Дело № 2-7\2013
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 марта 2013 года р.п. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Анисимовой Ю.В., при секретаре Курылевой Н.О.,
с участием помощника Военного прокурора Красноярского гарнизона Канапко Я.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Открытому акционерному обществу «Ремонтно – эксплуатационное управление» о возложении обязанности провести капитальный и текущий ремонты котельной №
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, по следующим основаниям.
Военной прокуратурой Красноярского гарнизона проведена проверка исполнения должностными Министерства обороны РФ требований закона в сфере жилищно- коммунального хозяйства, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что на поднадзорной военной прокуратуре Красноярского гарнизона территории, в военном городке <адрес> расположена котельная №, которая до сентября 2011 находилось на балансе и в оперативном управлении ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть» МО РФ (далее Красноярская КЭЧ). По смыслу действующего законодательства именно собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии: по капитальному и текущему ремонту, страхованию, регистрации, охране, коммунальным платежам, специальному (техническому, санитарному и др.) осмотрам и т.п. Таким образом, котельная №, расположенная в военном городке <адрес>, является имуществом Министерства обороны РФ, право оперативного управления за которой в настоящее время закреплено за ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 643-р ОАО «РЭУ» признано единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Минобороны России. При этом, установлено, что котельной №, помимо отапливания зданий и сооружений в/части 54630, отапливается специализированный жилищный фонд воинской части 54630, где проживают более 220 человек. Во исполнение распоряжений Правительства, между Минобороны России и ОАО «РЭУ» заключен государственный контракт от 14.07.2011 №-ТХ, в соответствии с которым ОАО «РЭУ» обязано оказывать услуги теплоснабжения воинским частям, организациям и учреждениям Минобороны России, при этом обязано ежегодно проверять техническое состояние и готовность теплопотребляющих установок к работе в отопительный период, осуществлять техническое обслуживание, замену и проверку узлов учёта тепловой энергии, в сроки, установленные нормативными документами.
Как следует из акта технического состояния здания (сооружения), утвержденного директором филиала «Иркутский» ОАО «РЭУ» ФИО3, акта общего осмотра от 6 апреля 2012 г. котельная № требует капитального ремонта, а именно: отмостки вокруг здания котельной частично разрушены; происходит отслоение стен друг от друга и оседание плит здания котельной. Ослабление и выпадение кирпичей из стен, появление средних и мелких трещин в кирпичных накладках, повреждение штукатурки (до 45%), повреждение и шелушение краски на стенах, проседание центральных балок, повреждение деревянных форм и обрешетки гнилью, повреждение гудронного покрытия (до 60%), трещины на шиферных листах (до 80%) от общей площади. Кроме того, оконные блоки и рамы сгнили, трещины на стеклах окон до 60%. Проседание и перекос всех железных дверей, появление выбоин в цементных полах до 70% от общей площади. Требуется бетонирование полов в отопительном и насосном залах, во всех переходах и коридорах. Естественное старение изоляции в условиях повышенных температур электрической проводки. Магнитные пускатели не закреплены, подгорели распределительные коробки без крышек, треснуты розетки, электрические выключатели подгорели из-за длительной эксплуатации. Навес для хранения аккумуляторного бака пришел в полную негодность, проломились балки. Трубы диаметра 219, 159, 133, 114 и 76 на подачу горячего и холодного водоснабжения выслужили все нормы эксплуатации и требуют полной замены (замена трубопроводов Д133 - 1508 м., Д108 - 754 м., Д114 - 1508 м., Д-76 - 50 м., Д-57 - 50 м.) Требуется ремонт тепловых колодцев, задвижки вентиля различных диаметров не держат (до 60%), текут и требуют замены. На имеющихся котлах №№ необходимо замена всех колосников, манометров. Необходимо установить 2 новых котла КВр-2.0 МВТ с вентиляторами, дымососами и 2 сетевыми насосами марки К-100-65-200 для обеспечения тепловой нагрузки задний военного городка: заменить технологическое оборудование для обеспечения нагрузки ГВС, изготовить и установить 2 котла марки ПР-18, заменить насосы К-100-65-200а - 3 шт., требуется замена вентиляторов 19 ЦН-63 - 2 шт., дымососов ДН-8-1500 с эл.дв. - 2 шт. Износ труб на отопление в трассе на компенсаторе между ТК 6 и ТК 7 - труба Д-219. Требуется ремонт тепловых колодцев в количестве 5 шт.
Таким образом, на котельной № необходимо выполнить капитальный ремонт, бремя ответственности за который возложено в соответствии с законом на Министерство обороны РФ. По состоянию на сентябрь 2012 г. капитальный ремонт на котельной № не произведен.
Кроме того, согласно вышеуказанным актам на котельной № также необходимо выполнение таких работ по текущему ремонту как: предохранительные клапана на 3-х котлах отсутствуют, так как ранее вышли из строя, требуется их установка; металл, из которого изготовлен аккумуляторный бак, пришел в негодность, требуется замена; требуется замены манометров в количестве 12 шт. и текущий ремонт тепловых пунктов в количестве 7 шт.; задвижки и вентиля на запорных арматурах и тепловых колодцах требуют замены.
Помимо этого, установлено, что в период отопительного сезона 2011-2012 гг. объекты воинской части 54630, в том числе специализированный жилищный фонд отапливались муниципальной котельной «Воинская», расположенной в <адрес> в отношении которой в 2012 г. принято решение о консервации, в связи со строительством новой модульной котельной.
Проведенными в отчетном периоде надзорными мероприятиями установлено, что в настоящее время, в связи с закрытием теплогенерирующего объекта - котельной «Воинская» в <адрес> на основании протокола от 18 июля 2012 г. выездного совещания по подготовке инженерной инфраструктуры военного городка <адрес> производится реконструкция тепловых сетей и котельной №, за счет которых запланировано отопление объектов <адрес> и трех жилых домов, в которых проживают более 400 человек.
В соответствии с указанным выше протоколом ОАО «РЭУ», в лице созданного им филиала «Иркутский», обязалось произвести работы по демонтажу старого оборудования и установке приобретенного, включая реконструкцию участка тепловой сети (демонтаж аварийных котлов, приобретение и установка трех котлов марки КВр-1,74 в комплекте с дымососами, дутьевыми вентиляторами и щитами управления, производительностью 1,5 Гкал/ч каждый, расширение котельного зала, в зоне установки котлов, путем выноса стены котельной наружу не менее чем на 1,5 м., приобретение и установка трех сетевых насосов 1К100-65-200 в комплекте со щитом управления, приобретение и монтаж предизолированных труб Ду100 L=650 м, ДУ 100 совместно с Ду65 L =150м, Ду50 совместно с Ду32 L=150, реконструкция участка тепловой сети совместно с водопроводом от распределительной камеры до жилых домов, общей протяженностью 800 м., приобретение и монтаж дымовой трубы ТД-08х25,5 на растяжках).
Вместе с тем, надзорными мероприятиями установлено, что по состоянию на сентябрь 2012 г. филиалом ОАО «РЭУ» «Иркутский» работы по монтажу и установке вышеуказанного оборудования, по ремонту (восстановлению) оборудования и подготовке теплоисточников и тепловых сетей на котельной № не ведутся, либо ведутся не в полном объеме, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в отопительный период 2012-2013 гг.
Бездействие Министерства обороны РФ и ОАО «РЭУ», связанное с не проведением капитального и текущего ремонтов котельной №, нарушает требований вышеуказанных законов, не обеспечивает надлежащим образом исполнение условий государственного контракта №-ТХ от 14 июля 2011 г. на поставку тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Минобороны, что в дальнейшем приведёт к нарушениям прав и законных интересов военнослужащих, а также граждан, проживающих или работающих в военном городке <адрес> на получение тепловой энергии и горячего водоснабжения в период отопительного сезона 2012-2013 гг.
Просит суд, обязать Министерство обороны Российской Федерации и ОАО «РЭУ» провести капитальный и текущий ремонты котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, военный городок №.
Военный прокурор в судебном заседании уточнил требования заявления по вышеизложенным обстоятельствам, просил обязать Министерство обороны РФ провести капитальный ремонт котельной №. а именно: отремонтировать отмостки и центральные балки вокруг здания котельной, заменить оконные блоки и рамы, все железные двери, провести бетонирование полов в отопительном и насосном залах, во всех переходах и коридорах, заменить изоляцию электрической проводки, закрепить магнитные пускатели, распределительные коробки, розетки и электрические выключатели, заменить навес для хранения аккумуляторного бака, заменить трубы диаметра 219. 159. 133, 114 и 76 на подачу горячего и холодного водоснабжения, заменить трубопровод Д133 1508 м., ДЮН - 754 м.. Д114 - 1508 м., Д-76 - 50 м., Д-57 - 50 м, провести ремонт тепловых колодцев, задвижки вентиля; на имеющихся котлах №№ заменить все колосники, манометры; установить 2 новых котла КВр-2.0 МВТ с вентиляторами, дымососами и 2 сетевыми насосами марки К-100-65-200 для обеспечения тепловой нагрузки зданий военного городка; заменить технологическое оборудование для обеспечения нагрузки ГВС, изготовить и установить 2 котла марки IIP-18, заменить насосы К-100-65-200а - 3 шт., вентиляторы 19 ЦН-63 - 2 шт., дымососы ДН-8-1500 с электродвигателем - 2 шт.
Обязать ОАО «РЭУ» выполнить работы по текущему ремонту, а именно: установить предохранительные клапаны на 3-х котлах, заменить аккумуляторный бак и манометры в количестве 12 шт.; произвести текущий ремонт тепловых пунктов в количестве 7 шт.; заменить задвижки и вентили на запорных арматурах и тепловых колодцах.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации Колегова А.С., действующая на основании доверенности № от 26 октября 2012 года в судебное заседание не явилась, предоставила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, а также возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении иска отказать ссылаясь на то, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года №-р ОАО «РЭУ» является единственным поставщиком тепловой энергии для нужд Министерства обороны РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Функционирование ОАО «РЭУ» включает в себя полный цикл мероприятий: от планирования и размещения заказа на поставку топлива, до содержания объектов теплоэнергетического комплекса, поставки тепловой энергии потребителю. Кроме того, для осуществления своих полномочий ОАО «РЭУ» переданы в эксплуатацию котельные и инженерные сети горячего водоснабжения, расположенные на территории воинских частей и военных городков. В соответствии с Государственным контрактом от 29 июня 2011 года №-р ремонтные работы теплопотребляющих установок осуществляет ОАО «РЭУ». Следовательно исковые требования к Министерству обороны предъявлены неправомерно, надлежащим ответчиком является ОАО «РЭУ».
Представитель ответчика ОАО «Ремонтно – эксплуатационное управление» в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом, ------
Представитель третьего лица ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Е.В. Артюкова, действующая на основании доверенности № от 01 сентября 2012 года, в судебное заседание не явилась, предоставила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в её отсутствие, а также возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации отказать, обязать произвести необходимые работы ОАО «РЭУ», ссылаясь на то, что на основании приказа № от 31 августа 2011 года котельная № на которой необходимо произвести ремонтные (восстановительные) работы передана в безвозмездное пользование ОАО «РЭУ», что подтверждается приложением к приказу п. 10667 стр.885. Следовательно исковые требования военного прокурора Красноярского гарнизона об обязании произвести ремонтные (восстановительные) работы в этой части иска обоснованы и подлежат удовлетворению. Считает, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, так как на основании заключенного контракта денежные средства для проведения текущего ремонта уже были предусмотрены.
При таких обстоятельствах гражданское дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст. 209 и ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии.
Из п. 2.1 и п. 2.2 Устава ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ следует, что к целям деятельности учреждения относятся, в том числе, управление и распоряжение недвижимым имуществом в Вооруженных силах РФ, обеспечение организации учета, контроля использования и сохранностью недвижимого имущества.
Как следует из представленных суду доказательств- Положения о Министерстве обороны РФ, согласно которому оно является Федеральным органом государственной власти который осуществляет правомочия собственника имущества закрепленного за вооруженными силами, расквартирование и обустройство войск ( сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за министерством обороны России, строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества в Вооруженных силах; приказа Минобороны РФ от17 декабря 2010 года № «О реорганизации федеральных государственных учреждений министерства обороны РФ», согласно которому правообладателем и балансодержателем объектов недвижимости Красноярская КЭЧ является ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ - котельная №, расположенная по адресу <адрес> является собственностью Министерства обороны, в связи с чем оно обязано осуществлять капитальный ремонт котельной.
Доводы представителя МО РФ о том, что полномочия собственника по проведению капитального ремонта переданы ОАО «РЭУ» представленными доказательствами не подтверждены, Государственный контракт от 29 июня 2011 года №-р, в котором по мнению представителя ответчика содержится указание на осуществление ремонтных работ ОАО «РЭУ» суду не представлен, Распоряжение Правительства Российской Федерации от той же даты и за тем же номером издано для обеспечения передачи в установленном порядке на праве безвозмездного пользования в том числе ОАО «РЭУ» объектов теплоснабжения, соответствующих сетей и иного имущества Минообороны России, необходимого для осуществления функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минообороны, какие либо сведения о передаче функций по осуществлению капитального ремонта в Распоряжении не содержатся.
Протокол выездного совещания по вопросу подготовки инженерной инфраструктуры военного городка <адрес> от 18 июля 2012 года решений, обязывающих ОАО «РЭУ» взять на себя обязательства по осуществлению капитального ремонта котельной не содержит и содержать не может без передачи таких полномочий собственником имущества - Министерством Обороны РФ, которое участия в совещании не принимало.
Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» поставлено на учет в налоговом органе на территории РФ. (л.д. 49)
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 №-р ОАО «РЭУ» переданы в безвозмездное пользование на срок действия государственных контрактов объекты теплоснабжения, соответствующие сети и иное имущество Минобороны России, необходимое для осуществления функций единого поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России.
Согласно акту № от августа 2010 года о приеме – передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию ФГУ «Красноярская КЭЧ» передала филиалу «Иркутский» ОАО «РЭУ» отдельностоящую котельную расположенную в военном городке № <адрес>, инв. №. (л.д. 21).
ОАО "РЭУ" осуществляет свою деятельность по обеспечению теплоснабжения объектов Минобороны России на основании Государственного контракта №-ТХ от 14.07.2011 г. заключенного между Минобороны России и ОАО «РЭУ», ОАО «РЭУ». (л.д. 24-38).
Согласно п 3.3.2 данного контракта, Государственный заказчик, то есть Министерство обороны РФ, обязан обеспечивать эксплуатацию теплопотребляющих установок.
Согласно п. 3.2.4 Договора № ТГО безвозмездного пользования недвижимым имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Красноярская квартирно – эксплуатационная часть района Министерства обороны РФ» ОАО «РЭУ» обязуется поддерживать имущество в исправности и надлежащем техническом, санитарном, противопожарном состоянии, включая осуществление текущего ремонта имущества, таким образом, оценивая вышеприведенные нормативные положения в совокупности и в отсутствие обоснованных возражений ответчика и непредставления им доказательств этих возражений, суд приходит к выводу о том, что этими правовыми актами и договорами обязанность по осуществлению текущего ремонта котельной возложена собственником имущества на основании вышеприведенных договора и акта приема передачи на ОАО «РЭУ» а обязанности по проведению капитального ремонта котельной на исполнителя не возложены.
Таким образом, обязанность проведения капитального ремонта лежит на собственнике имущества - Министерстве обороны РФ.
Согласно акту технического состояния здания от 06 апреля 2012 года котельная № требует капитального ремонта а именно: отмостки вокруг здания котельной частично разрушены; происходит отслоение стен друг от друга и оседание плит здания котельной. Ослабление и выпадение кирпичей из стен, появление средних и мелких трещин в кирпичных накладках, повреждение штукатурки (до 45%), повреждение и шелушение краски на стенах, проседание центральных балок, повреждение деревянных форм и обрешетки гнилью, повреждение гудронного покрытия (до 60%), трещины на шиферных листах (до 80%) от общей площади. Кроме того, оконные блоки и рамы сгнили, трещины на стеклах окон до 60%. Проседание и перекос всех железных дверей, появление выбоин в цементных полах до 70% от общей площади. Требуется бетонирование полов в отопительном и насосном залах, во всех переходах и коридорах. Естественное старение изоляции в условиях повышенных температур электрической проводки. Магнитные пускатели не закреплены, подгорели распределительные коробки без крышек, треснуты розетки, электрические выключатели подгорели из-за длительной эксплуатации. Навес для хранения аккумуляторного бака пришел в полную негодность, проломились балки. Трубы диаметра 219, 159, 133, 114 и 76 на подачу горячего и холодного водоснабжения выслужили все нормы эксплуатации и требуют полной замены (замена трубопроводов Д133 - 1508 м., Д108 - 754 м., Д114 - 1508 м., Д-76 - 50 м., Д-57 - 50 м.) Требуется ремонт тепловых колодцев, задвижки вентиля различных диаметров не держат (до 60%), текут и требуют замены. На имеющихся котлах №№ необходимо замена всех колосников, манометров. Необходимо установить 2 новых котла КВр-2.0 МВТ с вентиляторами, дымососами и 2 сетевыми насосами марки К-100-65-200 для обеспечения тепловой нагрузки задний военного городка: заменить технологическое оборудование для обеспечения нагрузки ГВС, изготовить и установить 2 котла марки ПР-18, заменить насосы К-100-65-200а - 3 шт., требуется замена вентиляторов 19 ЦН-63 - 2 шт., дымососов ДН-8-1500 с эл.дв. - 2 шт. Износ труб на отопление в трассе на компенсаторе между ТК 6 и ТК 7 - труба Д-219. Требуется ремонт тепловых колодцев в количестве 5 шт. (л.д. 8-12).
Данный акт, нуждаемость котельной в проведении всех перечисленных работ, их отнесенность к тому или иному виду ремонта в судебном заседании сторонами не оспорены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что доводы военного прокурора о необходимости проведения ремонта котельной № обоснованы, а иск подлежит удовлетворению полностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 325 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Открытому акционерному обществу «Ремонтно – эксплуатационное управление» о возложении обязанности провести капитальный и текущий ремонты котельной № – удовлетворить полностью.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести капитальный ремонт котельной №, расположенной по адресу <адрес>, военный городок №, а именно: отремонтировать отмостки и центральные балки вокруг здания котельной. Заменить оконные блоки и рамы, все железные двери. Провести бетонирование полов в отопительном и насосном залах, во всех переходах и коридорах. Заменить изоляцию электрической проводки. Закрепить магнитные пускатели, распределительные коробки, розетки и электрические выключатели. Заменить навес для хранения аккумуляторного бака. Заменить трубы диаметра 219. 159. 133, 114 и 76 на подачу горячего и холодного водоснабжения. Заменить трубопровод Д133 1508 м., ДЮН - 754 м.. Д114 - 1508 м., Д-76 - 50 м., Д-57 - 50 м. Провести ремонт тепловых колодцев, задвижки вентиля. На имеющихся котлах №№ необходимо замена всех колосников, манометров. Установить 2 новых котла КВр-2.0 МВТ с вентиляторами, дымососами и 2 сетевыми насосами марки К-100-65-200 для обеспечения тепловой нагрузки зданий военного городка. Заменить технологическое оборудование для обеспечения нагрузки ГВС, изготовить и установить 2 котла марки IIP-18, заменить насосы К-100-65-200а - 3 шт., вентиляторы 19 ЦН-63 - 2 шт., дымососы ДН-8-1500 с электродвигателем - 2 шт.
Обязать Открытому акционерному обществу «Ремонтно – эксплуатационное управление» выполнить работы по текущему ремонту котельной №, <адрес> военный городок №, а именно: установить предохранительные клапана на 3-х котлах, заменить аккумуляторный бак и манометры в количестве 12 шт. Произвести текущий ремонт тепловых пунктов в количестве 7 шт.; Заменить задвижки и вентиля на запорных арматурах и тепловых колодцах.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами и лицами, участвующими в деле, также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении такого заявления.
Судья Анисимова Ю.В.