Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4412/2019 ~ М-4360/2019 от 24.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2019 года                            г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Полянской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №18 по Самарской области к Карташевой Т. А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, по транспортному и земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с административным иском к Карташевой Т.А. о взыскании задолженности по транспортному, земельному налогу, налогу на имущество, указав, что у ответчика имеется недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ, налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ, ответчику направлено требование об уплате сумм налога, пени, однако до настоящего времени налог уплачен не был, в связи с чем инспекция просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 34125 руб., земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 215 руб. и пени в размере 0,70 руб., налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 889 руб. и пени в размере 2,89 руб.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Ахмадуллина С.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Административный ответчик Карташева Т.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, представила письменные возражения, согласно которым просила отказать в удовлетворении иска, указав, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку указанные налоги подлежат взысканию с Карташева С.Г., с которым у нее заключен брачный договор от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, указывает, что определением Ленинского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ утверждено мировое соглашение, согласно которого Карташев С.Г. обязался погасить все имеющиеся задолженности по коммунальным и иным платежам в рамках брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ, возникшие до момента его расторжения. Указанным определением брачный договор расторгнут. На основании изложенного считает, что Карташев С.Г. обязался погасить все имеющиеся задолженности по коммунальным и иным платежам в рамках брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующему.

Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога возникает, в силу п.1 ст.44 НК РФ, при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Положениями ст.23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст.38 НК РФ объектами налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 38 НК РФ).

В соответствии с ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

На основании п.2 ч.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилое помещение (квартира, комната).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч.1 ст.402 НК РФ).

Частью 1 ст.403 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении жилых домов, жилых помещений устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента (ч.2 ст.406 НК РФ).

Согласно ч.1 ст.3 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ст.2 указанного Закона, объектами налогообложения признается имущество физических лиц в виде строений, помещений и сооружений, к которым отнесены жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.

В соответствии со ст.5 ч.2 ФЗ РФ «О налогах на имущество физических лиц», налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Порядок расчета такой стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.

В соответствии со ст.387 НК РФ, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Объектами налогообложения являются расположенные в пределах муниципального образования земельные участки (ст.389 НК РФ).

Плательщиками налога являются лица, обладающие этими земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст.388 НК РФ).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка (ст.390 НК РФ).

В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства. Согласно п.1 ст. 358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения.

В силу пп.1 п.1 ст.359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее <данные изъяты>, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.397 НК РФ).

Как следует из материалов дела, Карташевой Т.А. в 2017 году принадлежало следующее имущество:

- транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>;

- жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.

Следовательно, Карташева Т.А. была обязана уплатить в соответствующий бюджет налоги за указанное имущество.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

При этом согласно п.2 ст.52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).

Из материалов дела следует, что Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> направляла Карташевой Т.А. налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате имущественного, транспортного и земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

С получением налогового уведомления у Карташевой Т.А. возникла обязанность по уплате имущественного, транспортного и земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ.

Однако в установленные сроки административный ответчик налог не оплатил, доказательств обратного суду не представил.

Согласно п.2 ст.69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

При этом требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п.1 ст.70 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Поскольку Карташева Т.А. обязанность по уплате начисленных налогов за 2017 год самостоятельно не исполнила, налоговый орган на основании ст.69 НК РФ направил в её адрес требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которое должно быть исполнено в срок, указанный в данном требовании, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, налоговым органом процедура принудительного взыскания соблюдена.

Согласно ч.2 ст.48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день мировым судьей судебного участка Ленинского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Карташевой Т.А. суммы налоговой недоимки. ДД.ММ.ГГГГ указанный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями должника.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.

Таким образом, административным истцом предусмотренный шестимесячный срок на обращение в суд не пропущен.

Согласно отзыва административного ответчика, обязанность по уплате налоговых платежей за ДД.ММ.ГГГГ ею не исполнена ввиду того, что указанные платежи подлежат взысканию с Карташева С.Г., поскольку именно он в мировом соглашении, утвержденным судом при рассмотрении требований о разделе совместно нажитого имущества, обязался погасить все имеющиеся задолженности по коммунальным и иным платежам по спорным объектам в рамках брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, в соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Поскольку в 2017 году за Карташевой Т.А. было зарегистрировано право собственности на транспортное средство ; земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, налоговая недоимка подлежит взысканию с неё.

Основанием для возложения обязанности по уплате налога является факт регистрации имущества на конкретное лицо. Материалами дела подтверждено, что в 2017 году указанные выше транспортное средство, земельный участок и жилой дом были зарегистрированы на имя административного ответчика, в связи с чем она не может быть освобождена от уплаты законно исчисленных налоговым органов платежей. Данная обязанность собственника имущества вытекает из публично-правовых отношений.

Ссылка административного ответчика на то, что по условиям брачного договора бремя уплаты налогов за указанное выше имущество в спорный период возложено на супруга, не может быть принята судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, поскольку противоречит публично-правовым обязательствам собственника имущества. При этом, в случае неисполнения Карташевым С.Г. обязанностей, предусмотренных брачным договором от ДД.ММ.ГГГГ, собственник имущества Карташева Т.А. не лишена права на защиту нарушенного права в установленном законом порядке.

Разрешая требования административного истца о взыскании с административного ответчика пеней по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, суд приходит к следующему.

Согласно положениям п.1 ст.75 ГК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).

Таким образом, начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, определение от ДД.ММ.ГГГГ N381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Расчет пени, представленный административным истцом, судом проверен и признан арифметически верным.

В силу изложенного, и принимая во внимание, что административный ответчик в установленные сроки не уплатил причитающиеся суммы налогов, требования о взыскании с него пеней являются обоснованными.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем в соответствии со ст.104 КАС РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Самара с административного ответчика в размере, установленном ч.1 ст.333.19 НК РФ, что составляет 1256,98 руб.

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

Решил:

Исковые требования Межрайонной ИФНС России по <адрес> удовлетворить.

Взыскать с Карташевой Т. А. в доход бюджета <адрес> сумму недоимки по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 34125 руб.

Взыскать с Карташевой Т. А. в доход бюджета сельского поселения Пестравка муниципального района <адрес> сумму недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 215 руб. и пени за просрочку его уплаты в размере 0,70 руб.

Взыскать с Карташевой Т. А. в доход бюджета сельского поселения Пестравка муниципального района <адрес> сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 889 руб. и пени за просрочку его уплаты в размере 2,89 руб.

Взыскать с Карташевой Т. А. доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 1256,98 руб.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 18.09.2019 года.

Судья            (подпись)                Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2а-4412/2019 ~ М-4360/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИ ФНС России № 18 по Самарской области
Ответчики
Карташева Т.А.
Другие
Колмычков В.М.
Карташев С.Г.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Грищенко Э. Н.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
24.07.2019Регистрация административного искового заявления
24.07.2019Передача материалов судье
26.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.08.2019Предварительное судебное заседание
13.09.2019Судебное заседание
18.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее