Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2867/2020 от 20.11.2020

Судья Волкова Н.А. Дело № 33-2867/2020

в„– 2-2-20/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Букаловой Е.А.,

при секретаре Власовой Л.И.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску прокурора Корсаковского района Орловской области к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о возложении обязанности по содержанию защитного сооружения гражданской обороны,

по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Мценского районного суда Орловской области от 28 мая 2020 г., которым постановлено:

«исковые требования прокурора Корсаковского района Орловской области удовлетворить.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационного укрытия инвентарный №, реестровый номер федерального имущества №, расположенное в подвале жилого дома по адресу: Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, а именно: провести оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (пункт 4.1.1); обеспечить гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны (пункты 3.2.1, 3.2.5); привести инженерно-техническое оборудование (водоснабжение, воздухоснабжение, канализацию, санузлы, энергоснабжение) в исправное состояние (пункты 3.2.11 - 3.2.25); провести техническое обслуживание защитного сооружения гражданской обороны (пункт 5.1.1); установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установить на светильниках колпаки (рассеиватели) (пункт 3.5.1, а также подпункт «в» пункта 42, пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»; пункт 10 приказа МЧС от 21 июля 2005 года № 575).

Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия инвентарный №, реестровый номер федерального имущества №, расположенное в подвале жилого дома по адресу: Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., возражения и.о. прокурора Корсаковского района Орловской области - заместителя прокурора Новосильского района Орловской области НазаровойЕ.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

прокурор Корсаковского района Орловской области обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее по тексту – МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях) о возложении обязанности по содержанию защитного сооружения гражданской обороны.

В обосновании заявленных требований ссылался на то, что по адресу: Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>, располагается защитное сооружение объект гражданской обороны (противорадиационное укрытие), которое находится в неудовлетворительном состоянии, не пригодном для использования по прямому назначению и требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, что создает угрозу правам неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций. В оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации района указанное защитное сооружение не передавалось, в реестре муниципального имущества не значится.

Ссылаясь на то, что в силу закона защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью, уточнив исковые требования, прокурор просил суд:

- возложить на МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия инвентарный №, реестровый номер федерального имущества №, расположенного в подвале жилого дома по адресу: Орловская область, Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. «Березовый», <адрес> соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, а именно: провести оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (пункт 4.1.1); обеспечить гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны (пункты 3.2.1,3.2.5); привести инженерно-техническое оборудование (водоснабжение, воздухоснабжение, канализацию, санузлы, энергоснабжение) в исправное состояние (пункты 3.2.11 - 3.2.25); провести техническое обслуживание защитного сооружения гражданской обороны (пункт 5.1.1); установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установить на светильниках колпаки (рассеиватели) (пункт 3.5.1, а также подпункт «в» пункта 42, пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», пункт 10 приказа МЧС от 21 июля 2005 года № 575);

- возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства указанное защитное сооружение гражданской обороны.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях не принадлежит на праве собственности защитное сооружение, эксплуатирующей его организацией оно не является, в связи с чем, на нем не лежит обязанность по содержанию.

Обращает внимание на то, что в Положениях о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Российской Федерации, о МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях полномочия по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в пригодном для эксплуатации состоянии не установлены, ввиду чего, обязанность по содержанию объектов гражданской обороны должна быть возложена на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как на орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере гражданской обороны.

Поскольку бремя содержания спорного объекта на ответчика не возложено, он не закреплен за ним ни на каком праве, считает, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.

Просит учесть, что не доказана потребность в спорном объекте у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на которые возложена обязанность по направлению предложений о передаче объекта из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.

Указывает на то, что настоящий иск рассмотрен Мценским районным судом Орловской области с нарушением правил подсудности, поскольку в силу положений ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению по месту нахождения одного из ответчиков.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В числе основных задач в области гражданской обороны указано предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяет Правительство Российской Федерации.

Положениями пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление № 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Исходя из пункта 3 постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «Защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяется исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 1.2 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие признакам объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления №3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Судом установлено, что спорное помещение, расположенное по адресу: Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1991 г., является частью подвального помещения жилого здания, представляет собой защитное сооружение – противорадиационное укрытие, предназначено для размещения 600 человек, имеет площадь 570 кв.м., класс защитного сооружения П-5 (л. д. 30-32).

Вступившим в законную силу решением Мценского районного суда Орловской области от 05 июля 2017 г., имеющим при разрешении настоящего спора, в силу положений ст. 61 ГПК РФ, преюдициальное значение, на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (в настоящее время - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях) возложена обязанность в срок до 01 ноября 2017 г. обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия №, расположенного по адресу: Орловская обл., Корсаковский р-н, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>, как объект федеральной собственности, включив данный объект в реестр федерального имущества. Судом при рассмотрении данного дела было установлено, что спорный объект относится к федеральной собственности (л. д. 110-113).

Во исполнение данного решения, а также в соответствии с постановлением № указанный объект включен в реестр федерального имущества за номером №, является собственностью Российской Федерации (л. д. 12, 73-75), в оперативное управление или хозяйственное ведение какой-либо организации не передавался и с учета снят не был (л. д. 10, 13, 14, 19).

Таким образом, спорное защитное сооружение является федеральной собственностью. Данный объект в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность не передавался.

Статьёй 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: принимать нормативные акты в области гражданской обороны, доводить их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролировать их выполнение; разрабатывать и реализовывать планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определять перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из того, что спорное защитное сооружение гражданской обороны является федеральной собственностью, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по его надлежащему содержанию должна быть возложена на уполномоченного собственника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.

Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия собственника в отношении сооружения гражданской обороны должно осуществлять Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а не Федеральное агентство по управлению госимуществом и его территориальные органы, равно как и довод жалобы о предъявлении требований к ненадлежащему ответчику, является несостоятельным по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999г. № 1309 в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Пунктом 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определены полномочия федеральных органов исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующей территории закреплены в пункте 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно которому данные органы определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

К полномочиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участие в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организация согласования типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организация учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществление методического руководства и контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны)

Таким образом, к полномочиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не относятся полномочия по поддержанию объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию. Субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления выполняет обязанность по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, которые ими созданы или переданы им в установленном порядке. Положения Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.

Поскольку спорный объект из состава федеральной собственности не выбывал, то обязанность по его поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию может быть возложена только на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. Именно на ответчика возложены полномочия по осуществлению в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).

Кроме того, согласно пунктам 2.1. и подпункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), приватизация защитных сооружений, находящихся в федеральной собственности, запрещена. При этом защитные сооружения в силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что защитное сооружение гражданской обороны - спорное противорадиационное укрытие находится в ненадлежащем состоянии и требует приведения его в состояние готовности к использованию.

Данный вывод суда также подтверждается результатами прокурорской проверки от 10 февраля 2020 г. (л. д. 23-24), актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения (л. д. 25-26), журналом учета защитных сооружений Корсаковского района Орловской области (л. д. 27-29).

Установив, что уполномоченным собственником спорного объекта гражданской обороны является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, объект гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии и требует приведения в соответствие требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, суд первой инстанции обоснованно и законно возложил на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области обязанность привести защитное сооружение гражданской обороны, в надлежащее состояние.

Довод апелляционной жалобы о том, что не доказана потребность в спорном объекте у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на которые возложена обязанность по направлению предложений о передаче объекта из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в силу пунктов 8 и 9 Порядка в данном случае правового значения не имеет и не влечёт отмену обжалуемого решения суда.

Не влечет отмену решения суда, поскольку является процессуально несостоятельным, и довод апелляционной жалобы о том, что настоящее дело рассмотрено Мценским районным судом Орловской области с нарушением правил подсудности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрении при условии, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду, либо что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле.

Вопреки указанному доводу апелляционной жалобы, в суде первой инстанции ответчик не заявлял ходатайство о неподсудности дела, рассматриваемому его суду, а также не представил доказательств отсутствия возможности заявить в суде первой инстанции такое ходатайство.

Таким образом, содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути, направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 28 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Судья Волкова Н.А. Дело № 33-2867/2020

в„– 2-2-20/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Букаловой Е.А.,

при секретаре Власовой Л.И.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску прокурора Корсаковского района Орловской области к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях о возложении обязанности по содержанию защитного сооружения гражданской обороны,

по апелляционной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Мценского районного суда Орловской области от 28 мая 2020 г., которым постановлено:

«исковые требования прокурора Корсаковского района Орловской области удовлетворить.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны - противорадиационного укрытия инвентарный №, реестровый номер федерального имущества №, расположенное в подвале жилого дома по адресу: Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>, в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, а именно: провести оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (пункт 4.1.1); обеспечить гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны (пункты 3.2.1, 3.2.5); привести инженерно-техническое оборудование (водоснабжение, воздухоснабжение, канализацию, санузлы, энергоснабжение) в исправное состояние (пункты 3.2.11 - 3.2.25); провести техническое обслуживание защитного сооружения гражданской обороны (пункт 5.1.1); установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установить на светильниках колпаки (рассеиватели) (пункт 3.5.1, а также подпункт «в» пункта 42, пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»; пункт 10 приказа МЧС от 21 июля 2005 года № 575).

Возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия инвентарный №, реестровый номер федерального имущества №, расположенное в подвале жилого дома по адресу: Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., возражения и.о. прокурора Корсаковского района Орловской области - заместителя прокурора Новосильского района Орловской области НазаровойЕ.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

прокурор Корсаковского района Орловской области обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее по тексту – МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях) о возложении обязанности по содержанию защитного сооружения гражданской обороны.

В обосновании заявленных требований ссылался на то, что по адресу: Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>, располагается защитное сооружение объект гражданской обороны (противорадиационное укрытие), которое находится в неудовлетворительном состоянии, не пригодном для использования по прямому назначению и требует ремонтных работ по приведению его в надлежащее состояние, что создает угрозу правам неопределенного круга лиц на обеспечение беспрепятственной возможности укрытия в защитном сооружении в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций. В оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации района указанное защитное сооружение не передавалось, в реестре муниципального имущества не значится.

Ссылаясь на то, что в силу закона защитные сооружения гражданской обороны являются федеральной собственностью, уточнив исковые требования, прокурор просил суд:

- возложить на МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения путем приведения защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия инвентарный №, реестровый номер федерального имущества №, расположенного в подвале жилого дома по адресу: Орловская область, Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. «Березовый», <адрес> соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, а именно: провести оценку технического состояния защитного сооружения гражданской обороны (пункт 4.1.1); обеспечить гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны (пункты 3.2.1,3.2.5); привести инженерно-техническое оборудование (водоснабжение, воздухоснабжение, канализацию, санузлы, энергоснабжение) в исправное состояние (пункты 3.2.11 - 3.2.25); провести техническое обслуживание защитного сооружения гражданской обороны (пункт 5.1.1); установить систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установить на светильниках колпаки (рассеиватели) (пункт 3.5.1, а также подпункт «в» пункта 42, пункт 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», пункт 10 приказа МЧС от 21 июля 2005 года № 575);

- возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации обязанность обеспечить финансирование мероприятий, связанных с приведением в соответствие с требованиями действующего законодательства указанное защитное сооружение гражданской обороны.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях не принадлежит на праве собственности защитное сооружение, эксплуатирующей его организацией оно не является, в связи с чем, на нем не лежит обязанность по содержанию.

Обращает внимание на то, что в Положениях о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Российской Федерации, о МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях полномочия по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в пригодном для эксплуатации состоянии не установлены, ввиду чего, обязанность по содержанию объектов гражданской обороны должна быть возложена на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как на орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере гражданской обороны.

Поскольку бремя содержания спорного объекта на ответчика не возложено, он не закреплен за ним ни на каком праве, считает, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.

Просит учесть, что не доказана потребность в спорном объекте у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на которые возложена обязанность по направлению предложений о передаче объекта из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность.

Указывает на то, что настоящий иск рассмотрен Мценским районным судом Орловской области с нарушением правил подсудности, поскольку в силу положений ст. 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит рассмотрению по месту нахождения одного из ответчиков.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. В числе основных задач в области гражданской обороны указано предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств определяет Правительство Российской Федерации.

Положениями пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - постановление № 3020-1), объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Исходя из пункта 3 постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Объекты в виде «Защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны.

Общее понятие и классификация подобных объектов определяется исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Пунктом 1.2 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Требования Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.

Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению № 3020-1 не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие признакам объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления №3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Судом установлено, что спорное помещение, расположенное по адресу: Корсаковский район, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1991 г., является частью подвального помещения жилого здания, представляет собой защитное сооружение – противорадиационное укрытие, предназначено для размещения 600 человек, имеет площадь 570 кв.м., класс защитного сооружения П-5 (л. д. 30-32).

Вступившим в законную силу решением Мценского районного суда Орловской области от 05 июля 2017 г., имеющим при разрешении настоящего спора, в силу положений ст. 61 ГПК РФ, преюдициальное значение, на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области (в настоящее время - МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской, Орловской областях) возложена обязанность в срок до 01 ноября 2017 г. обеспечить учет защитного сооружения гражданской обороны – противорадиационного укрытия №, расположенного по адресу: Орловская обл., Корсаковский р-н, с. Корсаково, мкр. Березовый, <адрес>, как объект федеральной собственности, включив данный объект в реестр федерального имущества. Судом при рассмотрении данного дела было установлено, что спорный объект относится к федеральной собственности (л. д. 110-113).

Во исполнение данного решения, а также в соответствии с постановлением № указанный объект включен в реестр федерального имущества за номером №, является собственностью Российской Федерации (л. д. 12, 73-75), в оперативное управление или хозяйственное ведение какой-либо организации не передавался и с учета снят не был (л. д. 10, 13, 14, 19).

Таким образом, спорное защитное сооружение является федеральной собственностью. Данный объект в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность не передавался.

Статьёй 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: принимать нормативные акты в области гражданской обороны, доводить их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролировать их выполнение; разрабатывать и реализовывать планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определять перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несёт собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из того, что спорное защитное сооружение гражданской обороны является федеральной собственностью, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность по его надлежащему содержанию должна быть возложена на уполномоченного собственника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.

Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия собственника в отношении сооружения гражданской обороны должно осуществлять Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а не Федеральное агентство по управлению госимуществом и его территориальные органы, равно как и довод жалобы о предъявлении требований к ненадлежащему ответчику, является несостоятельным по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999г. № 1309 в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также определено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны.

Пунктом 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определены полномочия федеральных органов исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующей территории закреплены в пункте 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно которому данные органы определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

К полномочиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участие в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организация согласования типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организация учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществление методического руководства и контроля за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию (пункт 14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны)

Таким образом, к полномочиям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не относятся полномочия по поддержанию объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию. Субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления выполняет обязанность по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию объектов гражданской обороны, которые ими созданы или переданы им в установленном порядке. Положения Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.

Поскольку спорный объект из состава федеральной собственности не выбывал, то обязанность по его поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию может быть возложена только на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. Именно на ответчика возложены полномочия по осуществлению в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (пункт 5.2 постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).

Кроме того, согласно пунктам 2.1. и подпункту 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), приватизация защитных сооружений, находящихся в федеральной собственности, запрещена. При этом защитные сооружения в силу пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что защитное сооружение гражданской обороны - спорное противорадиационное укрытие находится в ненадлежащем состоянии и требует приведения его в состояние готовности к использованию.

Данный вывод суда также подтверждается результатами прокурорской проверки от 10 февраля 2020 г. (л. д. 23-24), актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения (л. д. 25-26), журналом учета защитных сооружений Корсаковского района Орловской области (л. д. 27-29).

Установив, что уполномоченным собственником спорного объекта гражданской обороны является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, объект гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии и требует приведения в соответствие требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583, суд первой инстанции обоснованно и законно возложил на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области обязанность привести защитное сооружение гражданской обороны, в надлежащее состояние.

Довод апелляционной жалобы о том, что не доказана потребность в спорном объекте у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, на которые возложена обязанность по направлению предложений о передаче объекта из федеральной собственности в государственную собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в силу пунктов 8 и 9 Порядка в данном случае правового значения не имеет и не влечёт отмену обжалуемого решения суда.

Не влечет отмену решения суда, поскольку является процессуально несостоятельным, и довод апелляционной жалобы о том, что настоящее дело рассмотрено Мценским районным судом Орловской области с нарушением правил подсудности.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд апелляционной инстанции отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрении при условии, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду, либо что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле.

Вопреки указанному доводу апелляционной жалобы, в суде первой инстанции ответчик не заявлял ходатайство о неподсудности дела, рассматриваемому его суду, а также не представил доказательств отсутствия возможности заявить в суде первой инстанции такое ходатайство.

Таким образом, содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, неисследованные судом, по сути, направлены на переоценку выводов суда, для которой оснований не имеется.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Мценского районного суда Орловской области от 28 мая 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

1версия для печати

33-2867/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Корсаковского района Орловской области
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации
Суд
Орловский областной суд
Судья
Корнева Марина Александровна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
20.11.2020Передача дела судье
16.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее