№2-3421/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2014 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Шамухамедовой Е.В.
при секретаре Крыловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <ФИО>1 о признании незаконными действий Астраханской таможни,
у с т а н о в и л:
<ФИО>1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Астраханской таможни, указав, что <дата> обратился по телефону в Астраханскую таможню за консультацией с вопросом о том, что и в каких количествах он может привезти в Россию из-за границы без уплаты пошлин. Должностным лицом Астраханской таможни заявителю отказано в предоставлении услуги по консультации, поскольку данные вопросы не входят в список тех вопросов, по которым таможня предоставляет консультацию по телефону, для чего необходимо приехать в таможню либо написать письменно заявление. Считает действия таможни незаконными, нарушающими гражданские права, в связи с чем обратился в суд. Просит суд признать незаконными действия Астраханской таможни, выразившиеся в отказе предоставления консультации.
Заявитель <ФИО>1 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, в заявлении просил в связи с невозможностью явиться в судебное заседание рассмотреть заявление в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Астраханской таможни <ФИО>3, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, просила отказать, по причинам, изложенным в возражении на заявление.
Суд, выслушав представителя Астраханской таможни <ФИО>3, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из положений статьи 258 ГПК Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В судебном заседании установлено, что <дата> <ФИО>1 обратился по телефону в Астраханскую таможню за консультацией с вопросом о том, что и в каких количествах он может привезти в Россию из-за границы без уплаты пошлин. Должностным лицом Астраханской таможни заявителю отказано в предоставлении услуги по консультации, поскольку данные вопросы не входят в список тех вопросов, по которым таможня предоставляет консультацию по телефону, для чего необходимо приехать в таможню либо написать письменно заявление.
В соответствии со ст.11 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно. При консультировании должностное лицо таможенного органа не вправе: проводить консультации по вопросам, не входящим в компетенцию таможенных органов; вносить изменения и дополнения в представленные заинтересованными лицами документы; совершать на документах заинтересованных лиц распорядительные надписи, давать указания таможенным органам или каким-либо иным способом влиять на последующие решения таможенного органа или действия его должностного лица при осуществлении функций, возложенных на таможенные органы; сообщать сведения, не подлежащие разглашению в соответствии с законодательством.
Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно ст.52 Федерального закона №311-ФЗ от <дата> «О таможенном регулировании в РФ», порядок организации информирования и консультирования таможенными органами определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Приказом ФТС России от <дата> N 1128 утвержден Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Указанный Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен, а также порядок взаимодействия ФТС России, РТУ, таможен при осуществлении полномочий в сфере информирования об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (пункт 1 Административного регламента).
Согласно пунктам 6, 7, 8 административного регламента в телефонном режиме осуществляется лишь информирование о порядке предоставления государственной услуги, то есть о месте нахождения таможенного органа, графике приема лиц при предоставлении государственной услуги, какие документы необходимо иметь для получения государственной услуги.
В соответствии с п. 24 регламента, для получения государственной услуги по консультированию по вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, в устной форме лицо должно иметь при себе следующие документы: документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы юридического лица (в случае обращения за государственной услугой представителя юридического лица).
Согласно п. 71 регламента, при устном запросе лица о предоставлении консультации по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, уполномоченное должностное лицо, ответственное за консультирование, приглашает его в помещение, где проводится консультирование.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в телефонном режиме предусмотрено информирование лиц только о порядке предоставления государственной услуги, в связи с чем <ФИО>1 на законных основаниях отказано в предоставлении консультации по телефону о порядке ввоза в страну товаров.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления о признании незаконными действий Астраханской таможни не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление <ФИО>1 о признании незаконными действий Астраханской таможни – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца, через Советский районный суд <адрес>.
Полный текст решения изготовлен <дата>.
Судья Е.В. Шамухамедова