Дело № 2а-35/2022
УИД 28RS0013-01-2022-000035-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поярково 14 февраля 2022 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Чубукиной О.Е.,
при секретаре судебного заседания Паньковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Михайловского района Амурской области к отделению судебных приставов по Михайловскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора (по гражданскому делу №2-292/2020),
УСТАНОВИЛ:
Администрация Михайловского района Амурской области обратилась в суд с административным иском к ОСП по Михайловскому району УФССП России по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование заявленных требований указав, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Михайловскому району 04.12.2020 возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации <адрес> об обязании предоставить жилое помещение ФИО2, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. 18.01.2022 года судебным приставом в рамках данного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В целях реализации государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Законом Амурской области от 11.04.2015 года №472-ОЗ в бюджет Михайловского района были доведены ассигнования на 2020 год в сумме 5224230,00 руб., на которые приобретены 6 квартир для лиц, в отношении которых приняты и вступили в законную силу судебные решения. При этом администрацией района в адрес министерства социальной защиты населения Амурской области 10.05.2017 года, 08.06.2017 года, 05.12.2017 года, 23.05.2018 года, 24.07.2018 года, 30.11.2018 года, 30.10.2019 года направлены обращения о выделении дополнительных денежных средств, а также об увеличении объема средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, на которые получены ответы о невозможности выделения бюджетных ассигнований в объеме потребности ввиду отсутствия финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению. В июле 2020 года вновь было направлено обращение об увеличении объема средств для исполнения обязательств перед указанной категорией граждан. 28.07.2020 года был получен ответ, согласно которому вопрос выделения дополнительных средств на обеспечение государственных полномочий, связанных приобретением жилья для детей-сирот администрации Михайловского района, как отдельно взятому муниципальному образованию, может быть рассмотрен министерством положительно после проведения конкурсных процедур муниципальными образованиями до 04.08.2020 года. Уведомлениями по расчетам между бюджетами от 01.10.2020 года и 30.10.2020 года министерством социальной защиты населения Амурской области администрации Михайловского района дополнительно доведены лимиты на приобретение двух квартир для детей-сирот. Жилые помещения предоставлены лицам указанной категории в отношении, которых ранее приняты и вступили в законную силу судебные решений (ФИО3, ФИО4). Объем средств, доведенных на 2021 год в местный бюджет на реализацию полномочий в данной сфере, на приобретение жилья составляет 6913 764 рублей (на 6 жилых помещений). На данные средства планируется в 2021 году приобрести жилые помещения для 6 человек. Поскольку, объявленные в апреле, мае, июле и августе 2021 года электронные аукционы на приобретение квартир для детей-сирот ввиду отсутствия поданных заявок согласно протоколов от 12.04.2021 года, 24.05.2021 года, 25.05.2021 года, 21.07.2021 года, 11.08.2021 года, признаны несостоявшимися, первый муниципальный контракт на приобретение квартиры для детей-сирот был заключен только в сентябре 2021 года. В связи с чем, финансирование мероприятий на приобретение жилья для детей-сирот было реализовано в конце 2021 года. дополнительных средств администрации Михайловского района не доводилось. Также, администрацией района осуществляется два раза в год проверка соблюдения условий договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с лицами из числа детей-сирот. По результатам проверок нарушений условий договора найма специализированного жилого помещения не установлено. В связи с чем отсутствуют основания для освобождения жилых помещений специализированного жилищного фонда в судебном порядке, с целью предоставления данного жилого помеще6ния детям-сиротам, состоящим в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Михайловского района. Полагая, что администрацией Михайловского района предпринимаются все необходимые меры для исполнения решения суда. Административный истец просил освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному документу №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представители административного истца - администрации Михайловского района Амурской области не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в телефонограмме от 14.02.2022 года просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца, на административных исковых требованиях настаивали в полном объеме, о правах и правовых последствиях неявки ей было разъяснено и понятно.
Административный ответчик - ОСП по Михайловскому району, надлежащим образом уведомлен о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.
Заинтересованное лицо прокурор Михайловского района в судебное заседание не явился, возражений относительно освобождения администрации Михайловского района от уплаты исполнительского сбора не представил.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Исследовав материалы дела, изучив материалы исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве устанавливает, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года №13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что решением Михайловского районного суда Амурской области от 27.08.2020 года, на администрацию Михайловского района Амурской области возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 33 кв.м на территории Михайловского района Амурской области по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение суда вступило в законную силу 16.11.2020 года.
Как следует из материалов дела, 04.12.2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Михайловскому району УФССП по Амурской области возбуждено исполнительное производство №-ИП. В данном постановлении должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (п.2), также должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор (п.3).
Материалами дела подтверждается, что 18.01.2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Михайловскому району УФССП по Амурской области вынесено постановление о взыскании с администрации Михайловского района Амурской области исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Положениями частей 6, 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве установлено, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Михайловского района Амурской области в Министерство социальной защиты населения Амурской области было направлено письмо о необходимости выделения дополнительных средств на реализацию переданных государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
08.06.2017 года из Министерства социальной защиты населения Амурской области администрацией Михайловского района Амурской области получен ответ о невозможности увеличения объема на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот для Михайловского района Амурской области.
05.12.2017 года администрацией Михайловского района Амурской области было вновь направлено письмо в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой увеличить в 2018 году объем средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот. Ответ на данное письмо не получен.
23.05.2018 года и 24.07.2018 года администрацией Михайловского района Амурской области направлялись запросы в Министерство социальной защиты населения Амурской области об увеличении денежных средств для приобретения и предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда нуждающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрев обращения, Министерство социальной защиты населения Амурской области сообщило, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в 2018 году в объеме потребности невозможно в виду отсутствия финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению.
30.11.2018 года администрацией Михайловского района Амурской области вновь направлено обращение в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой решить вопрос об увеличении объема средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
31.05.2019 года в целях решения вопроса исполнения судебных решений о предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений по договору специализированного найма жилого помещения, соответствующих санитарно-техническим нормам, администрацией Михайловского района Амурской области было направлено обращение в Министерство социальной защиты населения Амурской области, с просьбой решить вопрос об увеличении объема средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
19.06.2019 года из Министерства социальной защиты населения Амурской области администрацией Михайловского района Амурской области получен ответ, согласно которому выделение дополнительных средств на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот, администрацией Михайловского района Амурской области, как отдельно взятому муниципальному образованию, не предоставляется возможным.
31.10.2019 года администрацией Михайловского района Амурской области вновь было направлено обращение в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой решить вопрос об увеличении объема средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
Из ответа министерства социальной защиты населения Амурской области от 27 июля 2020 года на обращения по вопросу выделения дополнительных бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа следует, что размер субвенции распределен на 2020 год между органами местного самоуправления области в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджета муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот, утвержденной Законом Амурской области от 11.04.2005 №472-ОЗ. Выделение дополнительных средств на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот, администрации Михайловского района, как отдельно взятому муниципальному образованию, не представляется возможным. Дополнительные средства на указанные цели могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур до 04.08.2020 года.
Согласно уведомлениям министерства финансов Амурской области №№23.6, 23.8, 23.10 от 18.12.2019 года, от 01.10.2020 года, от 30.10.2020 года, бюджету Михайловского района предоставлены межбюджетные трансферты на 2020 год в общей сумме 6 965 640,00 руб. для целей предоставления жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей.
09.02.2021 года администрацией Михайловского района Амурской области вновь было направлено обращение в Министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой решить вопрос об увеличении средней стоимости 1 кв.м жилья или оставить на уровне 2020 года в сумме 26 385 руб.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных статьей 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 75 постановления от 17.11.2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Вместе с тем, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд полагает, что в действиях администрации Михайловского района Амурской области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При этом суд полагает необходимым учесть и то обстоятельство, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Из статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Таким образом, принимая во внимание, что финансирование администрации Михайловского района Амурской области осуществляется за счет средств бюджета Амурской области, исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствие вины должника, а установленные по делу обстоятельства в совокупности дают основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, что не противоречит действующему законодательству, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации Михайловского района Амурской области к отделению судебных приставов по Михайловскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Михайловского района Амурской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Михайловскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области от 18.01.2022 года № в рамках исполнительного производства №-ИП от 04.12.2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е. Чубукина
Решение суда в окончательной форме принято 15 февраля 2022 года