Решение
Именем Российской Федерации
г. Чехов Московской области «ДД.ММ.ГГГГ
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шахбанова А.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению ФИО1, ФИО3, ФИО4 об оспаривании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
Установил:
Заявители обратились в суд с заявлением и просили: признать решение Центрально жилищной комиссии войсковой ФИО5 95006 от 16.01.2015г. об отказе в приеме на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - незаконным, обязании Центральную жилищную комиссию войсковой ФИО5 95006 принять ФИО1 и членов ее семьи: сына - ФИО3, 21.01.1984г. рождения, сына- ФИО4, 31.07.1991г. рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В судебном заседании заявительница заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам указанным в иске (л.д.3-9) и пояснила, что она с «18» сентября 1982 года являлась супругой ФИО2, который 22 декабря 2007 года умер.
ФИО2, проходил военную службу в войсковой ФИО5 52583 и приказом командира войсковой ФИО5 52583 от ДД.ММ.ГГГГ №-лс исключён из списков личного состава войсковой ФИО5 52583 в связи со смертью.
Согласно выписке из приказа, смерть ФИО2 наступила при исполнении обязанностей военной службы. На дату исключения ФИО2 из списков личного состава войсковой ФИО5 его выслуга лет составила 32 года 04 месяца 01 день.
«09» декабря 2014 года она обратилась в Центральную жилищную комиссии войсковой ФИО5 95006 с заявлением о принятии ее, как вдовы военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, и членов моей семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
«16» января 2015 года Центральная жилищная комиссия войсковой ФИО5 95006 отказала в приёме на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого договору социального найма, ее и членов ее семьи, сославшись на подпункт 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ и указав, что представленные документы не подтверждают право состоять на указанном учёте.
26.02.2015г. ею была направлена командиру войсковой ФИО5 95006 жалоба на отказ в принятии ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
«03» марта 2015 года Центральная жилищная комиссия войсковой ФИО5 95006 оставила без изменений свое решение от ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что в период прохождения военной службы ФИО2 не был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а вдова военнослужащего ФИО2 - ФИО1 не приобрела право на обеспечение жилым помещением до смерти мужа.
«06» марта 2015 года командир войсковой ФИО5 95006 Г.В. Каётченко также сообщил, что в соответствии с законом, действовавшим, как на момент смерти военнослужащего войсковой ФИО5 5258З ФИО2, так и на время ее обращения к нему и в Центральную жилищную комиссию войсковой ФИО5 95006, правовых оснований для принятия ее семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением не имеется.
Заявитель ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Заявитель ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо – представитель Центральной жилищной комиссии войсковой ФИО5 95006 в судебном заседании заявленные требования не признал.
Заинтересованное лицо – командир войсковой ФИО5 95006 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица- Командира войсковой ФИО5 95006.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителей, представителя Центральной жилищной комиссии войсковой ФИО5 95006, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
ФИО5 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации провозглашает, что жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Жилое помещение на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях нанимателю и членам его семьи.
В силу положений пункта 1 статьи 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации граждане праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что заявительница ФИО1 являлась супругой ФИО2, который ДД.ММ.ГГГГ умер (л.д.32, 33).
ФИО2, проходил военную службу в войсковой ФИО5 52583 и приказом командира войсковой ФИО5 52583 от ДД.ММ.ГГГГ №-лс исключён из списков личного состава войсковой ФИО5 52583 в связи со смертью.
Согласно выписке из приказа, смерть ФИО2 наступила при исполнении обязанностей военной службы. На дату исключения ФИО2 из списков личного состава войсковой ФИО5 его выслуга лет составила 32 года 04 месяца 01 день.
«09» декабря 2014 года заявительница обратилась в Центральную жилищную комиссии войсковой ФИО5 95006 с заявлением о принятии меня, как вдовы военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, и членов моей семьи на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
«16» января 2015 года Центральная жилищная комиссия войсковой ФИО5 95006 отказала в приёме на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого договору социального найма, ее и членов ее семьи, сославшись на подпункт 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ и указав, что представленные документы не подтверждают право состоять на указанном учёте.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Жилищного кодекса РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что по правилам, предусмотренным главой 25 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц, принятых, совершённых при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий.
Согласно статье 256 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Об отказе в приёме на учёт меня и членов моей семьи, в качестве нуждающихся в жилом помещении заявительнице стало известно «22» января 2015 года после получения Выписки из протокола № заседания Центральной жилищной комиссии войсковой ФИО5 95006 от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой на почтовом конверте.
Конституция Российской Федерации (статья 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ, другими федеральными конституционными, федеральными органами и иными нормативными правовыми актами РФ. Члены семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего имеют право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учётом норм, очерёдности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N276-ФЗ «О статусе военнослужащих», в действующей редакции).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О статусе военнослужащих» членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим осиоваиия быть признанными нуждающимися. в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащего». При этом указанным лицам денежные средства на при обретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащего» во внеочередном порядке.
Из толкования указанной нормы следует, что для обеспечения жилым помещением членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, необходимо наличие оснований для признания военнослужащего при жизни нуждающимся в жилом помещении. Самого факта признания погибшего (умершего) в период прохождения военной службы военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий до его гибели (смерти) не требуется.
Согласно пункта 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N2 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» даны разъяснения, согласно которым при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N276-ФЗ «О статусе военнослужащих» жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учётом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в. федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по Договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащего».
В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N2 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих- граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путём выдачи государственных жилищных сертификатов.
В связи с чем, для обеспечения жилым помещением в указанном порядке членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, необходимо наличие оснований для признания военнослужащего при жизни нуждающимся в жилом помещении. Самого факта признания погибшего (умершего) в период прохождения военной службы военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий до гибели (смерти) не требуется, достаточно лишь того, чтобы военнослужащий имел право быть признанным нуждающимся в обеспечении жилым помещением в указанный период времени.
Суд считает, что право на обеспечение жилым помещением заявитель приобрела вместе с ФИО2, супругой которого она являлась, до его смерти.
Указанный вывод суда подтверждается в том, числе и практикой Верховного суда РФ (Определение ВС РФ от 23.12.2014г. №-КГ14-16).
В соответствии с Подпунктом 1 <адрес> 51 жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Ни ФИО2, ни заявительница, не являлись нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, а также собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, доказательств обратного в ходе судебного разбирательства не установлено.
Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими органами, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Военнослужащий на момент гибели (смерти) должен проходить военную службу по контракту. Гибель (смерть) военнослужащего должна наступить в период прохождения военной службы. На момент гибели (смерти) военнослужащего срок его военной службы в календарном исчислении должен составлять 10 лет и более. Военнослужащий и члены его семьи не должны участвовать в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при соблюдении перечисленных выше условий, заявители, как члены семьи погибшего (умершего) в период прохождения военной службы военнослужащего, приобрели гарантированное Конституцией РФ право на обеспечение жилым помещением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
И соответственно заявители, как члены семьи погибшего (умершего) в период прохождения военной службы военнослужащего, имеют право на обеспечение жилым помещениями в настоящее время.
В связи с этим суд считает, что решение Центрально жилищной комиссии войсковой ФИО5 95006 от 16.01.2015г. является немотивированным и необоснованным, что нарушает конституционные права заявителей.
В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирание и истребовании доказательств.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования ФИО1, ФИО3, ФИО4 - удовлетворить.
Признать решение Центральной жилищной комиссии войсковой ФИО5 95006 от 16.01.2015г. об отказе в приеме на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ФИО1 и членов ее семьи: ФИО3, ФИО4 – незаконным.
Обязать Центральную жилищную комиссию войсковой ФИО5 95006 принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма ФИО1 и членов ее семьи: ФИО3 21.01.1984г.р. и ФИО4 31.07.1991г.р.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: /подпись/ А.А. Шахбанов
Решение в окончательной форме изготовлено 21.09.2015г.
Копия верна
Оригинал решения находится в Чеховском городском суде <адрес> в гражданском деле №
Судья: А.А. Шахбанов