Дело № 2 –1526/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Соликамск 29 августа 2014 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием истца Брагина А.Г.,
представителя истца – Чуклиновой Т.П., действующей на основании устного ходатайства,
представителя ответчика Цапановой Е.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Гнатышиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брагина А.Г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе <...> (далее по тексту - Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе <...>) о включении периодов работы в специальный стаж,
установил:
Брагин А.Г. обратился в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе <...> <...> (далее по тексту - Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в городе <...> <...>) о включении периодов работы в специальный стаж. В обоснование иска указал, что <дата> он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в <...> и <...> с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, на льготных условиях согласно льготного Списка № 2.
В досрочном назначении трудовой пенсии по старости ему было отказано по причине отсутствия специального льготного стажа, необходимого для назначения пенсии на льготных условиях.
Управлением Пенсионного фонда РФ в <...> и <...> принят к подтверждению его специальный льготный стаж в качестве прораба в период работы в <данные изъяты> № <данные изъяты> треста № и <данные изъяты> № <данные изъяты> треста № с <дата>. по <дата> и с <дата>. по <дата>., всего <данные изъяты> года <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней, а для назначения пенсии на льготных условиях по Списку № 2 с уменьшением возраста мужчинам на один год за каждые 2 года 6 мес., специальный льготный стаж необходим не менее половины установленного срока, т.е. не менее 6 лет 2,5 мес.
Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дата>. № из специального трудового стажа по Списку № 2, из его специального стажа исключены период работы мастером в <данные изъяты> № <данные изъяты> треста № с <дата>. по <дата> г., с <дата>. по <дата> г., с <дата> по <дата>., с <дата> по <дата> г., а также периоды его нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата> г., с <дата> по <дата>., с <дата> по <дата> г.
С решением ответчика не согласен, поскольку в период нахождения в учебных отпусках за ним сохранялось рабочее место, начислялась заработная плата, работодателем производились отчисления в Пенсионный фонд. В спорные периоды он работал на строительстве только новых объектов предприятий <...> и <...>.
С учетом уточнений исковых требований истец просит признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <...> и <...>, от <дата> № незаконным в части исключения из его специального стажа периодов работы мастером <данные изъяты> <данные изъяты> треста № - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; периодов нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы – с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <...> <...> включить спорные периоды в его специальный трудовой стаж.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представитель истца – Чуклинова Т.П., действующая на основании устного ходатайства, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – Цапанова Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях. Спорные периоды не включены в специальный стаж истца, т.к. не представлены сведения о том, что истец осуществлял функции на объектах нового строительства, т.к. разделом XXVI «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 1991г. предусмотрена должности «мастер строительных и монтажных работ», должность «мастер» не предусмотрена.
Разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно- бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2 1956 г. поименована должность «мастер» (десятник), однако названный раздел Списка № 2 предусматривает возможность назначения досрочной пенсии только тем мастерам, работа которых протекала на объектах нового строительства. Мастера, занятые на строительстве сельскохозяйственных объектах, право на льготное пенсионное обеспечение не имеют.
Работодатель не подтверждает специальный стаж истца. В соответствии с п.1 ст. 13 Закона №173-Ф3 при подсчете страхового стажа периоды работы, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями.
Аналогичная норма содержится в п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011г JN 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. №27-ФЗ «Об индивидуального (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Кроме того периоды нахождения в учебных отпусках не включены в специальный стаж, т.к. Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ о 11.07.2002г. № 516, не содержат правовых норм, устанавливающих включение указанных периодов в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по статье 27 Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.
В соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная трудовая пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страховой стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренной статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В соответствии с п. 2 ст. 27 этого же Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том. что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 rofla N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В судебном заседании установлено, что в период с <дата> по <дата> истец работал в <данные изъяты> <данные изъяты> треста № в должности мастера, что подтверждается копией трудовой книжки истца, личными карточками работника.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <...> и <...>, от <дата> № из специального стажа истца исключены периоды работы мастером <данные изъяты> треста № - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; а также периоды нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы – с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
В Списке N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 поименованы должности мастера и прораба (раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций"). Данным разделом предусматривалась возможность назначения досрочной пенсии по старости в том случае, если работала протекала на объектах «нового строительства»: дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых зданий и сооружений, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций.
Из наименования указанного раздела, а также перечисленных в нем наименований должностей следует, что должность мастера являются льготной для начисления досрочной трудовой пенсии по старости без расшифровки специализации. При этом в соответствие с Общесоюзным классификатором "Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды", утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 N 016 предусмотрены как должность мастера (поз. 23187 1), так и должность мастера строительных и монтажных работ (поз. 23419 3).
В квалификационных характеристиках должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 N 131, определено, что к строительной организации относятся в частности строительно-монтажные тресты, передвижные механизированные колонны.
Должность мастера строительных и монтажных работ поименована в Списке N 2 производств, цехов, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов").
Судом установлено, что <данные изъяты> № <данные изъяты> треста № (<данные изъяты> № треста №), где работал истец, являлось структурным подразделением <данные изъяты> треста №. Из пояснительной справки управляющего делами <данные изъяты> треста № следует, что <данные изъяты> трест № и его подразделения, в том числе <данные изъяты> № № осуществляли только новое строительство в городе, районе и области как промышленных объектов, так и вновь создаваемых объектов соцкультбыта, жилых домов. Мастера (мастера строительных и монтажных работ) и прорабы (производители работ) осуществляли организацию: производства строительно-монтажных работ, входного контроля качества и испытаний материалов, изделий и конструкций, поступающих на объекты; погрузки, разгрузки, хранения, учета и выдачи материалов, изделий и конструкций на при объектном складе; ведение табельного учета рабочего времени (организация производства строительно-монтажных и специальных работ в соответствии с проектно-сметной документацией, строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами; обеспечение выполнения производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки. Заняты были полный рабочий день, полную рабочую неделю (ненормированный рабочий день) (л.д. 14-15).
Занятость истца в спорные периоды на строительно-монтажных работах на объектах нового строительства в качестве мастера подтверждается имеющимися в материалах дела копиями приказов по <данные изъяты> № треста № (л.д. 19-20, 21, 22,23-24), актом рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения от <дата> (л.д. 26-31), пояснительной справкой управляющего делами <данные изъяты> треста № (л.д. 14-15), и ответчиком в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнута.
Представитель ответчика в судебном заседании относимость <данные изъяты> № треста № к строительной организации не оспаривал.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г. если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Поскольку спорный трудовой стаж истца приходится как на период до 01.01.1992, так и после указанной даты, то суд полагает, что истец имеет право на включение спорных периодов работы, имевших место до 01.01.1992 г., в специальный стаж в соответствие с ранее действующим законодательством – Списком № 2 от 1956 г.
При определении права на льготную пенсию по Списку № 2 от 1991 г.
юридически значимым обстоятельством является постоянная занятость в качестве мастера строительных и монтажных работ вне зависимости от вида объектов.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80 процентов рабочего времени. При этом, в указанное время, включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.
Судом установлено, что в период с <дата> по <дата> истец работал в должности мастера <данные изъяты> № треста № на строительно-монтажных работах, на условиях полной рабочей недели в течение полного рабочего дня, что подтверждается копией трудовой книжки истца, расчетными листками, личными карточками работника, пояснительной справкой. Иного судом не установлено и ответчиком не доказано, в связи с чем спорные периоды работы после 01.01.1992 г. подлежат включению в специальный трудовой стаж истца в соответствии со Списком № 2 от 1991 г.
Также судом установлено, что в период с <дата> по <дата> год истец заочно обучался в <данные изъяты> институте, в связи с чем находился в учебных отпусках с сохранением заработной платы – с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Аналогичная правовая норма содержалась в ст. 198 КЗоТ РФ, действовавшей до 01.02.2002 г.
Положениями пункта 21 рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24.06.1974 года "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Суд считает, что периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку ни пенсионное законодательство периода предоставления учебных отпусков, ни действующее пенсионное законодательство не предусматривают правил об исключении ученических отпусков из специального стажа.
Кроме того, в периоды нахождения истца в ученических отпусках за ним сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, обучение проходило в <данные изъяты> институте по специальности <данные изъяты>», и было вызвано необходимостью продолжения профессиональной деятельности истца.
Указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании показаниями истца, материалами дела: копиями трудовой книжки, диплома, копиями лицевых счетов, архивными справками.
На основании изложенного, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, исключенные ответчиком спорные периоды подлежали включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение комиссии Пенсионного Фонда РФ от <дата> № в части исключения спорных периодов из специального трудового стажа истца является незаконным, в связи с чем исковые требования Брагина А.Г. о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <...> от <дата> № незаконным в части исключения из специального стажа истца периодов работы мастером <данные изъяты>-№ <данные изъяты> треста № - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; периодов нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы – с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, и возложении на ответчика обязанности по включению указанных периодов в стаж работы, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Брагина А.Г. удовлетворить.
Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <...>, от <дата> № незаконным в части исключения из специального стажа Брагина А.Г. периодов работы мастером <данные изъяты>-№ <данные изъяты> треста № - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; периодов нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы – с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <...> и <...> включить в стаж работы, дающий Брагину А.Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы мастером <данные изъяты>-№ <данные изъяты> треста № - с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>; периоды нахождения в учебных отпусках с сохранением заработной платы – с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 04 сентября 2014 года.
Судья И.В.Шатуленко