО «Кардинал» в настоящее время ликвидировано.

При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованным требования о признании незаконным постановления администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «об отказе Е.В. Логиновой в предварительном согласовании представления земельного участка, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, государственная собственность на которой не разграничена, с местоположением: РФ, <адрес>», а также обязании администрации городского округа Тольятти повторно рассмотреть заявление Логиновой Е.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Е.В. Логиновой в предварительном согласовании представлении земельного участка, расположенного в кадастровом квартале <данные изъяты>, государственная собственность на который не разграничена, с местоположением: РФ<адрес> и обязать администрацию г.о. Тольятти повторно рассмотреть заявление Логиновой Е.В.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.В. Сураева

2а-4389/2021 ~ М-3559/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Логинова Е.В.
Ответчики
Администрация г.о.Тольятти
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Сураева А.В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
04.08.2021Регистрация административного искового заявления
04.08.2021Передача материалов судье
06.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2021Подготовка дела (собеседование)
30.08.2021Рассмотрение дела начато с начала
30.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
12.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее