63RS0№-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 июля 2020 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Муковниковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1456/2020 по административному иску Горбунова О.М. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Горбунов О.М. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 832,43 кв. м с кадастровым номером 63:01:0202002:807, расположенный по адресу: <адрес>, Студеный овраг, 8-я линия. В фактическом использовании у него находится также земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 248 кв. м. В целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков он обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с соответствующим заявлением, приложив пакет необходимых документов. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1979 в заключении соглашения отказано на основании пп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-5948/2019 указанное распоряжение признано незаконными, на Департамент возложена обязанность по возобновлению работы. При повторном рассмотрении ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства г.о. Самары принято распоряжение №РД-422 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. С основаниями отказа он не согласен, считает, что они не могут служить препятствием в перераспределении земельных участков.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-422 незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о.Самара устранить нарушение его прав, приняв решение по заявлению о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Елизаров Д.Н., Добриков А.Н., привлечённые к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, суд с учётом положений ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело их отсутствие.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч.3 ст.11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Горбунову О.М. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:01:0202002:807, площадью 832,43 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, Студеный овраг, 8-я линия.
Материалами дела подтверждается, что административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 248 кв. м в соответствии с прилагаемой схемой.
Установлено, что распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1979 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании п.п. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1979 признано незаконным, на Департамент возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению обращения.
Установлено также, что при повторном рассмотрении заявления Департаментом градостроительства принято оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №РД-422 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпунктов 3, 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
В обоснование оспариваемого отказа указано, что в отношении территории, в границы которой входит часть образуемого земельного участка, принято распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № о предварительном согласовании предоставления земельного участка в рамках реализации положений, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ. Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о. Самара, а также топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе находящегося под объектом недвижимости и необходимого для его обслуживания. Полученные в рамках межведомственного взаимодействия сведения Департамента, Управления Росреестра по <адрес> дают основания полагать, что в границах образуемого земельного участка расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 63:01:0240002:1839, находящийся в собственности иного лица.
Установлено, что распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Елизарову Д.Н. предварительно согласовано предоставление в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 963 кв. м, занимаемого летним домом с участком, по адресу: <адрес>, Студеный овраг, Третья линия, участок №«А» (п/л «Юный космонавт»).
Установлено также, что испрашиваемый Горбуновым О.М. земельный участок площадью 248 кв. м является частью земельного участка площадью 963 кв. м, схема которого утверждена распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между тем, срок действия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № составлял два года со дня подписания.
Установлено, что за указанный период права на испрашиваемый земельный участок ни Елизаровым Д.Н., ни иным лицом, в установленном законом порядке не оформлены.
В ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 63:01:0240002:1839 – летний дом, 1957 года постройки, литера Л, назначение: жилой дом, площадью 39,5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, Студеный овраг, 3-я линия, участок № «А» (п/л «Юный космонавт»). Собственником дома является Добриков А.Н., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Однако данных, указывающих на то, что указанный дом расположен в границах земельного участка площадью 963 кв. м, часть которого испрашивается административным истцом, материалы дела не содержат.
Утверждение административного ответчика о нахождении указанного объекта на испрашиваемом земельном участке основано на предположении, границы объекта не установлены, о чем непосредственно указано в оспариваемом распоряжении.
Топографический план местности, на который ссылается Департамент, не подтверждает наличие на спорной территории объекта капитального строительства - жилого дома, площадью 39,5 кв. м.
Кроме того, учитывая кадастровый номер испрашиваемого земельного участка и объекта капитального строительства, на наличие которого указано в оспариваемом распоряжении, следует, что указанные объекты находятся в разных кадастровых кварталах. Причины соответствующих противоречий стороной административного ответчика в судебном заседании не разъяснены.
Одним из требований к образуемым и измененным земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования. Статьёй 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в графической части межевого плана указывается доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе посредством установления сервитута. Пунктом 26 части 1 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ предусмотрено, что отсутствие доступа к образуемому или изменяемому земельному участку является основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО «ПКЦ «Контур» Попова О.В. от ДД.ММ.ГГГГ территория земель, государственная собственность на которые не разграничена, общей площадью 963 кв. м, со всех сторон окружена земельными участками, сведения о которых в ЕГРН содержатся как уточненные, следовательно, формирование земельного участка в пределах указанной территории не представляется возможным, поскольку доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку отсутствует.
Доказательств наличия возможности установления сервитута для обеспечения прохода и проезда к данной территории через соседние земельные участки, в том числе согласие собственников (правообладателей) соседних участков на установление сервитута, Департаментом не представлено.
Указание на то, что в результате перераспределения испрашиваемого земельного участка между образуемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами 63:01:0703003:1857 и 63:01:0202002:549 образуется территория, которую невозможно использовать рационально, является необоснованным, так как часть спорной территории площадью 963 кв. м испрашивается административным истцом и тремя соседними землепользователями через процедуру перераспределения в полном размере, вследствие чего, в случае удовлетворения заявлений всех землепользователей, неиспользуемой территории не останется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого распоряжения, поскольку, обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Ввиду того, что суд не вправе обязывать уполномоченный орган принять то или иное решение по существу без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть соответствующее заявление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Горбунова О.М. - удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-422 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара принять законное решение по заявлению Горбунова О.М. о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд города Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья