РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 августа 2022 года г. о. Самара
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Смоловой Е.К.,
при секретаре Зиминой Д.В.,
с участием старшего помощника прокурора Гридневой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа №» г.о. Самара, Администрации г. о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара об обязании совершить действия,
установил:
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в Советский районный суд <адрес> с исковыми требованиями к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа №» г.о. Самара, Администрации г. о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара об обязании совершить действия, а именно с учетом уточнения просил суд:
обязать МБОУ «Школа №» г.о. Самара в двухмесячный срок с момента выделения денежных средств принять меры к установке телефона с автоматическим определения номера, восстановления целостности ограждения по адресу: <адрес>, в целях пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), а также исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц;
обязать Администрацию г.о. Самара и Департамент образования г.о. Самары в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства МБОУ «Школа №» г.о. Самара денежные средства для восстановления сплошного ограждения по периметру здания школы, установки телефона с автоматическим определением номера по адресу: <адрес> коммунаров, <адрес>.
В обоснование иска указано, что <адрес> проведен анализ исполнения МБОУ «Школа №» г.о.Самара законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях. Установлено, что данным образовательным учреждением в рамках борьбы с терроризмом не исполняются предусмотренные законом обязанности. Выявлено отсутствие сплошного ограждения территории, отсутствие телефона с автоматическим определением номера как средства передачи тревожных сообщений в случае угрозы совершения террористического акта. Для устранения выявленного нарушения прокуратурой района в адрес руководителя образовательного учреждения вносилось представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены ввиду отсутствия финансовой возможности.
В связи с вышеизложенным, руководствуясь ст. 45, 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Гриднева Н.В. уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав явившихся участков процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведен анализ исполнения МБОУ «Школа №» г.о.Самара законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях.
Установлено, что данным образовательным учреждением в рамках борьбы с терроризмом не исполняются предусмотренные законом обязанности. Выявлено отсутствие сплошного ограждения территории, отсутствие телефона с автоматическим определением номера как средства передачи тревожных сообщений в случае угрозы совершения террористического акта.
Для устранения выявленного нарушения прокуратурой района в адрес руководителя образовательного учреждения вносилось представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены ввиду отсутствия финансовой возможности.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в сфере образовательной деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общеправовые принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Закона №-Ф3 юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Пунктами 6 и 13 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) на объекты 1, 2, 3 и 4 категорий.В соответствии с п.17 Постановления Правительства Российской1 Федерации № антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
-на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории)
-на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта
-на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях)
-на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения
-на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий)
-на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте ( территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Пунктами 24 и 25 Постановления Правительства Российской Федерации № в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) установлен определенный перечень мероприятий, обязательный для выполнения образовательными учреждениями.
Для устранения выявленного нарушения прокуратурой района в адрес руководителя образовательного учреждения вносилось представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены ввиду отсутствия финансовой возможности.
В соответствии со ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом детского сада его учредителем является муниципальное образование - городской округ Самара. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация г.о. Самары.
Согласно пункта 1 статьи 25 Устава г.о. Самара, Администрация г.о. Самара является исполнительно распорядительным органом г.о. Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>.
Вместе с тем, Администрация г.о. Самара не является ни органом, осуществляющим функцию управления муниципальным имуществом, ни органом, осуществляющим принятие муниципального бюджета и внесение в неё изменений.
Соответственно, на Администрацию г.о. Самара возлагается обязанность принять необходимые организационные меры для обеспечения финансирования проведение работ по устранению вышеуказанных нарушений законодательства здания ответчика.
В соответствии с п.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" на организации, осуществляющие обучение, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
Согласно пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Таким образом, выявленные прокуратурой <адрес> нарушения, создают угрозу совершения террористических актов в отношении учащихся и сотрудников образовательного учреждения, допускают свободное проникновение на территорию образовательного учреждения с целью совершения противоправных действий, а также создают препятствие в установлении лиц, совершивших противоправные действия на территории школы, тем самым нарушают права граждан, в том числе несовершеннолетних, на безопасное пребывание в образовательном учреждении, сохранение их жизни и здоровья.
Учитывая вышеизложенное, а также высокую общественную значимость рассматриваемого спора, в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан <адрес>, соблюдения антитеррористической безопасности, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для обязания ответчика – МБОУ «Школа №» г.о. Самара в двухмесячный срок с момента выделения денежных средств Администрацией г.о. Самара и Департаментом образования г.о. Самары устранить нарушения, а также обязании Администрацию г.о. Самара, Департамент образования г.о. Самара в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства МБОУ «Школа №» г.о. Самара устранение нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МБОУ «Школа №» г.о. Самара в двухмесячный срок с момента выделения денежных средств принять меры к установке телефона с автоматическим определения номера, восстановления целостности ограждения по адресу: <адрес>, в целях пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), а также исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц.
Обязать Администрацию г.о. Самара и Департамент образования г.о. Самары в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда выделить денежные средства МБОУ «Школа №» г.о. Самара денежные средства для восстановления сплошного ограждения по периметру здания школы, установки телефона с автоматическим определением номера по адресу: <адрес> коммунаров, <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд <адрес> в порядке статьи 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течении месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: