Дело № 2-152/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июня 2014 года п. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г. при секретаре Фомичевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пряжинского района Республики Карелия к администрации Чалнинского сельского поселения об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Прокурор Пряжинского района в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился с иском в суд по тем основаниям, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории Чалнинского сельского поселения в районе дома <адрес> расположена несанкционированная свалка бытовых отходов, в связи с чем на основании положений действующего природоохранного законодательства, а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» просит обязать ответчика ликвидировать вышеуказанную несанкционированную свалку бытового.
Прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседании представитель ответчика не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ указал, что в настоящее время ведутся работы по ликвидации свалки, которые планируется завершить к 20.06.2014 года.
Представитель третьего лица Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в судебное заседании не явился, в представленном отзыве поддержал заявление прокурора.
Представитель третьего лица ООО «Вега-Союз» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «ООКС» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представлено отзыве указал, что организация сбора и вывоза бытовых отходов относится к вопросам местного значения, решении которых должно осуществляться органами местного самоуправления.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Земли, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности (статья 4 Закона 7-ФЗ). Статьей 51 Закона № 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 1 статьи 2 Закона № 89-ФЗ).
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Судом установлено, что при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории Чалнинского сельского поселения в районе дома <адрес> расположена несанкционированная свалка бытовых отходов.
Из представленных фотоматериалов, рапорта помощника прокурора от 11.03.2014 года, следует, что данная несанкционированная свалка расположена в границах Чалнинского сельского поселения; сведения о передаче данного земельного участка в собственность или пользование физическим либо юридическим лицам отсутствуют.
Согласно пунктам 1 – 3 статьи 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию данной деятельности на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований также определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения Пряжинского городского поселения. Аналогичное положение также установлено пунктом 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ.
Поскольку несанкционированная свалка расположена на территории Чалнинского сельского поселения, сведения о передаче данного участка каким-либо лицам отсутствуют, то она подлежит ликвидации администрацией Чалнинского сельского поселения. Доказательств ее ликвидации суду не представлено, в процессе рассмотрения дела не добыто.
Анализ исследованных доказательств позволяет сделать вывод о доказанности факта нарушения администрацией Чалнинского сельского поселения, как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды.
При таких обстоятельствах, поскольку неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, заявление прокурора о понуждении администрации Чалнинского сельского поселения к ликвидации несанкционированной свалки является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Пряжинского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать администрацию Чалнинского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, расположенную в районе дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме через Пряжинский районный суд Республики Карелия.
Судья Е.Г. Великанов