Дело № 2 – 1047/2019
УИД 24RS0024-01-2019-000503-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мокрий Н.П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Канске Красноярского края (межрайонное) об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мокрий Н.П. первоначально обратился в суд с исковым заявлением о включении периода в страховой стаж, мотивируя свои требования тем, что ответчиком не включен в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии, период его обучения в Даугавпилсском высшем авиационном инженерном училище ПВО с 01.08.1975 г. по 15.07.1978 г. С учетом уточнений исковых требований в ходе судебного разбирательства, истец просил обязать ответчика ГУ - УПФ РФ включить период его обучения в Даугавпилсском высшем авиационном инженерном училище ПВО с 01.08.1975 г. по 15.07.1978 г. работы в специальный стаж; обязать ответчика пересчитать страховой стаж с учетом районного коэффициента, начиная с 23.03.2017 г., с применением положений п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
В ходе судебного заседания истец Мокрий Н.П. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в части необходимости произвести перерасчет размера пенсии с 23.03.2017 г., т.е. с даты, когда истец первоначально обратился в пенсионный орган за назначением пенсии, пояснив, что с теми доводами, которые ответчик озвучил и довел до его сведения в части обоснованности применения избранного пенсионным органом порядка исчисления пенсии, он согласен и их в данном судебном процессе более не оспаривает, также более не поддерживая требования о включении в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии, период его обучения в Даугавпилсском ВАИУ ПВО с 01.08.1975 г. по 15.07.1978 г., поскольку не отрицал тот факт, что ответчиком данный стаж на текущий момент времени уже включен, однако, факт того, что перерасчет пенсии с учетом всех обстоятельств произведен только с 01.06.2018 г., то есть, с момента его обращения в пенсионный орган за перерасчетом размера пенсии, считает неверным, полагая, что именно с 23.03.2017 г. следует сделать такой перерасчет, и требования о чем просил суд удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Канске Красноярского края (межрайонное) Ларионова Е.В. (действующая на основании доверенности) суду пояснила, что исковые требования Мокрий Н.П. на момент рассмотрения дела по существу и принятия судом решения удовлетворены в полном объеме в той части, в какой они изначально являлись обоснованными, период обучения в Даугавпилсском ВАИУ ПВО включен в страховой стаж, в связи с чем произведен перерасчет размера страховой пенсии с 01.06.2018 г., для определения расчетного пенсионного капитала учтен общий трудовой стаж Мокрий Н.П., который составил 26 лет 2 месяца 2 дня, при этом, просила суд учесть, что требование истца о перерасчете страхового стажа с учетом районного коэффициента, и, кроме того, с 23.03.2017 г., по мнению ответчика следует оставить без удовлетворения в связи с тем, что страховой стаж с учетом районного коэффициента действующим законодательством не предусмотрен, а применение п. 4 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях» № ФЗ-173 при определении расчетного размера пенсии приведет к уменьшению размера пенсии по сравнению с назначенной, что ухудшит положение истца.
Суд, заслушав позицию сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела, полагает, что исковые требования Мокрий Н.П., которые он поддерживал по итогу судебного разбирательства, следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
С 01.01.2015 г. основания назначения страховой пенсии предусмотрены п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку согласно частям 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 01.01.2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии со ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации № 4468-I, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, (ч. 1 ст. 11, п.1 ч.1 ст. 12). Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы. Согласно п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-1 (утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ) курсанты военных образовательных учреждений до заключения с ними контракта считаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. На основании ч. 3 ст. 31 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений п. 3 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Исходя из ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе. Данное положение также содержится в ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В силу ч.ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Аналогичное положение содержится в ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующего с 01.01.2015 года) размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. п. 48, 49 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. приказом Министерства труда и социального развития РФ от 17.11.2014 г.а № 884н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии. Аналогичные положения содержались в пункте 28 Правил обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 17/19пб, и утративших силу с 01.01.2015 года.
По смыслу закона, эти Правила не ущемляют пенсионные права граждан, напротив, закрепленный в указанной норме срок, с которого производится перерасчет пенсии в сторону увеличения, как и возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о ее перерасчете, обеспечивают им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствуют своевременному обращению за перерасчетом пенсии.
Судом достоверно установлено и сторонами не оспаривалось, что 23.03.2017 г. Мокрий Н.П. обратился с заявлением в пенсионный орган о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», изначально приложив к заявлению о назначении справку Военного комиссариата Красноярского края (Отдел по г. Канску и Канскому району) от 24.01.2017 года № 2/90 о периоде прохождения военной службы с 01.09.1975 по 30.10.2002 года, справку № П/75 от 23.01.2017 о неполучении пенсии по линии Министерства обороны РФ; справка о заработной плате не представлялась.
На основании представленных документов, и документов, имеющихся в распоряжении пенсионного органа, с 23.03.2017 года истцу была назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исходя из того, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться либо в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ, расчетный размер пенсии истцу был определен по п. 3 ст. 30, как наиболее выгодный вариант.
Согласно п. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В этой связи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
По смыслу положений п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии по данному варианту под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
Порядок расчета размера пенсии, установленный вышеуказанной нормой закона не предусматривает возможность включения периода обучения в трудовой (страховой) стаж.
На основании п. 4 указанной статьи Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются, в частности, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучения в училищах, школах, на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывания в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
При этом содержащийся в пункте 3 той же статьи приведенного Федерального закона альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц не предполагает включение периодов подготовки к профессиональной деятельности, в том числе обучения в соответствующих образовательных учреждениях, в состав трудовой и иной общественно полезной деятельности, из суммарной продолжительности которых определяется общий трудовой стаж. На основании п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 г. исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере. По представленным истцом в материалы дела документам период прохождения военной службы по призыву отсутствует, в связи с чем оснований для учета страхового стажа в льготном исчислении нет.
Исходя из представленных ответчиком данных, и, оценив их верность и актуальность действующему законодательству, суд соглашается с доводами ответчика относительно того, что применение п. 4 ст. 30 Закона от 17.12.2001 при определении расчетного размера пенсии по требованию Мокрий Н.П. не выгодно, так как расчет размера пении в соответствии с п. 4 ст. 30 приведет к уменьшению размера пенсии по сравнению с назначенной и выплачиваемой. Таким образом, судом установлено, что размер страховой пенсии по старости Моркий Н.П. ответчиком исчислен верно по наиболее выгодному для истца варианту (п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), и, с учетом действующего пенсионного законодательства, размер страховой пенсии по старости проиндексирован в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения дела сам истец также согласился и более не оспаривал применение указанного порядка расчета его пенсии, настаивая на своем требовании в части необходимости произвести перерасчет пенсии с момента первоначального обращения за её назначением – с 23.03.2017 г., а не с 01.06.2018 г., как это сделал в добровольном порядке ответчик, исходя из даты его обращения в пенсионный орган за перерасчетом – 04.05.2018 г.
Судом при этом достоверно установлено, что 04.05.2018 г. истцом Мокрий Н.П. было подано заявление о перерасчете размера пенсии с приложением следующих документов: решения Канского городского суда от 28.03.2018 года, которым на
ответчика была возложена обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Мокрию Н.П. на основании довольствия в период прохождения военной службы с 1997 по 2002 год; диплома AT № 058810 об окончании Даугавпилсского ВАИУ ПВО, справки Военного комиссариата от 04.05.2018 года № 2/30 о периоде прохождения военной службы с 01.08.1975 по 30.10.2002 года на основании личного дела за инв. № 187, справки Военного комиссариата № 2/551 от 10.05.2018 года о периоде обучения Даугавпилсском ВАИУ ПВО с 01.08.1975 по 15.07.1978 года и о периоде прохождения военной службы по контракту с 15.09.1978 по 30.10.2002 года, выданная на основании личного дела за инв. № 187
При этом, исходя из их анализа, сделанного судом в ходе рассмотрения дела, в представленных справках действительно имелись разночтения в сроках прохождения военной службы, а также разночтения с ранее представленными справками из Военного комиссариата, на что также было обращено внимание пенсионного органа.
При перерасчете пенсии ответчиком за основу был принят период прохождения военной службы по контракту на основании ранее представленных документов, так как во вновь выданной справке отсутствовали пояснения о причинах разночтения в периодах прохождения военной службы, и отзыве ранее выданной справки, так как все справки выданы на основании одного личного дела, с чем суд соглашается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. Частью 8 статьи 13 приведенного закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Принимая во внимание, что при исчислении страхового стажа для определения права на страховую пенсию по старости периоды работы или иной деятельности, которые имели место до 01.01.2015, то есть до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисление периодов военной службы (в том числе период обучения в военном образовательном учреждении) по нормам законодательства, которые действовали на момент осуществления данной деятельности Мокрий Н.П., льготного порядка исчисления указанного стажа действовавшими правилами подсчета не предусматривало, правовые основания для применения кратного исчислении спорных периодов деятельности истца отсутствуют.
Вместе с тем, 20.02.2019 г., ответчиком было произведено уточнение размера страховой пенсии с 01.06.2018 года, т.е. с момента перерасчета по заявлению от 04.05.2018 года, с учетом зачета периода обучения в Даугавпилсском ВАИУ ПВО с 01.09.1975 г. по 15.07.1978 г. в стаж, как период работы. Тем самым, заявленные истцом требования о включении в страховой стаж периода обучения в Даугавпилсском ВАИУ ПВО ответчиком были удовлетворены в результате перерасчета, факт чего истцом также в ходе рассмотрения дела в последующем не оспаривался и признавался.
Также суд учитывает, что в материалы дела ответчиком также представлены справки из Военного комиссариата от 29.04.2019 года № 2/389 и от 30.04.2019 года № 2/39 об отмене ранее выданных справок от 24.01.2017 года № 2/90 и от 10.05.2018 года № 2/551, в связи с чем ответчик уточнил период прохождения истцом военной службы с 01.05.2019 года, на основании представленных справок, стаж истца приведен в соответствие, таким образом, суд полагает, что фактически заявленные требования Мокрий Н.П. ответчиком в той части, в которой они подлежали удовлетворению, были удовлетворены в полном объеме до принятия судом решения по существу спора, и оснований для их удовлетворения судом не имеется.
Суд при этом соглашается с доводами ответчика относительно того, что требование истца как о перерасчете страхового стажа с учетом районного коэффициента, так и о его перерасчете именно с 23.03.2017 г., следует оставить без удовлетворения, поскольку, во-первых, страховой стаж с учетом районного коэффициента действующим законодательством не предусмотрен, а, во-вторых, при назначении истцу соответствующей пенсии Пенсионный фонд располагал всеми необходимыми документами для принятия положительного решения о назначении.
В дальнейшем перерасчет размера пенсии был связан с получением дополнительных сведений о заработной плате истца, а также сведений о стаже, подлежащем включению. Право на перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер. При этом, Пенсионному фонду должны быть предоставлены документы, свидетельствующие о наличии оснований для перерасчета.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Перерасчет размера назначенной пенсии был произведен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства с первого числа месяца, следующего за месяцев, в котором последовало обращение, заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона).
Из материалов дела следует, что с заявлением о перерасчете размера пенсии до 04.05.2018 г. истец не обращался, без обращения пенсионера с соответствующим заявлением перерасчет его пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может, поэтому предусмотренных законом условий для перерасчета размера страховой пенсии за период с 23.03.2017 г. у суда не имеется.
Доводы истца о том, что изначально расчет пенсии был произведен неверно, суд считает не состоятельными, поскольку обязанность по представлению документов, необходимых для назначения пенсии, законом возложена на лицо, претендующее на назначение пенсии.
Из анализа указанных положений закона следует, что заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов. Соответственно, определяется день и период перерасчета пенсии - в зависимости от даты приема заявления со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие основания для проведения перерасчета, а также обязательно должна быть установлена вина органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в несвоевременной выплате пенсионеру причитающихся сумм.
Предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением, т.е., заявление о перерасчете размера пенсии либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, а без обращения пенсионера с соответствующим заявлением и непредставлением необходимых документов перерасчет пенсии в сторону увеличения осуществлен быть не может.
С учетом изложенного, суд считает, что перерасчет пенсии Мокрий Н.П. обоснованно произведен с 01 июня 2018 г., и у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Мокрий Н.П. о перерасчете пенсии с даты ее назначения – с 23.03.2017 г., в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Мокрий Н.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Канске Красноярского края (межрайонное) об обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 03 июня 2019 года.
Судья А.М. Блошкина