№2-6835/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.,
при секретаре Шороховой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе15 декабря 2014 года гражданское дело по заявлению Широкова В.А. о признании незаконными отказа администрации г.Пензы в утверждении схемы расположения земельного участка, о понуждении к утверждению схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Широков В.А. обратился в суд с названным заявлением, указав, что ему на основании договора купли-продажи от Дата принадлежит нежилое здание, назначение нежилое, общей площадью 136,5 кв.м, Номер находящееся по адресу: Адрес , о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Дата сделана запись Номер и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности.Указанное нежилое здание расположено на земельном участке, общей площадью 232 кв.м, имеющем кадастровый номер Номер , принадлежащем ему на праве собственности на основании постановления главы администрации города Пензы Номер от Дата и договора купли-продажи земельного участка Номер от Дата о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Дата сделана запись Номер и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности.Дата он обратился в администрацию г.Пензы с заявлением о предоставлении двух земельных участков в аренду для благоустройства территории, прилегающей к нежилому зданию в районе Адрес .В ответ на заявление получен ответ в виде письма за Номер от Дата в котором указано, что предоставление двух земельных участков для благоустройства территории, прилегающей к нежилому зданию в районе Адрес площадью уч.№1=136 кв.м., уч.№2=153 кв.м. (в аренду) возможно, необходимо подготовить и представить на утверждение в администрацию города Пензы схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории.К указанному письму были приложены топографические материалы с указанием на них месторасположения испрашиваемых участков с указанием границ участков, координат, углов и т.п., необходимых для составления в целях последующего утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории.В соответствии с указанным письмом, по его заданию кадастровым инженером Ч.Т. Дата были изготовлены две схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Он обратился с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков, в котором указал цель использования земельных участков, размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю и приложил изготовленные на утверждение схемы.Указанные схемы Дата были согласованы начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Пензы - главным архитектором П.Д. Однако администрация г.Пензы отказалась их утверждать, сообщив ему об этом письмом от Дата Номер .В качестве оснований для отказа в утверждении схем Администрация г.Пензы в указанном письме сообщила, что земельный участок площадью 136 кв.мне являетсяприлегающим кпринадлежащему ему земельному участку и на участке произрастают ели; земельный участок площадью 153 кв.м. используется для пешеходной связинеопределенным количеством лиц и на нем расположено самовольно возведенное строение.С указанными действиями администрации г.Пензы по неутверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, он не согласен, считает их незаконными и необоснованными.
На основании изложенного просил суд: 1) признать незаконными действия администрации г.Пензы по неутверждению схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 136 кв.м. и площадью 153 кв.м в районе Адрес , 2) обязать администрацию г.Пензы в месячный срок утвердить и выдать ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 136 кв.м. и площадью 153 кв.м., в Адрес
Заявитель Широков В.А. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя Кастерина Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования, сославшись на изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель администрации г.ПензыГурьянова О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласилась.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина) (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2).
Согласно п. 2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 ЗК РФ, согласно которой:
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Предоставление земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, для целей, не связанных со строительством осуществляется в соответствии со ст. 4 Положения "О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам", утвержденного решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008, согласно которой:
1. Земельные участки на территории города Пензы, находящиеся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, предоставляются для целей, не связанных со строительством, в собственность либо в аренду по результатам проведенных торгов (конкурсов, аукционов) либо без проведения торгов.
2. Целями, не связанными со строительством, являются:
- размещение нестационарных торговых объектов (нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение);
- размещение металлических гаражей;
- благоустройство прилегающей территории;
-размещение автостоянок (автостоянка - специально обустроенные парковочные места без возведения капитальных сооружений);
- исключен. - Решение Пензенской городской Думы от 26.03.2010 N 293-16/5;
- иные случаи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть 2 в ред. Решения Пензенской городской Думы от 26.02.2010 N 261-15/5)
3. Лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, обращаются в Администрацию города Пензы с заявлением на имя Главы администрации города Пензы об определении возможности предоставления земельного участка.
(часть 3 в ред. Решения Пензенской городской Думы от 29.05.2009 N 52-6/5)
4. В месячный срок с момента поступления заявления Администрация города Пензы рассматривает вопрос о возможности предоставления земельного участка и направляет заявителю уведомление о возможности либо невозможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством.
(часть 4 в ред. Решения Пензенской городской Думы от 29.05.2009 N 52-6/5)
5. Уведомление Администрации города Пензы о возможности предоставления земельного участка является основанием для подготовки лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
(часть 5 в ред. Решения Пензенской городской Думы от 29.05.2009 N 52-6/5)
6. Лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются в Администрацию города Пензы с заявлением на имя Главы администрации города Пензы о предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
7. В заявлении указывается цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
К заявлению могут прикладываться согласования владельцев сетей и инженерных коммуникаций, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
8. Администрация города Пензы в месячный срок с момента поступления заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территории утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
9. Заявитель за счет собственных средств обеспечивает выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
10. В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка администрация города Пензы обеспечивает подготовку информации о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, и публикацию такой информации в периодическом печатном издании, определяемом администрацией города Пензы в соответствии с действующим законодательством.
(часть 10 в ред. Решения Пензенской городской Думы от 26.08.2011 N 685-30/5)
11. Постановление о предоставлении земельного участка принимается Администрацией города Пензы в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
(часть 11 в ред. Решения Пензенской городской Думы от 29.05.2009 N 52-6/5)
12. Копия постановления Администрации города Пензы о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, направляется заявителю с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Одновременно копия постановления о предоставлении земельного участка направляется в Управление муниципального имущества администрации города Пензы для заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
(в ред. Решений Пензенской городской Думы от 29.05.2009 N 52-6/5, от 26.06.2009 N 92-7/5, от 27.04.2011 N 596-27/5, от 21.12.2012 N 1097-47/5)
Часть 13 утратила силу. - Решение Пензенской городской Думы от 27.04.2011 N 596-27/5.
14. Управление муниципального имущества администрации города Пензы в недельный срок с момента принятия постановления о предоставлении земельного участка осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о его заключении.
(в ред. Решений Пензенской городской Думы от 26.06.2009 N 92-7/5, от 21.12.2012 N 1097-47/5).
В судебном заседании установлено, что Широкову В.А.на основании договора купли-продажи от Дата принадлежит нежилое здание, назначение нежилое, общей площадью 136,5 кв.м, инв.Номер находящееся по адресу: Адрес о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Дата сделана запись Номер и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке, общей площадью 232 кв.м, имеющем кадастровый номер Номер принадлежащем Широкову В.А. на праве собственности на основании постановления главы администрации города Пензы Номер от Дата и договора купли-продажи земельного участка Номер от Дата о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Дата сделана запись Номер и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Дата Широков В.А. обратился в администрацию г.Пензы с заявлением о предоставлении двух земельных участков в аренду для благоустройства территории, прилегающей к нежилому зданию в районе Адрес в аренду сроком на 5 лет.
Письмом за Номер от Дата администрация г.Пензы сообщила Широкову В.А., что предоставление двух земельных участков для благоустройства территории, прилегающей к нежилому зданию в районе Адрес площадью уч.№1=136 кв.м., уч.№2=153 кв.м. (в аренду) возможно, но для этого необходимо подготовить и представить на утверждение в администрацию города Пензы схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории.
К указанному письму были приложены топографические материалы с указанием на них месторасположения испрашиваемых участков с указанием границ участков, координат, углов и т.п., необходимых для составления в целях последующего утверждения схемы расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории.
В соответствии с указанным письмом, по заданию Широкова В.А. кадастровым инженером Ч.Т. Дата были изготовлены две схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Широков В.А. вновь обратился в администрацию г.Пензы с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков, в котором указал цель использования земельных участков, размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю и приложил изготовленные на утверждение схемы.
Указанные схемы Дата были согласованы начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Пензы - главным архитектором П.Д.
Однако администрация г.Пензы отказалась их утверждать, сообщив Широкову В.А. об этом письмом от Дата Номер .В качестве оснований для отказа в утверждении схем Администрация г.Пензы в указанном письме сообщила, что земельный участок площадью 136 кв.м не являетсяприлегающим кпринадлежащему ему земельному участку и на участке произрастают ели; земельный участок площадью 153 кв.м. используется для пешеходной связинеопределенным количеством лиц и на нем расположено самовольно возведенное строение.
Давая правовую оценку законности оспариваемого решения, суд находит его незаконным и не соответствующим нормам действующего законодательства.
Постановлением Администрации г. Пензы от 26.06.2012 N 756/1 (ред. от 30.01.2013) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории" администрацией города Пензы"
В соответствии с п. 3.2.6 критерии принятия решения о невозможности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории с указанием причин:
- заявителем представлены не все необходимые документы в соответствии с п. 2.6 настоящего регламента;
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует форме, утвержденной постановлением главы администрации города Пензы от 31.07.2008 N 1247 "Об утверждении формы Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории";
- несоответствие схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории установленным градостроительным регламентам.
-несоответствие местоположения границ и площади земельного участка фактическому землепользованию, требованиям земельного и градостроительного законодательства.
(абзац введен Постановлением Администрации г. Пензы от 02.08.2012 N 938/3)
Срок выполнения данной административной процедуры по предоставлению муниципальной услуги составляет восемь дней.
Результатом административной процедуры является утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или подготовка уведомления о невозможности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории с указанием причин(п.3.2.7).
Таким образом, порядок согласования и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане является очередным этапом, который следует за направлением заявителю уведомления о возможности предоставления земельного участка, и он строго регламентирован. В уведомлении о невозможности утверждения схемы должна быть указана одна из вышеперечисленных причин, их список является исчерпывающим.
Суд приходит к выводу о том, что в решении администрации г. Пензы отсутствуют основания для отказа в согласовании и утверждении схемы, изложенных в п. 3.2.6 Административного регламента.
Заявитель обращался в администрацию города Пензы с заявлением о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка, а не с заявлением о возможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством и обжалуемый ответ должен быть подготовлен в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории" администрацией города Пензы".
В нарушение названного регламента в ответе имеется ссылка на то, что формируемый земельный участок площадью 135 кв.мне является прилегающим к земельному участку, находящемуся в собственности заявителя, на участке произрастает большое количество елей. По формируемому земельному участку площадью 153 кв.м осуществляется пешеходная связь, которой пользуется неограниченный круг лиц. На участке расположено самовольно возведенное капитальное строение.
Вместе с тем п. 3.2.6 Административного регламента не предусмотрены указанные основания невозможности утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории.
Таким образом, при наличии письма администрации г. Пензы о возможности подготовки и предоставлении на утверждение схемы расположения земельных участков и отсутствия оснований, предусмотренных указанным пунктом Административного регламента, оспариваемое решение органа местного самоуправления является незаконным.
Показания Баженова Г.А. – начальника отдела подготовки документов под новое строительство управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам, допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста по ходатайству представителя администрации г. Пензы, для пояснения в части подготовки сообщения о возможности предоставления земельных участков, не влияют на выводы суда о незаконности отказа в утверждении схемы земельного участка, поскольку первоначальный ответ не является предметом обжалования и то обстоятельство, что он был дан без выезда на место не является юридически значимым при рассмотрении данного конкретного спора.
При этом суд учитывает, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка для испрашиваемых целей будет разрешаться с учетом, в том числе составленной и утвержденной схемы расположения земельного участка.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку в соответствии с требованиями части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопросы управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, относятся к компетенции органов местного самоуправления и не входят в компетенцию суда, в соответствии с положениями части 1 статьи 258 ГПК РФ, суд считает необходимым возложить на администрацию города Пензы обязанность рассмотреть вопрос об утверждении и выдаче схем земельных участков для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку Адрес соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконнымотказ администрации г.ПензыНомер от Дата о невозможности утверждения схем расположения земельных участковдля благоустройства территории, прилегающей к земельному участку Адрес
Обязать администрацию г.Пензырассмотреть вопрос об утверждении и выдаче схемы земельных участков для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку Адрес в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2014 года.
Судья Н.В. Белоглазова