Дело № 2-5079/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 24 декабря 2019 г.
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Володиной О.В.,при секретаре судебного заседания Басовой К.С.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл обратилось в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», с учетом уточнения исковых требований, изложенных в заявлении от 11 ноября 2019 г., просило возложить обязанности на ответчика устранить нарушения требований п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», а именно: демонтировать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов во дворе <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных исковых требований указано, что жители <адрес> неоднократно обращались в Управление Роспортебнадзора по Республики Марий Эл с жалобами на незаконное размещение указанной контейнерной площадки, как не соответствующей требованиям закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи с тем, что расстояние от контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов до малых архитектурных форм спортплощадки, расположенной на внутри дворовой территории между домами № и № «а» по <адрес>, не соответствует требованиям п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» и нарушает их права.
В судебном заседании представители истца Сурнова Е.А., Щекотова Н.А. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, уточнив срок устранения нарушения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель ответчика не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель третьего лица ТСЖ «Надежда» Казаков А.А. полагает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель третьего лица ТСЖ «Красноармейская,108 «а» Иванова М.Г. просила в иске отказать.
Представитель Управления городского хозяйства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев материалы гражданского дела, исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора установлен Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476, в соответствии с которым организацию государственного надзора осуществляет руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 05.08.1988 № 4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что между дворовой территорией жилого <адрес> и проезжей частью внутриквартального проезда к жилому дому № №» по ул. Подольских Курсантов г. Йошкар-Олы расположена контейнерная площадка.
Данной контейнерной площадкой пользуются жители жилых домов № по <адрес> (ТСЖ «Надежда» и №а по <адрес> (ТСЖ «Красноармейская, 108»).
Жители многоквартирного <адрес> пользуются контейнерной площадкой, расположенной по адресу: <адрес>.
Согласно выкипировки из Генерального плана г. Йошкар-Олы размещение контейнерной площадки предусмотрено между многоквартирными домами № по <адрес>, напротив пятого подъезда многоквартирного дома № 21 «а» по ул. Подольских Курсантов. Дворовая территория <адрес> не предусматривает размещение на ней контейнерной площадки, а предусматривает детские качели, автостоянки и зеленые насаждения.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в связи с поступившими обращениями граждан проведено санитарно-эпидемиологическое обследование указанной контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, ул. п.П.Курсантов, <адрес>.
По результатам санитарно-эпидемиологического обследования на 10 июля 2019 г. установлено, что контейнерная площадка с трех сторон, ограничена бордюром. На момент проведения обследования территория контейнерной площадки и прилегающая к ней территория загрязнены бытовыми отходами, спиленными ветками деревьев. Были проведены инструментальные измерения расстояний контейнерной площадки до территорий среды обитания. В результате которых расстояние от западной стены контейнерной площадки
1) до малой архитектурной формы - волейбольной сетки спортплощадки составляет 3,6 м при допустимом не менее 20 м,
2) до малой архитектурной формы - баскетбольного кольца спортплощадки составляет 7,3 м при допустимом не менее 20 м,
3) до малой архитектурной формы - группы турников спортплощадки составляет 13,5 м при допустимом не менее 20 м,
4) до малой архитектурной формы - малого турника спортплощадки составляет 15 м при допустимом не менее 20 м,
5) до малой архитектурной формы - песочницы детской игровой площадки составляет 20 м при допустимом не менее 20 м,
6) до малой архитектурной формы - качелей детской игровой площадки составляет 20 м при допустимом не менее 20 м.
В нарушении требований законодательства контейнерная площадка, расположена в непосредственной близости к волейбольной сетке, баскетбольного кольца, группы турников и малого турника спортплощадки у дворовой территории жилого <адрес> не соответствует требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88.
Таким образом, расположенная вблизи <адрес> контейнерная (мусорная) площадка не соответствует требованиям действующих санитарных норм и правил, так как находится на расстоянии менее 20 м от указанной детской площадки и спортплощадки, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Несоблюдение этих требований при эксплуатации помещений, находящихся в зонах ранее сложившейся застройки, лишило бы жильцов, проживающих в жилом <адрес>, рядом с которым расположены эти мусорные контейнеры, равного с другими гражданами права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а в соответствии со статьями 41 (часть 1), 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что возможность размещения контейнерной площадки с соблюдением установленных санитарными нормами отсутствует, суд возлагает на ответчика обязанность демонтировать контейнерную площадку.
Доводы Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о том, что она является не надлежащим ответчиком, суд признает не состоятельными.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
С учетом изложенного, орган местного самоуправления Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ответствен за определение места размещения контейнерной площадки в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Поскольку судом установлен факт нарушения размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов во дворе <адрес>, следовательно обязанность по ее демонтажу лежит на Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».
Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл к Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» демонтировать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов во дворе <адрес> в срок в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья О.В. Володина
Мотивированное решение составлено 31 декабря 2019 г.