Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2045/2014 ~ М-2001/2014 от 13.10.2014

Дело № 2-2045/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2014 года                         г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Клаус Н.В.,

при секретаре Кононенко Е.В.,

с участием представителя истца Степанов А.Г.,

представителя ответчика ООО «Зеясервис» - Емельянова М.В.,

представителей ответчика ООО «Водоочистная станция 3» - Малахов А.В. и Крапива Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей к обществу с ограниченной ответственностью «Водоочистная станция 3», обществу с ограниченной ответственностью «Зеясервис», администрации <адрес> о признании противоправными действий в отношении неопределенного круга потребителей коммунальных услуг по предоставлению услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилось в суд с иском к ООО «Водоочистная станция 3», ООО «Зеясервис», администрации <адрес> о признании противоправными и прекращении действий в отношении неопределенного круга потребителей - жителей домов в районе ДСМ по предоставлению услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества, в обоснование требований указав, что на основании данных о несоответствии качества питьевой холодной воды, подаваемой из скважины ДСМ в отношении управляющей организации ООО «Зеясервис» и ресурсоснабжающей организации ООО «Водоочистная станция 3» территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в <адрес>, Зейском и <адрес>х проведено административное расследование, в рамках которого проведено исследование питьевой холодной воды из разводящей сети, до сети и скважины на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Согласно экспертного заключения <Номер обезличен>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена> филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по <адрес> в <адрес>, Зейском и <адрес>х», проба питьевой холодной воды, отобранная из разводящей сети в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, а также отобранная до сети из водонапорной башни ДСМ и из скважины ДСМ не соответствует по санитарно-химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Согласно данных мониторинга по воде за июль 2014 года, поступивших от ООО «Водоочистная станция 3», не соответствуют норме по цветности и содержанию железа пробы питьевой воды, отобранные со скважины, башни ДСМ, из разводящей сети <адрес> по <адрес> <адрес>. В рамках внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Водоочистная станция 3» проведено исследование питьевой холодной воды до сети и скважины ДСМ на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Согласно экспертного заключения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, пробы питьевой холодной воды из источника – скважина ДСМ (№ АМ-236), а также отобранной до сети из водонапорной башни ДСМ не соответствует норме по санитарно-химическим, органолептическим показателям - превышено содержание железа. Указанное несоответствие является нарушением ч.2 ст. 19 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно положениям которой индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. На основании изложенного, просит признать противоправными действия ООО "Водоочистная станция 3", ООО "Зеясервис" и администрации <адрес> в отношении неопределенного круга потребителей - жителей домов в районе ДСМ по предоставлению коммунальной услуги - водоснабжение через централизованные системы, ненадлежащего качества, обязать ответчиков привести качество питьевой воды, подаваемой в дома в районе ДСМ <адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01, а также обязать ответчиков довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просит признать противоправными действия ООО «Водоочистная станция 3», ООО «Зеясервис», администрации <адрес> в отношении неопределенного круга потребителей - жильцов домов в районе ДСМ по предоставлению коммунальной услуги – питьевой холодной воды ненадлежащего качества в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, обязать ответчиков привести качество питьевой воды, подаваемой в дома в районе ДСМ <адрес> в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01, а также довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда.

В судебном заседании представитель истца Степанов А.Г. на удовлетворении требований настаивал, пояснив о вышеизложенном, также пояснил, что в <адрес> действительно не имеется официального административно-территориального деления города, согласно которому существовал бы район ДСМ, вместе с тем, истец не обладает информацией о конкретном перечне домов, жители которых потребляли услугу холодного водоснабжения из так называемой скважины ДСМ, в связи с чем просит рассмотреть дело по заявленным требованиям и представленным в материалы дела доказательствам. Одновременно пояснил, что в настоящее время качество питьевой воды, поставляемой потребителям ООО "Водоочистная станция 3" и ООО "Зеясервис" соответствует установленным требованиям, поскольку поставка воды осуществляет из иного источника.

Представители ответчика ООО «Водоочистная станция 3» Малахов А.В. и Крапива Е.Ю. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласны, пояснили, что в 2011 году администрацией <адрес> была разработана программа по ликвидации скважины ДСМ, финансирование в рамках которой не было осуществлено и ООО «Водоочистная станция 3» за свой счет осуществило переход на поставку холодного водоснабжения из иного источника по трубопроводу построенной водопроводной сети наземного заложения. <Дата обезличена> была произведена промывка и дезинфекция трубопровода, после которой были взяты пробы воды на химический и бактериальный анализ, по результатам лабораторных исследований было установлено, что питьевая вода соответствует качеству и нормам. В настоящее время ни один из домов не получает холодную воду со скважины ДСМ, в связи с чем нарушения прав потребителей со стороны ООО «Водоочистная станция 3» отсутствуют. При этом не отрицали факт нарушения требований к качеству холодной питьевой воды, поставляемой из скважины ДСМ ранее, поскольку еще в <Дата обезличена> года проводились лабораторные исследования воды, по результатам которых было выявлено, что цветность воды превышает установленную норму. Однако полагают, что названные нарушения также не могут быть поставлены в вину ООО "Водоочистная станция 3", поскольку скважина ДСМ являлась муниципальной собственностью, в ООО «Водоочистная станция 3» была передана на хранение.

Представитель ответчика ООО «Зеясервис» Емельянова М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснила что в управлении ООО "Зеясервис" находится единственный многоквартирный дом, жители которого ранее потребляли услугу холодного водоснабжения, поставка которой осуществлялась из так называемой скважины ДСМ - <адрес> по пер.Заревый в <адрес>. Между управляющей компанией ООО «Зеясервис» и собственниками жилых помещений многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> в <адрес> заключен договор на управление <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. сроком на три года с <Дата обезличена>. Между ООО «Зеясервис» и ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоочистная станция 3» заключен договор на поставку питьевой воды <Номер обезличен> от <Дата обезличена>., который действует до <Дата обезличена>. В соответствии с договором управления <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. одним из предметов деятельности общества является планирование и организация работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию, текущему ремонту жилищного фонда; обеспечение потребителей жилищными и коммунальными услугами установленного уровня, качества и в объеме, соответствующем нормативам потребления, таким образом управляющая компания в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам является Исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги. Из п. 3.1. договора <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. следует, что общество с ограниченной ответственностью «ВОС 3» обязуется обеспечить «Абонента» питьевой водой, соответствующей гигиеническим требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными правилами и нормами, в объемах, указанных в Приложении №1, которое является неотъемлемой частью договора, до установки приборов учета на границе эксплуатационной ответственности. Факт предоставления услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества подтверждается результатами лабораторных исследований качества питьевой воды, подаваемой населению многоквартирного <адрес> по <адрес> в <адрес>, в адрес управляющей компании ООО «Зеясервис» неоднократно поступали жалобы от жителей многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> на плохое качество холодной воды, в связи с чем в адрес ресурсоснабжающей организации была направлена претензия <Номер обезличен> от <Дата обезличена>. по факту предоставления некачественной питьевой воды, со своей стороны ООО «Зеясервис» в отношении граждан - потребителей был произведен перерасчет за некачественную услугу холодного водоснабжения за <Дата обезличена> года. По данному факту Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>, Зейском и <адрес>х была проведена проверка, вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от <Дата обезличена>., согласно которому в действиях ООО «Зеясервис» отсутствуют нарушения требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. Полагает, что ООО «Зеясервис» не может быть ответчиком по настоящему спору, поскольку выступает посредником между населением и ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоочистная станция 3», не покупает воду и не перепродает, а оказывает коммунальные услуги в объеме, соответствующем нормативам потребления или в соответствии с заявленными требованиями, что отражено в Уставе организации. ООО «Зеясервис» начисляет и собирает платежи за водоснабжение, а за качество поставляемой воды отвечает ООО «ВОС 3» согласно заключенному договору с ООО «Зеясервис». Скважину ДСМ в надлежащем санитарном состоянии должен был содержать ее собственник или арендатор - администрация <адрес> или ООО "Водоочистная станция 3".

Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен. Из пояснений представителя администрации <адрес> Владимировой К.В., данных в судебном заседании ранее следует, что она полагает администрацию <адрес> ненадлежащим ответчиком, поскольку администрация города не осуществляет предоставление коммунальных услуг гражданам.

Заслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч.1 ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

В силу ст.40 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей", федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, на территории <адрес> государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>.

В силу пп.7 п.4 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей», должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с иском к ООО «Водоочистная станция 3», ООО «Зеясервис» и администрации <адрес> о защите прав неопределенного круга потребителей, который не может быть определен точно, так как в силу требований ст. 1, 3 Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» № 5242-1 от 25 июля 1993 года, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Кроме того, жилые помещения ежедневно отчуждаются путем купли-продажи, дарения, по праву наследства, сдаются собственниками по договору найма и нанимателями по договору поднайма и другими способами. В связи с рождением, смертью, изменением семейного положения изменяется круг лиц, в отношении которых поставлен вопрос о защите их прав, следовательно, в силу различных причин, в том числе, в связи с установленной законом свободой передвижения, конкретные лица, проживающие в жилых многоквартирных домах, не могут быть определены.

Таким образом, обращение с данным исковым заявлением в суд Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> законно и обоснованно.

В судебном заседании установлено, что в период с <Дата обезличена> до <Дата обезличена>, холодная питьевая вода для нужд потребителей – жильцов жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> предоставлялась ненадлежащего качества.

Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п.1). Если законами или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующим этим требованиям.

Согласно ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> № 354, регулирующими отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающими их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяющими основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентирующими вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Указанными Правилами установлено, что исполнителем применительно к потреблению коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – ресурсоснабжающая организация.

Согласно п. 4 указанных Правил в состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, в том числе, входит холодное водоснабжение - то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг. Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг. Качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам (п.3 Правил).

В соответствии с п. 31 Правил, исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Отношения между абонентами (заказчиками) и гарантирующими организациями в сфере в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года, согласно положениям которого под абонентом для целей названного закона понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Нормы Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» также обязывают абонента своевременно заключать договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и гарантирующую организацию: обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и ООО «Водоочистная станция 3» был заключен договор хранения от <Дата обезличена>, согласно п. 1.1. которого Хранитель (ООО «Водоочистная станции 3») обязуется безвозмездно хранить переданное Поклажедателем (КУМИ <адрес>) имущество, в том числе водонапорную башню ДСМ и скважину ДСМ, в целях обеспечения его сохранности и поддержания передаваемого имущества в рабочем состоянии, позволяющем использовать его в целях, для которых оно предназначено, и возвратить это имущество в сохранности по требованию Поклажедателя. Хранитель осуществляет эксплуатацию переданного на хранение имущества в соответствии с его назначением, получая доходы от его использования. Согласно п.2.1. Договора, Хранитель обязан принять для сохранности вверенного ему имущества, в том числе противопожарные, санитарные и иные меры. Соглашением от <Дата обезличена> в связи с заключением концессионных соглашений в отношении муниципального имущества, являющегося объектом хранения по договору от <Дата обезличена>, стороны расторгли указанный договор хранения.

На основании концессионного соглашения <Номер обезличен> в отношении объектов жилищно- коммунального хозяйства <адрес> от <Дата обезличена>, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> и обществом с ограниченной ответственностью «Водоочистная станция 3», Концессионер (ООО «Водоочистная станция 3») обязался в период действия настоящего соглашения за свой счет провести капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию) коммунальных сетей и иного имущества, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения, и осуществлять обеспечение потребителей <адрес> коммунальными услугами (водоснабжение), в соответствии с назначением имущества, являющегося объектом настоящего соглашения, с использованием этого имущества, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленным соглашением, право владения и пользования данным имуществом для осуществления указанной деятельности.

На основании п. 2 концессионного соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, объектом соглашения являются коммунальные сети, а также иное имущество, подлежащее реконструкции и модернизации, образующее единое целое и предназначенное для использования по общему назначению, для осуществления деятельности, установленной настоящем соглашением. Состав и описание имущества, являющегося объектом соглашения приведены в приложениях к настоящему соглашению. Согласно приложению <Номер обезличен> в перечне реконструируемых (модернизируемых) объектов содержится указание на устройство водовода от УТ 122 (база ПМК 115) до УТ 67 (пер.Заревый, 7), ликвидация башни ДСМ.

Постановлением и.о. главы администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО «Водоочистная станция 3», осуществляющее централизованное холодное водоснабжение на территории <адрес> наделено статусом гарантирующей организации.

Также в судебном заседании установлено, что <Дата обезличена> между ООО «Водоочистная станция 3» и ООО «Зеясервис» заключен договор № 207-В на поставку питьевой воды, согласно условиям которого ООО «Водоочистная станция 3» обязуется подавать ООО «Зеясервис» через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду, соответствующую гигиеническим требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными правилами и нормами в объемах, указанных в Приложении <Номер обезличен> к договору, до установки приборов учета на границе эксплуатационной ответственности. В п. 5.1 договора предусмотрено, что ООО «Зеясервис» несет ответственность за сохранность и эксплуатацию сетей, сооружений и устройств, находящихся в его границах эксплуатационной ответственности. Граница ответственности за состояние и эксплуатацию водопроводных сетей, сооружений и устройств устанавливается актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон (п. 5.5 договора).

    Согласно положений Устава, предметом деятельности ООО «Водоочистная станция 3» является бесперебойная и надежная работа объектов водоснабжения (магистральных водопроводов, уличных водопроводных сетей, очистных сооружений водопровода, подземных водозаборов-скважин, водонапорных башен и резервуаров, насосных станций подкачки) (п. 2.3.), при этом Общество осуществляет следующие виды деятельности: водопользование из поверхностных водных объектов и подземных источников, подготовка питьевой воды согласно ГОСТу на водоочистной станции, транспортировка по магистральным водоводам воды из водохранилища на водоочистную станцию, подача в распределительную сеть потребителей и транспортировка питьевой и технической воды (п. 2.4.). Для достижения указанных целей Общество наделяется имуществом, передаваемым ему собственником на праве оперативного управления, в аренду, субаренду (п. 2.5. Устава).

ООО «Зеясервис», согласно положениям Устава, осуществляет деятельность по организации качественного водоснабжения и канализации стоков, оказанию услуг по реализации потребителям электроэнергии, тепла, воды, содержанию жилого фонда (п. 3.2 Устава).

На основании договора <Номер обезличен> на управление многоквартирным домом с Управляющей компанией от <Дата обезличена>, управление жилым многоквартирным домом <Номер обезличен> по <адрес> в <адрес> осуществляет ООО «Зеясервис», в том числе, оказывает услуги по холодному водоснабжению многоквартирного дома (Приложение <Номер обезличен> к договору), при этом обязуется качественно оказывать услуги по настоящему договору.

Таким образом, судом установлено, что скважина ДСМ (№ АМ - 236), водонапорная башня ДСМ, водопроводные сети до <адрес> по <адрес> <адрес>, являясь муниципальным имуществом, на основании договора хранения были переданы в ООО "Водочистная станция 3". В дальнейшем на основании концессионного соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> объекты жилищно-коммунального хозяйства <адрес> переданы Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> во владение и пользование ООО «Водоочистная станция 3», которое обязалось в период действия настоящего соглашения, в том числе, за свой счет провести капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию) коммунальных сетей и иного имущества, а также ликвидацию башни ДСМ и осуществлять обеспечение потребителей <адрес> коммунальными услугами (водоснабжение), в соответствии с назначением имущества. Внутридомовые сети по <адрес> находятся на обслуживании ООО «Зеясервис».

Таким образом, исполнителем услуги по холодному водоснабжению по отношению к потребителям – жильцам <адрес> <адрес> в <адрес> является ООО «Зеясервис», поскольку поставляет холодную питьевую воду на возмездной основе потребителям в управляемый им многоквартирный дом, следовательно, данный ответчик является надлежащим по данному иску.

Вместе с тем, питьевую холодную воду для нужд граждан-потребителей, проживающих в многоквартирном <адрес> <адрес> находящемся в управлении ООО «Зеясервис», поставляет ООО «Водоочистная станция 3».

Доводы представителей ответчика ООО «ВОС 3» о том, что Общество является ненадлежащим ответчиком по иску, так как скважина ДСМ являлась муниципальной собственностью, а в ООО «Водоочистная станция 3» была передана только на хранение, суд находит несостоятельными, поскольку по договору хранения от <Дата обезличена> ООО «Водоочистная станция 3» фактически использовало скважину ДСМ (№ АМ - 236), водонапорную башню ДСМ, водопроводные сети при осуществлении своей деятельности, получая доходы от их использования и не получая вознаграждения за их хранение, соответственно, должно было нести расходы на их содержание. На основании концессионного соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО «Водоочистная станция 3» также обязалось в период действия настоящего соглашения за свой счет провести капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию) коммунальных сетей и иного имущества и осуществлять обеспечение потребителей <адрес> коммунальными услугами (водоснабжение), в соответствии с назначением имущества.

Ссылка на то обстоятельство, что Общество не является собственником данных объектов водоснабжения, также не может быть принята во внимание, поскольку тот факт, что ООО «Водоочистная станция 3» в конечном итоге поставляет указанный коммунальный ресурс для населения, является очевидным и сторонами не оспаривается.

На основании изложенного суд считает, что ООО «Водоочистная станция 3» является надлежащим ответчиком по данному иску.

Поскольку указанные выше объекты водоснабжения были переданы муниципальным образованием на хранение, а в последующем во владение и пользование ООО «Водоочистная станция 3», которое в свою очередь фактически использовало их при осуществлении своей деятельности, получая доходы от их использования и не получая вознаграждения за их хранение, администрация <адрес> не должна отвечать за качество поставляемой услуги холодного водоснабжения, поскольку не содержит и не использует указанные объекты, следовательно является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

    Отношения между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулирует законодательство о защите прав потребителей, которое устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" одним из обязательных требований к любому товару (работе, услуге) называет качество и устанавливает право потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг, и обязанность продавца (исполнителя) передать покупателю товар, соответствующий качеству, которое в большинстве случаев определяется государственными стандартами.

В силу ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В соответствии со ст. 7 указанного Закона, потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

     Согласно ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно п.31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, на исполнителя возлагается обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, уплаты неустоек (штрафов, пеней) (п. 32 Правил).

Согласно п. 33 Правил, потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества. Потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

Согласно п. 18 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», под питьевой водой понимается - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, устанавливаются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. № 24, которые предусматривают, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).

    В соответствии с п. 3.4. СанПиН 2.1.4.1074-01, безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:

- обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица 2);

- содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения (таблица 3);

- содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека (Приложение 2).

Согласно п. 3.4.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 при обнаружении в питьевой воде нескольких химических веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности и нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку вредности, сумма отношений обнаруженных концентраций каждого из них в воде к величине его ПДК не должна быть больше 1.

Благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении. Не допускается присутствие в питьевой воде различимых невооруженным глазом водных организмов и поверхностной пленки (п. 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01).

    В судебном заседании установлено, что на основании данных о несоответствии качества питьевой холодной воды, подаваемой из скважины ДСМ филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по <адрес> в <адрес>, Зейском и <адрес>х» для выяснения соответствия воды СанПиН 2.1.4.1074-01 были произведены отборы проб холодной питьевой воды из разводящей сети в жилом многоквартирном доме, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, до сети из водонапорной башни ДСМ и из скважины ДСМ, эксплуатируемой ресурсоснабжающей организацией ООО «Водоочистная станция 3», и проведены санитарно-гигиенические экспертизы качества воды.

Согласно экспертным заключениям № <Номер обезличен>, <Номер обезличен> от <Дата обезличена>:

проба воды питьевой холодной из разводящей сети по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, не соответствует по химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»: по цветности 30,3+-6,1, при норме не более 20.0 градусов, по содержанию железа – 0,91+-0,23 мг/л, при норме не более 0.3 мг/л;

проба воды питьевой холодной до сети (павильон башни ДСМ), по адресу: <адрес>, <адрес> не соответствует по химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»: по цветности 36,7+-7,3, при норме не более 20.0 градусов, по содержанию железа – 1,13+-0,28 мг/л, при норме не более 0.3 мг/л;

проба воды питьевой холодной из источника (павильон скважины ДСМ) по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> не соответствует по химическим, органолептическим показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»: по цветности 21,1+-4,2, при норме не более 20.0 градусов, по содержанию железа – 1,09+-0,27 мг/л, при норме не более 0.3 мг/л;

Согласно данных мониторинга ООО "Водоочистная станция 3" по питьевой воде за <Дата обезличена>, не соответствует норме пробы питьевой воды, отобранные ЛПК скважина (скважина ДСМ) – железо 1,82 г\дм3, ЛПК башня (башня ДСМ) (проба от <Дата обезличена> года) - цветность- 380, железо – 1,51 г\дм3, ЛПК башня (проба от <Дата обезличена> года) - цветность- 550, ЛПК башня (проба от <Дата обезличена> года) - цветность- 400, из разводящей сети <адрес> <адрес> - цветность- 310.

Согласно экспертному заключению филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по <адрес> в <адрес>, Зейском и <адрес>х" <Номер обезличен> от <Дата обезличена>:

вода питьевая холодная из источника – скважина ДСМ (№ АМ-236), расположенной в районе ОАО "<адрес>" не соответствует по санитарно-гигиеническим показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»: по содержанию железа – 1,26+-0,31 мг/л, при норме не более 0.3 мг/л;

вода питьевая холодная отобранная до сети из башни (до сети) скважины ДСМ, не соответствует по санитарно-гигиеническим показателям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»: по цветности 22,1+-4,4, при норме не более 20.0 градусов, по содержанию железа – 1,28+-0,32 мг/л, при норме не более 0.3 мг/л.

Таким образом установлено, что качество питьевой холодной воды, поставляемой для нужд граждан-потребителей, проживающих в жилых домах, поставка питьевой холодной воды которым осуществлялась вплоть до <Дата обезличена> из скважины ДСМ до указанного времени не соответствовало по санитарно-гигиеническим показателям установленным нормам по цветности и содержанию железа. Вместе с тем, поскольку документально подтвержденных сведений о полном перечне жилых домов, холодное водоснабжение которых осуществлялось из указанного выше источника до перевода потребителей на иной источник водоснабжения в <Дата обезличена>, суду не представлено, при этом определением суда истцу было предложено уточнить требования в части указания на перечень жилых домов в районе ДСМ, жители которых являются потребителями коммунальной услуги по водоснабжению, действия по предоставлению которой по мотиву ее не надлежащего качества оспаривает истец, указанное определение суда истцом исполнено не было, из экспертных заключений № <Номер обезличен> <Номер обезличен> следует, что пробы питьевой холодной воды отбирались из разводящей сети в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, из пояснений представителя ответчика ООО "Зеясервис" следует, что в управлении в управлении ООО "Зеясервис" находится единственный многоквартирный дом, жители которого ранее потребляли услугу холодного водоснабжения, поставка которой осуществлялась из так называемой скважины ДСМ - <адрес> по <адрес> в <адрес>, доказательств иного суду не представлено, суд полагает установленным факт поставки питьевой холодной воды ненадлежащего качества для нужд граждан-потребителей, проживающих лишь в указанном доме по адресу: <адрес>, <адрес>

Поскольку судом установлено, что обязанность по предоставлению питьевой холодной воды надлежащего качества потребителям по указанному выше адресу лежит на ответчиках ООО «Водоочистная станция 3» и ООО «Зеясервис», следовательно, контроль содержания качества поставляемой населению воды также является обязанностью указанных ответчиков.

В соответствии с ч.1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Ответчики - ООО "Водоочистная станция 3" и ООО "Зеяясервис", принявшие на себя обязанности по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению, получая за оказание услуг плату, обязаны соблюдать установленные требования, в том числе, к качеству поставляемой для нужд потребителей питьевой холодной воды.

Доказательств невозможности соблюдения ответчиками правил и норм санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемых к качеству питьевой воды, какие-либо другие обстоятельства, безусловно исключающие вину Обществ в предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества, в материалах дела отсутствуют.

Одновременно в судебном заседании установлено и не оспаривается представителем истца, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <Дата обезличена> был переведен на иной источник поставки холодного водоснабжения и в настоящее время качество потребляемой гражданами питьевой холодной воды соответствует установленным нормам.

Так, как следует из пояснений представителя ответчика ООО «Водоочистная станция 3», Общество за свой счет ликвидировало скважину ДСМ, и проложило водопровод от ПМК-115 до жилого <адрес> по <адрес> <адрес>, <Дата обезличена> была произведена промывка и дезинфекция трубопровода построенной водопроводной сети наземного заложения, после промывки взяты пробы на химический и бактериальный анализ и по результатам лабораторных исследований было установлено, что питьевая вода соответствует предъявляемым к ее качеству нормам.

    Из акта на промывку и дезинфекцию водопровода от <Дата обезличена> следует, что <Дата обезличена> была произведена промывка и дезинфекция трубопровода построенной водопроводной сети наземного заложения от ПМК – 115 до жилого <адрес> пер. <адрес>. После промывки взяты пробы на химический и бактериальный анализ.

    Согласно Протокола испытаний питьевой воды <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ООО "Водоочистная станция 3", показатели питьевой воды в наземной трассе <адрес> <адрес> соответствуют норме.

Из Протокола <Номер обезличен> испытаний питьевой воды от <Дата обезличена> также следует, что вода соответствует норме по запаху, привкусу, цветности, мутности, содержанию общего железа.

Таким образом в судебном заседании установлен не только факт поставки питьевой холодной воды, качество которой не соответствовало СанПиН 2.1.4.1074-01, из скважины ДСМ, эксплуатируемой ООО «Водоочистная станция 3», в многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, но и фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что указанные нарушения устранены и со <Дата обезличена> питьевая холодная вода поставляется потребителям, проживающим по адресу: <адрес>, <адрес> надлежащего качества.

Учитывая, что питьевая холодная вода в нарушение санитарных норм и правил потребителям – жильцам <адрес> <адрес> в <адрес> в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> поставлялась ненадлежащего качества, достаточные на то меры к исполнению обязанности по предоставлению питьевой воды надлежащего качества в указанный период не были приняты, суд приходит к выводу об обоснованности требований Управления Роспотребнадзора по <адрес> в части признания противоправными в отношении неопределенного круга потребителей – жильцов жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> действий ООО «Зеясервис» и ООО «Водоочистная станция 3» по предоставлению питьевой холодной воды ненадлежащего качества в указанный период времени.

Одновременно, поскольку установлено, что требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в настоящее время, а именно с <Дата обезличена> ответчиками в отношении потребителей - жильцов <адрес> по <адрес> в <адрес> не нарушаются, что подтверждается протоколами испытаний питьевой воды от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, и данный факт истцом не оспаривается, сложившаяся ситуация в настоящее время не нарушает права потребителей на здоровье в результате предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, требования истца в части возложения на ответчиков обязанности привести качество питьевой воды в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01, подлежат отказу в удовлетворении.

    В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

    С учетом указанной нормы закона, установив факт нарушения прав потребителей, не смотря на то, что названные выше противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей прекращены, в целях информирования заинтересованных лиц - граждан получающих в определенный период услугу холодного водоснабжения ненадлежащего качества о нарушении их прав, суд считает необходимым обязать ООО «Зеясервис» и ООО «Водоочистная станция 3» после вступления решения суда в законную силу довести до сведения потребителей через средства массовой информации о состоявшемся решении суда.

Кроме того, с ответчиков подлежит взысканию в равных долях государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче искового заявления в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере сумма, то есть в размере по сумма с каждого, поскольку истец - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.13 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в интересах неопределенного круга потребителей удовлетворить частично.

Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей – жильцов жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> действия общества с ограниченной ответственностью «Водоочистная станция 3» и общества с ограниченной ответственностью «Зеясервис» по предоставлению питьевой холодной воды ненадлежащего качества в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоочистная станция 3» и общество с ограниченной ответственностью «Зеясервис» после вступления настоящего решения в законную силу довести до потребителей через средства массовой информации сведения о состоявшемся решении суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоочистная станция 3» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме сумма сумма

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Зеясервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме сумма

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                            Клаус Н.В.

    Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.

Председательствующий                            Клаус Н.В.

2-2045/2014 ~ М-2001/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Роспотребнадзор
Ответчики
Администрация г. Зеи
ООО ВОС 3
ООО Зея Сервис
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Клаус Наталья Владимировна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
13.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2014Передача материалов судье
13.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.11.2014Предварительное судебное заседание
25.11.2014Судебное заседание
01.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее