Дело №2-1960/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 октября 2019 года г.Орел
Советский районный суд г.Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
помощника судьи Конкиной Н.Н.,
с участием представителя истца Симонова Р.М.,
представителя ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Зерновой А.Ю.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Орловского областного Совета народных депутатов Макеева Ю.Н.,
при секретаре Федяевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Кучинова А.А. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и взыскании денежной выплаты за время ее приостановления,
установил:
Кучинов А.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и взыскании денежной выплаты за время ее приостановления.
В обоснование заявленных требований указав, что истец был избран депутатом Орловской областной Думы и замещал государственную должность Орловской области с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» Кучинову А.А. с ДД.ММ.ГГ было назначено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты. С ДД.ММ.ГГ в соответствии с уведомлением Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства указанные выплаты прекращены. Полагает, что ответчик, отменяя выплату указанного материального обеспечения, нарушил требования действующего законодательства, и как следствие его права.
По указанным основаниям, просит суд обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области возобновить Кучинову А.А. с ДД.ММ.ГГ выплату дополнительного материального обеспечения.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Орловский областной Совет народных депутатов, Департамент финансов Орловской области.
В судебном заседании представитель истца Симонов Р.М. исковые требования поддержал, просит суд обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области возобновить Кучинову А.А. ежемесячную выплату дополнительного материального обеспечения, взыскав с ответчика дополнительное материальное обеспечение с ДД.ММ.ГГ.
Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области Зернова А.Ю. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица Орловского областного Совета народных депутатов по доверенности Макеев Ю.Н. при вынесении решения полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента финансов по Орловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие и письменные возражения по существу иска.
Истец Кучинов А.А. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Также и абзацем 2 статьи 2 вышеназванного Закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусмотрено назначение пенсионного обеспечения в целях компенсации гражданам утраченного заработка в связи с установлением им трудовой пенсии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются данным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 названного закона).
Статьей 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ (ред. от 23.08.2007) «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов» были установлены гарантии трудовых и социальных прав депутатов областного Совета народных депутатов.
Закон Орловской области № 21-ОЗ определяет права, обязанности и ответственность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.
Согласно части 7 статьи 21 Закона № 21-03 (в редакции, действовавшей на момент назначения доплаты к пенсии) гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти Орловской области и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на ежемесячную доплату к пенсии за счет средств областного бюджета. Доплата к пенсии устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты назначается в размере 75 процентов среднемесячного заработка депутата, работающего в соответствующей должности на постоянной основе, за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством о трудовых пенсиях.
Порядок назначения, перерасчета, индексации, выплаты и доставки дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов был установлен в Положении о порядке назначения и выплаты дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты депутату Орловского областного Совета народных депутатов, утвержденном постановлением Орловского областного Совета народных депутатов от 20.05.2005 № 40-849-ОС.
В судебном заседании установлено, что истец был избран депутатом Орловской областной Думы и замещал государственную должность Орловской области с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Как следует из решения №*** от ДД.ММ.ГГ, Управлением социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области Кучинову А.А. с ДД.ММ.ГГ пожизненно установлено дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с частью 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов».
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Орловской области от 08.02.2016 № 1914-03 были внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона Орловской области от 08.01.1997 № 21-ОЗ «О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов».
Согласно внесенным изменениям, право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной выплаты за счет средств областного бюджета имеет гражданин Российской Федерации, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность на профессиональной постоянной основе не менее трех лет, достигший пенсионного возраста или потерявший трудоспособность в период осуществления им полномочий по указанной должности.
В соответствии с уведомлением ответчика от ДД.ММ.ГГ данные выплаты истцу были приостановлены, а впоследствии прекращены с ДД.ММ.ГГ
При рассмотрении настоящего спора суд принимает во внимание, что на момент назначения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета Кучинов А.А. соответствовал критериям, предъявляемым к нему законом субъекта Российской Федерации.
Федеральное законодательство не содержало норм, которые устанавливали бы иное регулирование указанных правоотношений.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 446-ФЗ статья 2.1 Закона № 184-ФЗ дополнена пунктом 4, в котором указано, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», либо по основаниям, предусмотренным подпунктами «б», «г» пункта 1 статьи 9 данного закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 названного закона.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 г. № 6-О указано, что вопрос сохранения ранее установленных условий назначения дополнительного материального обеспечения для лиц, которым соответствующая выплата была назначена до момента вступления в силу Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, относится к дискреции законодателя субъекта Российской Федерации, который при осуществлении соответствующего правового регулирования связан вытекающими из конституционных положений принципами социальной справедливости, соразмерности, требованиями о недопустимости внесения в нормативные правовые акты произвольных изменений и должен учитывать как широкий круг социально значимых обстоятельств, включая цели социальной политики, так и имеющиеся у субъекта Российской Федерации финансово-экономические возможности.
Однако, Закон Орловской области от 08 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ, которым внесены изменения в часть 7 статьи 21 Закона № 21-ОЗ, не содержит указаний о распространении их действия на правоотношения, сложившиеся ранее вступления названного акта в законную силу.
При таком положении и с учетом общего правила распространения действия закона на правоотношения, возникшие после вступления его в силу, положения части 7 статьи 21 Закона № 21-ОЗ в редакции Закона Орловской области от 8 февраля 2016 г. № 1914-ОЗ подлежат применению к правоотношениям по назначению доплаты к пенсии лицам, приобретшим право на такую доплату после вступления в силу указанных изменений.
Таким образом, исковые требования Кучинова А.А. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и взыскании денежной выплаты за время ее приостановления подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кучинова А.А. к Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о восстановлении дополнительного материального обеспечения в виде ежемесячной денежной выплаты и взыскании денежной выплаты за время ее приостановления - удовлетворить.
Обязать Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области возобновить Кучинову А.А. ежемесячную выплату дополнительного материального обеспечения с ДД.ММ.ГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления полного текста – 29.10.2019 г.
Председательствующий Ю.С. Самойлова