Судья – Коблев С.А. Дело № 33а-20468/2020 (№ 2а-1397/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Аняновой О.П.,
судей Морозовой Н.А., Ефименко Е.В.,
по докладу судьи Морозовой Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи Ивановым П.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе адвоката Шевченко С.В. по ордеру Григоряна А.С. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 04 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Темрюкском районе обратился в суд с административным исковым заявлением к Шевченко С.В. о временной необходимой изоляции граждан в недобровольном порядке в условиях обсерватора, расположенного по адресу: <Адрес...>».
В обоснование требований указано, что 31.05.2020г. авиарейсом Шевченко С.В. прибыла на территорию Краснодарского края из Нью-Йорка. Главным государственным санитарным врачом по Краснодарскому краю 31.05.2020 года было вынесено мотивированное постановление № 0022-Р о необходимой временной изоляции в условиях обсерватора Шевченко С.В.
Шевченко С.В. вопреки требованиям постановления Главного государственного санитарного врача по Темрюкскому району от добровольной необходимой временной изоляции в условиях обсерватора отказалась. Административный истец просил суд в недобровольном порядке изолировать административного ответчика в обсерватор, находящийся по адресу: Краснодарский <Адрес...>» для нахождения в режиме изоляции в течение 14 дней.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 04 июня 2020 года иск удовлетворен.
Суд постановил изолировать в недобровольном порядке в течение 14 дней с 31 мая 2020 года под непрерывным медицинским наблюдением в условиях обсерватора, находящего по адресу: <Адрес...> Шевченко С.В., находящихся зарегистрированную по адресу: г.Сочи Адлерский район ул<Адрес...>
Принудительное исполнение решения суда возложено на территориальный отдел службы судебных приставов в Темрюкском районе во взаимодействии с территориальным отделом в Темрюкском районе Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, ОМВД России по Темрюкскому району и ГБУЗ «Темрюкская ЦРБ».
Решение обращено к немедленному исполнению.
На указанное решение адвокат Шевченко С.В. по ордеру Григорян А.С. подал апелляционную жалобу.
В обоснование доводов жалобы и дополнений к жалобе ссылается на то, что при вынесении решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства дела, кроме того судам нарушены нормы материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор прокуратуры Темрюкского района Цормутян Х.Г. не согласился с доводами жалобы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Положением ч.1 ст.308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, что предполагает не только обязанность лечебных учреждений оказывать медицинскую помощь при обращении за ней, но и право граждан свободно принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения.
При этом в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в определенных случаях, установленных федеральным законом.
Как следует из преамбулы Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее федеральный закон № 52-ФЗ), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 10 указанного закона граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании ч. 1 ст. 33 ФЗ №52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционныx болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Новая коронавирусная инфекция COVID-19 (2019-nСоУ), являясь потенциально тяжелой острой респираторной инфекцией, включена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года №66 в перечень социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Как следует из материалов дела, Шевченко С.В. прибыла на территорию РФ авиарейсом Нью-Йорк – Москва - Ростов.
Учитывая угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в порядке п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главным государственным санитарным врачом по Краснодарскому краю 31.05.2020 года было вынесено постановления № 0022-Р о помещении гражданки Шевченко С.В. в обсерватор с непрерывным медицинским наблюдением в связи с прибытием из эпидемически неблагополучной территории.
По прибытию Шевченко С.В. должностными лицами Управления Роспотребнадзора вручено постановления от 31.05.2020 года №0022-Р о направлении в обсерватор по адресу: <Адрес...>
Однако Шевченко С.В. не согласилась с указанным постановлением, отказалась от направления в обсерватор, что подтверждено материалами дела.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно постановлению главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 года №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», все граждане, прибывшие из стран Европы, после прибытия в обязательном порядке изолируются, госпитализируются и обследуются лабораторно на весь перечень возможных возбудителей ОРВИ, включая новую коронавирусную инфекцию.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.05.2020 г. №287 «О продлении режима «Повышенная готовность» и срока ограничительных мероприятий (карантина) на территории Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края» в целях предотвращения угрозы распространения на территории Краснодарского края новой коронавирусной инфекции (COVID-19), введены ограничительные мероприятия (карантин) на период до 06.06.2020 года.
Также установлено, что на территории Краснодарского края меры по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) реализуются путем: обеспечения изоляции и медицинского наблюдения всех лиц, прибывающих на территорию Краснодарского края всеми видами транспорта из других субъектов Российской Федерации, за исключением Республики Адыгея, на срок 14 дней со дня их прибытия: лиц, зарегистрированных по месту пребывания или месту жительства в Краснодарском крае и (или) имеющих в собственности жилые помещения и (или) нежилые помещения на территории Краснодарского края, - в домашних условиях ; лиц, не имеющих регистрации по месту пребывания или месту жительства в Краснодарском крае и (или) не имеющих в собственности жилые (нежилые) помещения на территории Краснодарского края, - в условиях обсерватора.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, наделяются, в том числе полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания.
Отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что административный ответчик может самостоятельно, а равно иные лица, обеспечить его самоизоляцию и соблюдение санитарно-эпидемиологического режима и обследования без помещения в стационарные условия, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом степени опасности коронавирусной инфекции, исходя из приведенных правовых норм в их взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении административных требований административного истца.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 04 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу адвоката Шевченко С.В. по ордеру Григоряна А.С. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий О.П.Анянова
Судья Н.А.Морозова
Судья Е.В.Ефименко