Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3019/2021 ~ М-2972/2021 от 29.09.2021

Дело № 2-3019/2021

76RS0022-01-2021-003433-06

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2021 года

Заволжский районный суд г.Ярославля в составе:

председательствующего судьи Мостовой Т.Ю.,

при секретаре     Егоровой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля об устранении нарушений законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО1 уточненные исковые требования поддержала.

Ответчики мэрия г. Ярославля, Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля представили письменные отзывы на иск.

Иные участвующие в деле лица о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Прокуратурой района по поручению прокуратуры Ярославской области по обращению депутата Ярославской областной Думы ФИО2 в интересах жителей Заволжского района города Ярославля проведена проверка по вопросу ненадлежащего состояния дорожного покрытия по ул. Алмазной г.Ярославля.

Актом проверки улично-дорожной сети улицы Алмазная г.Ярославля от д. 1 корп. 2 по ул. Алмазная до д. 1А по ул. Алмазная г.Ярославля установлено следующее:

- ул. Алмазная в районе д. 1 кор. 2 по ул. Алмазная выявлены многочисленные повреждения покрытия проезжей части превышающие предельно-допустимые значения в виде выбоин на всем протяжении, на всю ширину;

- ул. Алмазная в районе д. 1 кор. 4 по ул. Алмазная обнаружена выбоина в покрытии проезжей части длиной 290 см., шириной 240 см., глубиной 8 см.;

- ул. Алмазная на участке от д. 14А пос. Завода 50 до д. 1А по ул. Алмазная выявлены многочисленные повреждения покрытия проезжей части превышающие предельно-допустимые значения в виде выбоин на всем протяжении, на всю ширину, а также многочисленные повреждения покрытия в виде продольных, поперечных не обработанных трещин;

- ул. Алмазная на участке от д. 1 кор. 2 по ул. Алмазная до д. 14А пос. Завода 50 выявлено отсутствие стационарного электрического освещения, разделение транспортной и пешеходных зон, тротуары (пешеходные дорожки) не обустроены;

- остановка общественного транспорта «Филино» не оборудована заездным карманом;

- ул. Алмазная на участке от д. 1 кор. 2 по ул. Алмазная до д. 1А по ул. Алмазная выявлено отсутствие горизонтальной дорожной разметки, предусмотренной требованиями ГОСТ Р52289-2019 (п. 6.3.1 - 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017), а также разделение транспортной и пешеходной зон, тротуары (пешеходные дорожки) не обустроены.

В настоящее время ул. Алмазная на указанных участках дороги находится в опасном для дорожного движения состоянии.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования обязана обеспечить безопасность дорожного движения в пределах муниципального образования. Данная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российское Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в том числе, в целях поддержания безопасных условий такого движения.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов.

В соответствии со ст. 2 указанного закона безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Согласно ст. 12 Закона о безопасности дорожного движения обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, устанавливаются требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

В соответствие с п. 5.2.4 указанного ГОСТа Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Выбоина представляет собой местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления в резко очерченными краями.

В нарушение п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 обследуемый участок автодороги имеет многочисленные повреждения, а также выбоины в покрытии проезжей части.

Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 №270-ст) стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения.

Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категории, IV и V категории с твердым покрытием.

В нарушение п. 4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 отсутствует разделение транспортной и пешеходных зон, не обустроены тротуары (пешеходные дорожки).

В нарушение п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автодороге от д.1 кор. 2 по ул. Алмазная до д. 1 А по ул. Алмазная г.Ярославля отсутствует.

В соответствии с п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из нескольких элементов, в том числе иметь заездной карман.

В нарушение указанного требования ГОСТ остановка общественного транспорта «Филино» не оборудована заездным карманом.

Согласно п. 6.3.1, п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289-2019, не должна иметь дефектов.

В нарушение требований п. 6.3.1, п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019 на участке от д. 1 кор. 2 по ул. Алмазная до д. 1А по ул. Алмазная выявлено отсутствие дорожной разметки (плохо различима, износ более 50%).

Согласно Генерального плана города Ярославля дорога от д. 1 корп. 2 по ул. Алмазная до д. 1А по ул. Алмазная отображена функциональной зоной транспортной инфраструктуры.

В соответствии с имеющимся кадастровым планом территории участок дороги от д. 1 корп. 2 по ул. Алмазная до д. 1А по ул. Алмазная под автомобильную дорогу не сформирован.

Автомобильная дорога не включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля, утвержденного постановлением мэра города Ярославля от 02.10.2008 №2689.

На основании ст.ст. 15,17 данного Федерального закона, п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г. №131-Ф3 и п. 13 ст. 98 Устава муниципального образования «Город Ярославль», к полномочиям мэрии г. Ярославля в части вопросов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города. Указанная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечение сохранности автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог, независимо от их принадлежности.

В соответствии со статьей 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125ГКРФ.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа местного самоуправления либо сделки с органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильную дорогу, предназначенную для использования неопределенным кругом лиц, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных на органы местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, создает препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.

Исходя из п. 2.11 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис государственный учет и паспортизация автомобильных дорог проводят согласно инструкции с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной чети, реконструкции, ремонту и содержанию эксплуатируемых дорог.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 ВСН 1-83).

Согласно ст. 13 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

С учетом отсутствия у ДГХ мэрии г. Ярославля самостоятельных полномочий по финансированию ремонта дорог, надлежащим ответчиком по требованиям прокурора в части финансирования является мэрия г.Ярославля.

В силу п.п. 3.1, 3.9 «Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля» основанными функциями КУМИ мэрии г.Ярославля являются, в том числе ведение реестра муниципального имущества города Ярославля, осуществление полготовки документов для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильную дорогу, предназначенную для использования неопределенным кругом лиц, паспортизации и оценки технического состояния объекта недвижимости и включения его в реестр муниципального имущества и в перечень дорог общего пользования местного значения нахождение спорной дороги в ненадлежащем состоянии влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных на органы местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, создает препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием, а в случае его несоответствия предъявляемых требованиям - приведению в надлежащее состояние.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г.Ярославля в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- осуществить государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу и улично-дорожную сеть от д. 1 кор. 2 по ул. Алмазная до д. 1А по ул. Алмазная в обоих направлениях;

- включить указанную автомобильную дорогу и улично-дорожную сеть в реестр муниципального имущества города Ярославля;

Обязать мэрию г.Ярославля в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

- провести техническую паспортизацию указанного участка автомобильной дороги в соответствии с требованиями Ведомственных строительных норм 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», провести оценку технического состояния указанной дороги и присвоить ей категорию;

- внести указанную дорогу в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения;

- привести автомобильную дорогу от д. 1 кор. 2 по ул. Алмазная до д. 1А по ул. Алмазная в обоих направлениях в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2019 путем устранения выбоин, многочисленных повреждений проезжей части, оборудования стационарным освещением, оборудования ООТ «Филино» заездным карманом, разделением транспортной и пешеходной зон, обустройством тротуарами (пешеходными дорожками).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Ю. Мостовая

2-3019/2021 ~ М-2972/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Заволжского района гор. Ярославля Заднепрянов М.А.
Ответчики
мэрия гор. Ярославля
КУМИ мэрии гор. Ярославля
Другие
Управление ГИБДД УМВД России по Ярославской области
Департамент градостроительства мэрии г.Ярославля
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославля
Судья
Мостовая Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
zavolzhsky--jrs.sudrf.ru
29.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2021Передача материалов судье
01.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее