Дело № 2- 142/2020
Решение в окончательной форме составлено 16.04.2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2020 года г. Оленегорск
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Черной М.А.,
при секретаре Паникар А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Мурманской области к Разумчик Екатерине Олеговне о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение,
установил:
Государственная жилищная инспекция Мурманской области (далее – ГЖИ Мурманской области, Инспекция) обратилась в суд с иском к Разумчик Е.О. о понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение.
Мотивировали требования тем, что в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области поступило обращение собственника квартиры ..., проживающего в многоквартирном доме ... в г.Оленегорске по вопросу использования квартиры ... указанного дома не по назначению. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 08.04.202016 квартира ... расположенная ... в г.Оленегорске Мурманской области принадлежит на праве собственности Разумчик Е.О.. В целях проведения проверки фактов, изложенных в обращении собственника вышеуказанного многоквартирного дома распоряжением инспекции от 30.04.2019 № 867 была назначена дата проведения проверки на 08.05.2019, о чем в адрес собственника квартиры ... было направлено уведомление. В указанное время специалисту Инспекции доступ в квартиру ... предоставлен не был, о чем составлен акт. Распоряжениями Инспекции от 15.07.2019 № 1418 и от 01.11.2019 повторно назначались внеплановые выездные проверки, соответственно на 25.07.2019 и на 07.11.2019, о чем собственник был уведомлен заблаговременно. Однако доступ в нежилое помещение предоставлен не был.
Просит обязать Разумчик Е.О. предоставить должностным лицам ГЖИ Мурманской области доступ в квартиру по адресу: г.Оленегорск, ... для проверки на предмет выявления нарушения требований содержания и использования жилого помещения.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия, не возражает против принятия решения в порядке заочного производства.
Ответчик в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о времени и месте разбирательства дела неоднократно извещался по последнему известному месту жительства, судебные повестки, направленные заказной корреспонденцией, возвратились за истечением срока хранения в отделении связи, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, доказательств уважительности причин неявки и возражений относительно заявленных истцом требований суду не представил.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из адресной справки ответчик зарегистрирована по месту жительства по адресу: Мурманская область, г. Оленегорск, ... (л.д. 61). Однако судебные повестки в соответствующем отделении почтовой связи ответчик не получила, в связи с чем они были возвращены суду с отметкой «истек срок хранения».
Поскольку ответчик обязан получать почтовую корреспонденцию по месту своего жительства, суд считает, что он уклонился от получения судебных извещений. Таким образом, судом приняты необходимые меры по надлежащему и своевременному извещению ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
В силу положений статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) у суда имеются основания считать ответчика извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Администрации г. Оленегорска, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что против удовлетворения исковых требований не возражает, указанное жилое помещение является частной собственностью и на балансе администрации города не состоит, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах учитывая, что истец не изменял предмет и основание иска, не увеличивал размер исковых требований, суд в силу статьи 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу части 4 статьи 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим кодексом. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст. 25, 26 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, Государственная жилищная инспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор (контроль) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, его инженерного оборудования, техническим состоянием жилищного фонда общего имущества собственников в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, соблюдением правил пользования жилыми помещениями, а также использованием их по назначению.
На основании пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493 "О государственном жилищном надзоре" предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
В Мурманской области исполнительным органом государственной власти Мурманской области является Инспекция, полномочия которой, определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 25.09.2009 № 438-1111 (далее - Положение).
В соответствии с Положением, Инспекция является уполномоченным орган государственного контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соблюдением установленного порядка переустройства (перепланировки) помещений в жилых домах на территории Мурманск области (п. 2.1, 2.2.1, 2.2.2 Положения).
В соответствии с п. 3.1.3 Положения Инспекция вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интерес собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенно круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В п. 3.1.2 Положения предусмотрено, что для выполнения возложенных законодательством функций Инспекция наделяется полномочием в случаях установленных законодательством, и в предусмотренном им порядке с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования.
Судом установлено, что 18 марта 2019 г. в администрацию города Оленегорска обратился собственник квартиры, расположенной в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Оленегорск, ..., с заявлением о проведении проверки правомерности осуществления деятельности Агентства недвижимости, страхового и туристического агентств, открытых в квартире ... указанного дома (л.д. 42).
Указанное заявление администрацией города направлено для разрешения по существу в Государственную жилищную инспекцию Мурманской области (л.д. 42).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 18.06.2019 квартира ..., расположенная ... в г.Оленегорске Мурманской области принадлежит на праве собственности Разумчик Екатерине Олеговне (л.д. 41).
С целью рассмотрения поступившего обращения по вопросу использования жилого помещения не по назначению, проверки законности переустройства и (или) перепланировки в ... г.Оленегорска ГЖИ Мурманской области 30.04.2019 издано распоряжение №867 о проведении внеплановой, выездной проверки 8 мая 2019 г., о чем в адрес Разумчик Е.О. заблаговременно направлено уведомление №1043 (л.д. 36-37,38)
Из акта проверки № 823, составленного 08.05.2019 следует, что установить факт использования жилого помещения не представилось возможным в связи с отсутствием доступа в жилое помещение (л.д. 34-35).
15.07.2019, а также 01.11.2019 ГЖИ Мурманской области издавались аналогичные распоряжения № 1418 и 2176 о проведении внеплановых, выездных проверок ... г. Оленегорска, о чем в адрес собственника направлялись соответствующие уведомления 15.07.2019 за №1650 и 01.11.2019 за №2489.
Актами проверок органом государственного надзора №1321 от 25.07.2019 и №2041 от 07.11.2019 соответственно, зафиксировано не предоставление собственником жилого помещения для его проверки.
Оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии полномочий истца на проведение контроля и обязанности собственника квартиры обеспечить доступ представителя контрольных органов в квартиру в заранее согласованное время. При этом суд исходит из того, что в судебном заседании нашел подтверждение факт неоднократного направления истцом в адрес ответчика уведомлений с указанием времени, даты и оснований проведения проверки. Между тем ответчик доступа в жилое помещение не предоставил, требования ГЖИ Мурманской области не исполнил, что свидетельствует о чинении препятствий надзорному органу в осуществлении его прав.
В нарушении ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду доказательств о принятии каких-либо мер направленных на извещение истца о невозможности предоставления жилого помещения, либо согласования иной даты проведения проверки.
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку в соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации ГЖИ Мурманской области освобождено от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Мурманской области к Разумчик Екатерине Олеговне об обязании предоставить доступ в жилое помещение удовлетворить.
Обязать Разумчик Екатерину Олеговну обеспечить Государственной жилищной инспекции Мурманской области доступ в квартиру, расположенную по адресу: г.Оленегорск, ... для проведения проверки на предмет выявления нарушения требований содержания и использования жилого помещения, установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскать с Разумчик Екатерины Олеговны в муниципальный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: