50RS0№-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
20 января 2021 года
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи: Потемкиной И.И.
при помощнике Рыжовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Юсуповой Н. В. к Министерству социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения об установлении факта постоянного проживания, о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
установил:
Юсупова Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития <адрес> об установлении факта постоянного проживания, о признании решения незаконным, об обязании выдать удостоверение многодетной семьи, в обоснование требований указав, что в октябре 2020 года обратилась в Пушкинское отделение социальной защиты Министерства социального развития <адрес> с заявлением об установлении статуса многодетной семьи и выдачи удостоверения многодетной семьи. На поданное заявление она получила отказ от 07.10.2020г. Министерства социального развития <адрес> в установлении статуса многодетной семьи по причине отсутствия регистрации в <адрес> у супруга истицы. Полагала, что имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных законом для данной категории граждан, так как ее семья является многодетной, проживающей на территории <адрес>. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила об установлении факта постоянного проживания, о признании решения незаконным, возложить обязанность присвоить статус многодетной семьи и выдать удостоверение многодетной семьи.
В судебном заседании истица требования и доводы, изложенные в иске поддержала, пояснив, что оспаривает решение ответчика от 07.10.2020г., при подаче заявления, ее супруг имел временную регистрацию по месту пребывания в <адрес>.
Представитель ответчика по доверенности Петрук П.В. против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Юсупов Б.М. выступил на стороне иска.
Изучив материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в том числе в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от <дата> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Подпунктом 24 пункта 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.
Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» постановлено, что категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, определяют правительства республик в составе Российской Федерации, органы исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В <адрес> отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются <адрес> от <дата> №-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <адрес>» (далее - Закон МО №-ОЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона МО №-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в <адрес>, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона МО №-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти <адрес> с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.
Законом МО №-ОЗ установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей: социальные пособия, компенсации, другие меры социальной поддержки (главы 2-5 Закона).
В силу статьи 21 Закона МО №-ОЗ, регламентирующей финансирование и порядок предоставления мер социальной поддержки, финансирование мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в <адрес>, установленных настоящим Законом, осуществляются за счет средств бюджета <адрес> (часть 1). Согласно части 2 статьи 21 Закона МО №-ОЗ порядок и условия предоставления мер социальной поддержки устанавливаются <адрес>.
Частью 4 статьи 21 Закона МО №-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <адрес>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
В порядке реализации положений части 2 статьи 21 Закона МО №-ОЗ постановлением <адрес> от <дата> № утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи; образец бланка «Удостоверение многодетной семьи», который устанавливает правила и условия выдачи удостоверения многодетной семьи.
В соответствии с названным Постановлением удостоверение выдается лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей (родившихся и (или) усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц) (далее - ребенок, дети) в возрасте до 18 лет, а также достигших совершеннолетия одного или нескольких детей, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения (далее - образовательная организация) и не достигли 23 лет (далее - Заявитель). Удостоверение выдается, если все члены многодетной семьи имеют место жительства в <адрес>. Многодетной семье выдается одно удостоверение на семью. За получением удостоверения Заявитель обращается в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития <адрес> (далее - Подразделение) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства.
Материалами дела установлено:
Юсупов Б.М. и Илькевич Н.В. вступили в брак <дата>, супругам присвоена фамилия Юсуповы.
Юсупова Н.В. и Юсупов Б.М. являются родителями несовершеннолетних Юсупова Р.Б.<дата> года рождения, Юсупову А.Б. <дата> года рождения, также истица Юсупова Н.В. имеет ребенка Илькевич К.М. <дата> года рождения, от первого брака, отец которого Илькевич М.В., как следует из свидетельства о смерти, умер <дата> году, старший ребенок проживает с ее семьей, проходит обучение в <данные изъяты>. на очном отделении, за счет средств федерального бюджета, со сроком окончания <данные изъяты>
Истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи;
Решением Пушкинского окружного УСЗН Министерства социального развития <адрес> от <дата> истцу отказано в предоставлении государственной услуги, поскольку у одного или нескольких членов семьи места жительства на территории <адрес> отсутствует. Как следует из пояснений ответчика отказ связан с отсутствием постоянной регистрации в <адрес> супруга истца. Иных оснований для отказа решение не содержит;
Согласно выписке из домовой книги истец с детьми зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес> ул. <адрес>.
Супруг истца – Юсупов Б.М. временно зарегистрирован по месту пребывания по выше указанному адресу с <дата> по 04.06.2023г., по месту жительства зарегистрирован в <адрес>, с места жительства Юсупова Б.М. имеется справка. Что по месту жительства он не обращался за получением удостоверения многодетной семьи, и никакие льготы не получал.
В силу ст. 2 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под местом пребывания в силу этой же нормы права понимается - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации», регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Кроме того, в ст. 3 ФЗ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» содержится прямое указание, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> №-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая, что семья истца по месту жительства супруга в <адрес> статус многодетной семьи не присваивался, что подтверждается справкой, имеющейся в материалах дела, удостоверение не выдавалось, а имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт проживания супруга истца в <адрес> - как следует из сообщения ГОАН ОУУП и ПНД МУ МВД России «Пушкинское» расположенных в <адрес>, Юсупову Б.М. установлен административный надзор, в решением об установлении административного надзора Юсупову Б.М. установлены ограничения как- то выезд из <адрес> и т.д., также из актов проверки Юсупова Б.М. по месту пребывания, следует, что Юсупов Б.М. находится при проверке по адресу г. <адрес>, истица и ее дети зарегистрированы и проживают в г. <адрес>, ребенок истицы - Илькевич К.М<данные изъяты> проходит обучение в МАИ по очной форме обучения, за счет средств федерального бюджета, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для выдачи удостоверения многодетной семьи в <адрес>, в связи с чем, на Министерство социального развития <адрес> должна быть возложена обязанность выдать истцу удостоверение многодетной семьи.
В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу статьи 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
По итогам рассмотрения дела суд приходит к выводу, что требование об установлении факта постоянного проживания Юсупова Б.М. в <адрес> является не предметом спора, а обоснованием заявленных требований о выдаче удостоверения многодетной семьи, в связи с чем, не требуют разрешения в порядке установления факта, имеющего юридическое значение.
Также имеются основания для удовлетворения требований иска о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, поскольку при обращении к ответчику был предоставлен полный пакет документов о месте пребывания Юсупова Б.М. на территории <адрес>, обратного суду не представлено ответчиком.
При этом учитывается, что Юсупов Б.М. зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> только с июня 2020 года, после освобождения из мест лишения свободы, то есть на момент обращения истицы к ответчику, имелись все те же документы, которые позднее были истицей представлены в суд.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Юсуповой Н. В. к Министерству социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения об установлении факта проживания на территории <адрес> оставить без рассмотрения.
Исковые требования Юсуповой Н. В. к Министерству социального развития <адрес> о признании решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение многодетной семьи удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерство социального развития <адрес> в лице Пушкинского управления социальной защиты населения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи.
Обязать Министерство социального развития <адрес> в лице Пушкинского окружного управления социальной защиты населения выдать Юсуповой Н. В. удостоверение многодетной семьи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09.02.2021г.
Судья: И.И. Потемкина