Решение по делу № 2-541/2021 ~ М-380/2021 от 30.03.2021

делу

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.06.2021 года п. Тульский

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Скрябина А.В.

при секретаре ФИО4

с участием представителя администрации МО «Майкопский район» согласно доверенности ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Майкопский район» к ФИО2 о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности,

установил:

Администрация МО «Майкопский район» обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО2 о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности. В заявлении указано, что на основании постановления администрации МО «Майкопский район» № 490-з от 30.10.2019г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО2 25.03.2019г. заключено соглашение № 16 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», и земельных участков, находящихся в частной собственности. Предметом соглашения № 16 от 25.03.2019г. является перераспределение земельного участка, располагавшегося по адресу: <адрес> В с кадастровым номером , площадью 865 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО2, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», площадью 399 кв.м., в результате которого в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, образован земельный участок площадью 1264 кв.м., с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>. Органами Росреестра осуществлена регистрации права собственности ФИО2 на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером . Сделка по перераспределению земельного участка, заключенная 25.03.2019г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО2 недействительна в силу своей ничтожности, а ее стороны подлежат приведению в первоначальное положение. Поэтому администрация МО «Майкопский район» просила суд: 1) Признать недействительной (ничтожной) сделку, заключенную 25.03.2019г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО2 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», и земельных участков, находящихся в частной собственности; 2) Применить последствия недействительности ничтожной сделки: - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея аннулировать запись о регистрации права собственности за ФИО2 на земельный участок площадью 1264 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> В; - ФИО3 службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея снять с кадастрового учета земельный участок площадью 1264 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> В; - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея восстановить на кадастровом учете земельный участок площадью 865 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> В; - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея восстановить запись о регистрации права собственности за ФИО2 на земельный участок площадью 865 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> В; - ФИО2 вернуть по акту приема-передачи земли общей площадью 399 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>; - администрации муниципального образования «Майкопский район» вернуть ФИО2 оплаченные денежные средства по соглашению № 16 от 25.03.2019г. о перераспределении земельного участка с кадастровым номером в размере 13 605,90 рублей.

В возражении относительно иска ФИО2 просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме в связи с их необоснованностью.

В судебном заседании представитель истца согласно доверенности ФИО5 поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить. Пояснила, что сделка по перераспределению земель от 25.03.2019г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО2 должна быть признана судом недействительной (ничтожной) с применением последствий недействительности ничтожной сделки, указанных в исковом заявлении.

ФИО2, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в судебное заседание не явился, будучи уведомлен о месте и времени слушания дела.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Так, из материалов дела следует, что на основании постановления администрации МО «Майкопский район» № 490-з от 30.10.2019г. между администрацией МО «Майкопский район» и ФИО2 25.03.2019г. заключено соглашение № 16 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Предметом соглашения № 16 от 25.03.2019г. является перераспределение земельного участка, располагавшегося по адресу: <адрес> В с кадастровым номером , площадью 865 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО2, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», площадью 399 кв.м., в результате которого в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, образован земельный участок площадью 1264 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> В.

Органами Росреестра осуществлена регистрации права собственности ФИО2 на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером .

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела и не оспариваются сторонами.

В силу п. 3 ст. 166 Гражданского кодекса РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В исковом заявлении администрацией МО «Майкопский район» утверждается, что спорное соглашение № 16 от 25.03.2019г. о перераспределении земель противоречит требованиям закона.

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Между тем, позиция истца о нарушении требований закона при заключении соглашения о перераспределении земель не соответствует установленным в судебном заседании обстоятельствам.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков.

Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и с земельными участками, находящимися в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 названного Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 ЗК РФ).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка предусмотрены п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ:

несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Кодекса.

В силу ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Из абз. 2 п. 1 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ следует, что при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом, согласно п. 13 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 39.27 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта - в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Суд исходит из того, что на момент заключения спорного соглашения № 16 от 25.03.2019г. о перераспределении земель, у администрации МО «Майкопский район» отсутствовали законные основания для отказа в перераспределении.

Так, вновь образуемый земельный участок общей площадью 1264 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> В, сформирован в результате перераспределения земельного участка, располагавшегося по адресу: <адрес> В, с кадастровым номером , площадью 865 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО2, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в границах муниципального образования «Майкопский район», площадью 399 кв.м., который согласно Правил землепользования и застройки МО «Даховское сельское поселение» относился в Зоне Ж-1 – Зона застройки индивидуальными малоэтажными жилыми домами.

Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки МО «Даховское сельское поселение» для данного участка определен максимальный процент застройки в границах участка составляющий 65%.

При формировании самостоятельного земельного участка, использовать его рационально, эффективно, и, в соответствии с основным видом использования не представляется возможным.

В силу пп. 4 п. 9 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ в заключении соглашения о перераспределении может быть отказано только в случае, если участвующие в перераспределении земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, изъяты из оборота или ограничены в обороте. В отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, изъятие или ограничение их оборота не может сложить основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении, поскольку это прямо противоречит пп. 4 п. 9 ст. 39.29 Земельного Кодекса РФ.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ не наделены полномочиями оценки или прекращения зарегистрированного уполномоченным государственным органом права собственности на недвижимое имущество.

В п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что «…В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закона о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства…»

Таким образом, оспариваемое администрацией МО «Майкопский район» соглашение № 16 от 25.03.2019г. о перераспределении земель не противоречит требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме того, указывая в исковом заявлении на ничтожность соглашения о перераспределении земель, администрация не приводит ни одного основания для оценки сделки как ничтожной.

Между тем, оснований для оценки спорной сделки как ничтожной не усматривается, поскольку ничтожная сделка недействительна в момент ее совершения, то есть содержит видимый порок, в связи с чем, такая сделка недействительна независимо от признания ее таковой судебным решением.

Таких признаков соглашение о перераспределении земель № 16 от 25.03.2019г. не содержит, в связи с чем, данное соглашение оценивается судом как оспоримая сделка.

Отказывая в удовлетворении требования о признании недействительной (ничтожной) сделки, заключенной 25.03.2019г., суд полагает также необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования о применении последствий недействительности сделки.

Таким образом, исковые требования администрации МО «Майкопский район» о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности не подлежат удовлетворению в связи с необоснованностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Майкопский район» к ФИО2 о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня его составления в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 09.06.2021г.

Судья – подпись

Копия верна: Судья      Скрябин А.В.

2-541/2021 ~ М-380/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация МО Майкопский район
Ответчики
Киногопуло А.В.
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Скрябин Андрей Владимирович
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
30.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее