Дело № 2-215/2019
УИД: 66RS0036-01-2019-000244-28
Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2019 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе
председательствующего судьи Туркиной Н.Ф.,
с участием истцов Обраменко С., Бирюкова В.Д.,
представителя истца Обраменко Е.Ф.,
представителя ответчика Шариповой Э.К.,
при секретарях Яшечкиной А.И., Новеньких Ю.А.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Обраменко Сании, Бирюкова Владислава Дмитриевича к администрации Кушвинского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа об обязании совершить определенные действия.
установил:
Обраменко С., Бирюков В.Д. обратились в Кушвинский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к администрации Кушвинского городского округа (далее – администрация КГО) об обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое они занимают на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Многоквартирный <адрес> постановлением главы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № признан непригодным для проживания граждан, не подлежащим реконструкции и восстановлению. Постановлением главы городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № истцы приняты на учет малоимущих граждан для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилого фонда.
Учитывая, что многоквартирный дом, в котором зарегистрированы истцы, в установленном порядке признан непригодным для проживания, истцам должно быть предоставлено жилое помещение по правилам статьей 86 – 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истцы просят обязать администрацию Кушвинского городского округа предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное и равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, находящемуся по адресу: 624300, <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м, отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в черте г. Кушва, жилое помещение по договору социального найма.
Определением суда от 05.04.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа (далее – КУМИ КГО) (л. д. 46 – 48).
Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на интернет-сайте Кушвинского городского суда Свердловской области www.kushvinsky.svd.sudrf.ru.
Представитель соответчика КУМИ КГО /-/, действующая на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 101), в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л. д. 109).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
С учетом положений ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя соответчика КУМИ КГО.
До судебного заседания от представителя ответчика администрации КГО поступил отзыв, в котором изложено следующее.
Принятый в собственность Кушвинского городского округа постановлением главы администрации города Кушва от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, в котором зарегистрированы истцы, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № действительно признан непригодным для проживания. Кроме того, постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Обраменко С. с семьей признана малоимущей и принята на учет малоимущих граждан, нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилого фонда.
Согласно положениям ч. ч. 2, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение № 47), которым урегулирован порядок признания жилого дома непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, жилой дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Учитывая, что спорный жилой дом заключением межведомственной комиссии признан непригодным для проживания, администрация Кушвинского городского округа, получив данное заключение, должна была принять решение и издать распоряжением с указанием дальнейшего использования жилого помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Административное решение о сносе жилого дома в соответствии с положениями ч. 3 ст. 57, ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для предоставления выселяемым гражданам другого благоустроенного помещения по договору социального найма.
Между тем администрацией Кушвинского городского округа не принималось решение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, что свидетельствует о нарушении п. 49 Положения №.
В соответствии с Уставом Кушвинского городского округа администрация КГО является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочием по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ей федеральными законами и законами Свердловской области.
Расселение домов, признанных непригодными для проживания граждан, предполагает проведение ряда мероприятий, установленных законом, таких как приобретение в муниципальную собственность жилых помещений либо их строительство, что сопряжено с проведением ряда процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с проведением конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поскольку проведение указанных мероприятий требует определенных временных затрат, жилое помещение не может быть предоставлено немедленно.
Возможность органов местного самоуправления планомерно производить расселение подобных домов установлена п. 49 Положения № 47, в соответствии с которым органу местного самоуправления предоставлено право принимать решение и издавать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроков отселения жильцов или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, однако внеочередное предоставление жилого помещения не означает немедленного предоставления жилья. Кроме того, в Кушвинском городском округе одновременно имеется несколько сотен лиц, имеющих право на внеочередное предоставление им жилого помещения, жилые помещения которых были признаны непригодными ранее, чем жилое помещение истцов.
Также указывает, что вмешательство суда в хозяйственную деятельность ответчика приведет к перераспределению бюджетного финансирования и поставит сроки обеспечения новым жильем граждан, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания, в зависимость от обращения в судебные органы, а не от хронологического порядка признания их домов непригодными и планов органов местного самоуправления по расселению таких домов.
С учетом изложенного ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л. д. 93 – 97).
От представителя соответчика КУМИ КГО также поступил отзыв, в котором изложена позиция, аналогичная позиции администрации КГО. В удовлетворении заявленных исковых требований соответчик просит отказать (л. д. 104 – 108).
В судебном заседании истец Обраменко С. исковые требования поддержала. Просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Обраменко С. – Обраменко Е.Ф., действующая на основании заявления (л. д. 39), исковые требования поддержала. Суду дополнительно пояснила, что условия в спорном жилом помещении ужасны. Пол промерзает, печь топится сутками, однако в доме холодно. Печь находится в плохом состоянии, однако печник отказывается ее перекладывать. Крыша дома протекает из-за ветхости. Обои вспучились. Потолок из-за постоянного протекания провисает. В подполе постоянно стоит вода, из-за чего в доме грибок. Полагает, что с учетом состояния жилого помещения взамен него должно быть предоставлено благоустроенное помещение немедленно.
Истец Бирюков В.Д. исковое заявление поддержал. Просил его удовлетворить. Дополнительно к доводам представителя истца Обраменко Е.Ф. пояснить ничего не пожелал.
Представитель ответчика администрации Кушвинского городского округа Шарипова Э.К., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 42), в судебном заседании исковые требования не признала. Доводы, изложенные в отзыве, поддержала в полном объеме, дополнительно суду пояснила, что жилой дом, в котором зарегистрированы истцы, включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2025 годах». Постановлением администрации КГО установлен срок для переселения граждан – жильцов домов, которые вошли в указанную Программу, - до ДД.ММ.ГГГГ. В ранее действовавшую Программу жилой дом истцов не был включен. Истцы неоднократно обращались в администрацию КГО. Им разъяснялось, что жилое помещение может быть предоставлено только нуждающимся, а таковыми истцы были признаны только в феврале 2019 года. Им было возможно предоставить жилое помещение из маневренного фонда, однако они не желают. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Заслушав истцов, представителя истца Обраменко Е.Ф., принимая во внимание доводы представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 29 Устава Кушвинского городского округа реализация указанного полномочия отнесена к компетенции администрации Кушвинского городского округа.
Как следует из п. 1.1. Положения «Об администрации Кушвинского городского округа», утвержденного Решением Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация Кушвинского городского округа в соответствии с Уставом Кушвинского городского округа является исполнительно – распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 Устава Кушвинского городского округа, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ей федеральными законами и законами Свердловской области.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления осуществляют закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Расселение домов, признанных непригодными для проживания граждан предполагает проведение ряда мероприятий, установленных законом, таких как приобретение в муниципальную собственность жилых помещений либо их строительство, что сопряжено с проведением ряда процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с проведением конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Возможность органов местного самоуправления планомерно производить расселение подобных домов установлена п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, в соответствии с которым органу местного самоуправления предоставлено право принимать решение и издавать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроков отселения жильцов или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из анализа указанных норм следует, что граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, то есть вне зависимости от наличия очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях по иным основаниям.
Исходя из количества граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, состояния каждого конкретного жилого помещения, а также хронологического порядка обращения таких граждан в администрацию Кушвинского городского округа, орган местного самоуправления в соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» планирует расселение признанных непригодными жилых помещений и избирает тот или иной способ реализации своих полномочия (закупка жилого помещения, строительство жилого дома, разработка муниципальной программы или участие в федеральных, региональных государственных программах).
В судебном заседании установлено, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ /-/ (супругу истца) было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л. д. 6, 56).
Данное жилое помещение постановлением главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № принято в муниципальную собственность Кушвинского городского округа (л. д. 65).
Постановлением Главы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № на основании Заключения межведомственной комиссии № от 01.20.2010 (л. д. 10, 63 – 64), акта об отнесении жилого дома к категории непригодного для проживания № от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 62), справки СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания граждан, не подлежащим реконструкции и восстановлению (л. д. 8, 66).
Постановлением администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список жилых помещений, признанных непригодными для проживания на территории КГО, в числе которых указано жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л. д. 67 – 68).
Согласно справкам ОВМ МО МВД России «Кушвинский» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 13, 26, 57), данным паспортов (л. д. 14, 15) истцы имеют в спорном жилом помещении регистрацию.
На основании постановления администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № истцы признаны малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда и приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (л. д. 7, 55).
Согласно Выписке из технического паспорта жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет износ здания 60 % (л. д. 72).
Согласно справке СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области филиал «Кушвинское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № общий процент физического износа жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 80 %, в том числе по основным конструктивным элементам: фундамент – 85 %, стены – 85 %, перекрытия – 85 %, крыша – 90 %, полы – 75 % (л. д. 70).
В собственности истцов на территории Российской Федерации отсутствуют на праве собственности иные объекты недвижимости, что подтверждается справкой СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» <адрес> филиал «Кушвинское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 69), Уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ № (л. д. 24), от ДД.ММ.ГГГГ № (л. д. 115)
Поскольку данные жилищные правоотношения между сторонами возникли до 2005 года (с момента предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма – с 1988 года) то есть до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то к данным правоотношениям применению подлежат нормы Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР ордер является единственным основанием для вселения в жилое помещение.
В силу ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи.
Таким образом, отношения по пользованию спорным жилым помещением между сторонами возникли на законных основаниях, и подлежат квалификации как отношения найма жилого помещения по нормам Жилищного кодекса РСФСР. Поскольку не было совершено действий направленных на изменение характера вышеуказанных правоотношений, то, следовательно, они продолжались.
В 2005 году вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации. На смену ордеру, являющегося единственным основаниям для вселения в предоставленное жилое помещение пришла письменная форма договора социального найма.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй указанной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» поскольку другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, то иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер. Это гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и с одновременным улучшением жилищных условия с точки зрения безопасности.
В силу п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Нарушение органом местного самоуправления срока принятия соответствующего решения или порядка его принятия не может повлечь за собой нарушение прав лиц, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и не подлежащими реконструкции и восстановлению, которые в свою очередь также признаны малоимущими и поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на получение во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в соответствии с п. 1 ч. 2, ч. 3 ст. 57, ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим доводы ответчика о наличии на территории Кушвинского городского округа иных граждан, которые имеют право на внеочередное предоставление им жилых помещений, судом отклоняются.
Кроме того, ответчик в течение 10 лет после признания многоквартирного дома непригодным для проживания никаких мер по переселению истцов из занимаемого ими жилого помещения в этом многоквартирном доме не предпринимал, жилое помещение истцам до настоящего времени не предоставил.
Доводы представителя ответчика администрации Кушвинского городского округа Шариповой Э.К. о том, что испрошенное истцами вмешательство суда в хозяйственную деятельность ответчика фактически приведет к перераспределению бюджетного финансирования и поставит сроки обеспечения новым жильем иных граждан, жилые помещения которых были признаны непригодными для проживания, в зависимости от обращения в судебные органы, а не от хронологического порядка признания их домов непригодными и планов органов местного самоуправления по распределению таких домов суд находит несостоятельными.
Не принимает во внимание суд и доводы ответчика относительно длительности процедур, связанных с предоставлением жилых помещений при расселении граждан из домов, признанных непригодными для проживания, поскольку законодателем обязанность по предоставлению нуждающимся гражданам благоустроенных помещений, отвечающих установленным санитарным нормам и техническим правилам, возложена на органы местного самоуправления. Доказательства отсутствия в муниципальном жилищном фонде таких помещений суду не представлена. Установленные постановлением главы администрации КГО от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями, внесенными постановлением от 24.05.2018 № 699) (л. д. 117 – 119) сроки для переселения граждан из домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что в установленные сроки истцам будет предоставлено благоустроенное жилое помещение, соответствующее установленным санитарным нормам и правилам, стороной ответчика в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в силу разъяснений, изложенных в разделе III «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Поскольку истцы признаны малоимущими и поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, занимаемое ими жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, предъявленных к администрации Кушвинского городского округа.
При принятии решения суд руководствуется также соответствующими разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к КУМИ КГО, суд считает необходимым отказать, поскольку указанное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик администрация Кушвинского городского округа освобождена от уплаты государственной пошлины и с нее не может быть взыскана государственная пошлина, подлежащая уплате по данному иску.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Обраменко Сании, Бирюкова Владислава Дмитриевича к администрации Кушвинского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Обязать администрацию Кушвинского городского округа предоставить Обраменко Сание, Бирюкову Владиславу Дмитриевичу во внеочередном порядке благоустроенное и равнозначное по площади, ранее занимаемому жилому помещению, находящемуся по адресу: 624300, <адрес>, общей площадью 31,8 кв.м, отвечающее установленным санитарным и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и находящееся в черте г. Кушва, жилое помещение по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.
Судья Н.Ф.Туркина