Решение по делу № 2-1211/2016 ~ М-4910/2015 от 30.12.2015

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02 августа 2016 года                             г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Смолиной Т. С.,

при секретаре судебного заседания Рыковой А. А.,

с участием:

представителя истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... ФИО6,

ответчика ФИО2,

представителя третьего лица администрации Смоленского муниципального образования ФИО7,

в отсутствие:

ответчиков ФИО3, ФИО4,

представителей третьих лиц ФГУП «Рослесинфорг», администрации .... муниципального образования,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО2, ФИО3, ФИО4 об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ФИО4, в котором просит истребовать у ФИО4 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1464, площадью 1 200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок .

Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ФИО3, в котором просит истребовать у ФИО3 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1684, адрес (месторасположение): ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок площадью 1 378 кв.м.

Истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... обратился в суд с исковым заявлением к ответчику ФИО2, в котором просит истребовать у ФИО2 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1663 площадью 1 200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок .

Определением Иркутского районного суда .... от **/**/**** указанные гражданские дела объединены в одно производство.

В обоснование исковых требований истец Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... указал на то, что государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства. В этих целях между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» заключен государственный контракт от **/**/**** № Р-2К-12/1. Согласно его условиям предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках с протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отношении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний день границы земельных участков государственного лесного фонда уточнены, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости, вместе с тем, произошло существенное уменьшение площади ранее учтенных земельных участков лесного фонда за счет незаконного выделения земельных участков лесного фонда, при условии постановки на кадастровый учет участков с иной категорией земель. В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства .... о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда. Письмом Агентства лесного хозяйства .... от **/**/**** поступили сведения о пересечении грани лесного фонда с границами земель иных категорий ...., Иркутское лесничество Приморское участковое лесничество Том 1,2,3,4. Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства .... были выявлены земельные участки, поставленные на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, но фактически расположенные в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, данные государственного кадастра недвижимости в части категории целевого назначения земель не соответствуют государственному лесному реестру. Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок), принадлежат на праве собственности ответчикам. Указанные земельные участки входят в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, расположены на землях лесного фонда по адресу: ...., Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, пересекают земли лесного фонда площадью 1200 кв.м. у ФИО4, у ФИО3 1378 кв.м., у ФИО2 1200 кв.м. Данный факт установлен заключениями из тома 2,3 сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект». Местоположение границ спорного земельного участка определено в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от **/**/**** - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек его границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат. Таким образом, спорные земельные участки образованы на земельном участке государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт - схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от **/**/**** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае двойного учета одного земельного участка, подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустроительству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. Территориальное управление считает, что доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отношении спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации. Территориальное управление полагает, что спорный земельный участок, предоставленный ответчику, находится на землях лесного фонда. Следует отметить, что какие-либо мероприятия по переводу участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Спорные земельные участки относятся к категории земель лесного Фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежит на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на вьшеуказанные земельные участки зарегистрировано за ответчиками, у которых земельный участок находятся фактически в незаконном владении.

В судебном заседании представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... ФИО6 исковые требования поддержала, суду пояснила, что земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности. Между Федеральным агентством лесного хозяйства и ФГУП «Рослесинфорг» заключен государственный контракт от **/**/**** № Р-2К-12/1. Согласно его условиям предприятие обязалось провести работы по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о лесных (земельных) участках с протяженностью границ 164,7 тысяч километров, в отнощении конкретных лесничеств и их частей, расположенных в 41 субъекте Российской Федерации. В адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства .... о принятии мер по защите прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия земель государственного лесного фонда. Письмом Агентства лесного хозяйства .... от **/**/**** поступили сведения о пересечении грани лесного фонда с границами земель иных категорий ...., Иркутское лесничество Приморское участковое лесничество Том 1,2,3,4. Из указанного обращения следует, что в процессе работы Агентством лесного хозяйства .... были выявлены земельные участки, поставленные на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения садоводства, но фактически расположенные в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества, данные государственного кадастра недвижимости в части категории целевого назначения земель не соответствуют государственному лесному реестру. Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства (полевой участок), принадлежат на праве собственности ответчикам. Указанные земельные участки входят в состав земель лесного фонда Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества, расположены на землях лесного фонда но адресу: ...., Иркутское лесничество, Приморское участковое лесничество, пересекают земли лесного фонда площадью 1200 кв.м. у ФИО4, у ФИО3 1378 кв.м., у ФИО2 1200 кв.м., что установлено заключениями из тома 3, из тома 2, сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленного кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект». Местоположение границ спорных земельных участков определено в соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от **/**/**** - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» путем наложения координат характерных точек их границ, приведенных в кадастровой выписке о земельном участке на координаты характерных точек границ Приморского лесничества, содержащихся в цифровых лесных картах указанного лесничества, которые содержат сведения о координатах границ земель лесного фонда в системе координат. Таким образом, спорные земельные участки образованы на земельных участках государственного лесного фонда, расположенном в Иркутском лесничестве, Приморском участковом лесничестве. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт - схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 Федерального закона от **/**/**** № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае двойного учета одного земельного участка, подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке служит альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустроительству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда. На основании изложенного, Территориальное управление считает, что доказательства, приложенные к исковому заявлению, свидетельствуют об отношении спорного земельного участка к землям лесного фонда, являющимся собственностью Российской Федерации. Какие-либо мероприятия по переводу участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились. Спорные земельные участки относятся к категории земель лесного фонда и соответственно, в силу прямого указания закона, принадлежат на праве собственности государству. Право собственности в настоящее время на спорные земельные участки зарегистрировано за ответчиками, у которых земельные участки находятся фактически в незаконном владении.

Ответчики ФИО4, ФИО3 в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что на основании постановления администрации .... муниципального образования от **/**/**** ему предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования, земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1663, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ..... Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок , в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений (полевой земельный участок). Согласно кадастровому паспорту земельного участка, категория земель земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок).

Представитель третьего лица администрации Смоленского муниципального образования ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что истцом не предоставлено надлежащих доказательств признания спорного участка лесным, а также его расположения на землях лесного фонда. Кадастровый учет лесных участков с целью установления местоположения конкретных координат границ участка не проводился. Истцом должна быть предоставлена проектная документация лесного участка, утвержденная решением уполномоченного органа государственной власти, принятого не более чем два года назад. Кроме того, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки могут находиться в составе иных категорий, а не только на землях лесного фонда. Следовательно, признание участка лесным еще не свидетельствует о принадлежности его к землям лесного фонда. В материалах дела отсутствуют достоверные сведения о границах земель лесного фонда, на территории которых, возможно, расположены спорные земельные участки. Согласно материалам лесоустройства Агентства лесного хозяйства .... Управления Росреестра по ...., землеустройство земельных участков лесного фонда с целью установления месторасположения и конкретных координат границ участков лесного фонда не проводилось. На момент предоставления спорных земельных участков межевые работы по установлению границ участков лесного фонда не были проведены, границы земельных участков лесного фонда не определены, в связи с чем отсутствуют доказательства нахождения спорных земельных участков на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета свидетельствуют об обратном - спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета никем не оспорены и не признаны недействительными. Сведения об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Истцом не доказано право собственности РФ на спорный земельный участок. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения. Единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация. Согласно данным ГКН спорные земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения. Данные публичной кадастровой карты также содержат сведения о том, что спорные земельные участки фактически расположены на землях сельскохозяйственного назначения. Истцом не предоставлено доказательств наличия зарегистрированного права собственности на спорный земельный участок, в связи с чем не доказано право истца на обращение с настоящим иском. Установление факта расположения спорных земельных участков на землях лесного фонда является исключительной прерогативой ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по ..... Ведение государственного кадастра недвижимости на территории .... осуществляется ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по ..... Однако, указанное обстоятельство ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по .... установлено не было. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по .... осуществила постановку спорных земельных участков на государственный кадастровый учет, а Управление Росреестра по .... было зарегистрировано право собственности на спорные земельные участки, что свидетельствует о законности действий органов местного самоуправления муниципального района по предоставлению спорных земельных участков и законность владения данными участками ответчиком. При осуществлении государственной регистрации прав собственности ответчиков у государственного регистратора также не возникло каких-либо сомнений по вопросу законности предоставления спорных земельных участков и правоустанавливающих документов. Земельный участок с кадастровым номером 38:06:000000:4182 расположенный по адресу: ...., Приморское участковое лесничество, технический участок (СХПК Пригородный) был поставлен на кадастровый учет с нарушением действующего законодательства. Согласно постановлению .... ФИО1 народных депутатов п-134 от **/**/**** граница Смоленского муниципального образования была утверждена, земля была передана из ведения колхозов, совхозов, из государственного лесного фонда и передана в ведение сельских поселковых ФИО1 народных депутатов. При постановке на учет земельного участка с кадастровым номером 38:06:000000:4182,

расположенного по адресу: ...., Приморское участковое лесничество, технический участок (СХПК Пригородный), указанное выше постановление не бралось в учет, в связи с чем произошло наложение границ Смоленского муниципального образования и границы земель лесного фонда. Данный факт свидетельствует о недоказанности и отсутствия права у истца на спорный земельный участок. Для уточнения границ земельного участка лесного фонда необходимо согласовать с собственниками смежных земельных участков. Данные нормы Федерального закона были проигнорированы.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса .... в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представитель по доверенности ФИО8 в письменном отзыве на исковое заявление указала на то, что в связи с расположением спорного земельного участка на землях лесного фонда Иркутского лесничества, министерство лесного комплекса .... считает требования территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... подлежащими удовлетворению. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом. Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, являются материалы лесоустройства. По представленным координатам на спорные земельные участки, агентством лесного хозяйства .... совместно с ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» выполнено сопоставление координат спорных земельных участков относительно границ земель лесного фонда согласно материалов лесоустройства и плана лесного участка Иркутского лесничества, оформленные заключениями о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленным кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект». В результате данного сопоставления было выявлено расположение спорных земельных участков в границах земель лесного фонда Иркутского лесничества. Таким образом, по данным государственного лесного реестра министерства лесного комплекса .... спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда ...., Иркутское лесничество и пересекает земли лесного фонда, что в свою очередь подтверждается графической схемой приведенной в вышеуказанном заключении.

Представитель третьего лица администрации .... муниципального образования в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. В письменном отзыве на исковое заявление представитель по доверенности ФИО9 указала на то, что истцом не представлено надлежащих доказательств признания спорного участка лесным, а также его расположения на землях лесного фонда. Кадастровый учет лесных участков с целью установления местоположения конкретных координат границ участка не проводился. Истцом должна быть представлена проектная документация лесного участка, утвержденная решением уполномоченного органа государственной власти принятого не более чем два года назад. Признание участка лесным еще не свидетельствует о принадлежности его к землям лесного фонда. В материалах дела отсутствуют достоверные сведения о границах земель лесного фонда, на территории которых, возможно, расположен спорный земельный участок. Согласно материалам лесоустройства Агентства лесного хозяйства .... Управления Росреестра по ...., землеустройство земельного участка лесного фонда с целью установления местоположения и конкретных координат границ участка лесного фонда не проводилось. На момент предоставления спорного земельного участка межевые работы по установлению границ участков лесного фонда не были проведены, границы земельных участков лесного фонда не определены, в связи с чем отсутствуют доказательства нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета свидетельствуют об обратном - спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях лесного фонда. Данные государственного кадастрового учета никем не оспорены и не признаны недействительными. Сведения об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Истцом не доказано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в связи с чем истцом не доказано право на обращение с заявлением об истребовании у ответчика из чужого незаконного владения спорного земельного участка. Согласно данным ГКН спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Данные публичной кадастровой карты также содержат сведения о том, что спорный земельный участок фактически расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Установление факта расположения спорного земельного участка на землях лесного фонда, является исключительной прерогативой ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ..... Ведение государственного кадастра недвижимости на территории Иркутской осуществляется ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по ..... ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» осуществила постановку спорного земельного участка на государственный кадастровый учет, а Управлением Росреестра по .... было зарегистрировано право собственности на спорный участок, что свидетельствует о законности действий органа местного самоуправления муниципального района по предоставлению спорного земельного участка и законность владения данным участком ответчиком. При осуществлении государственной регистрации прав собственности ответчиков у государственного регистратора также не возникло каких-либо сомнений по вопросу законности предоставления спорного земельного участка и правоустанавливающих документов. В соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведение землеустройства, а именно соответствии с материалами подготовленных работ по изготовлению свидетельств на право собственности на землю с одновременным составлением проекта перераспределения АОЗТ «Кайское» .... (1995г., М 1:25000) земельный участок (согласно приложенной к обращению схеме расположения земельного участков) по состоянию на 2003 год, располагался на землях сельскохозяйственного назначения. На основании постановления главы .... от 21.12.2005г. «О прекращении СХПК «Пригородный» аренды на земельные участки» земельный участок (согласно приложенной к обращению схеме расположения земельного участков) по состоянию на 2011 год располагался на землях лесного фонда. В п. 3 постановления главы .... от **/**/**** «О прекращении СХПК «Пригородный» аренды на земельные участки» сказано земельные участки общей площадью 4200 Га передать в Иркутский сельский лесхоз, филиал ФГУ «Иркутсксельлес». Данный пункт постановления отменен постановлением .... от **/**/**** как противоречащий п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от **/**/**** № 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005г. № 111-ФЗ). В соответствии с данными Публичной кадастровой карты спорный земельный участок расположен на землях участка согласно приложенной к обращению администрации .... от 17.02.2016г. схеме расположения земельных участков. Таким образом, спорный земельный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения.

Представитель третьего лица ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу ст. ст. 77, 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).

Исходя из ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривала, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно ст. 29 Закона ФИО1 от **/**/**** N 1550-1 "О местном самоуправлении в ФИО1" местная администрация являлась органом управления в районе и осуществляла исполнительно - распорядительные функции на основании и во исполнение решений местных ФИО1, принятых в пределах их полномочий.

Статьей 60 Закона ФИО1 "О местном самоуправлении в ФИО1" районная администрация наделялась полномочиями предоставлять в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передавать в собственность и сдавать в аренду, изымать земельные участки из всех земель в границах района, с последующей регистрацией права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование земельными участками и договоров аренды.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса ФИО1 районные (городские, в административном подчинении которых находится район) ФИО1 народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.

Статья 37 Закона ФИО1 от **/**/**** "Об утверждении Лесного кодекса ФИО1" допускала возможность передачи земель в ведение ФИО1 народных депутатов. Такая же возможность предусматривалась в рамках проводимой земельной реформы Законом ФИО1 от **/**/**** N 374-1 "О земельной реформе", порядок проведения которой был установлен статьей 16 указанного Закона.

Пунктом 3 Указа Президента РФ N 112 от **/**/**** было предусмотрено, что правоудостоверяющие документы (свидетельства и государственные акты) по формам, утвержденным Постановлением ФИО1 от **/**/**** N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" и Указом Президента Российской Федерации от **/**/**** N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", выданные до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от **/**/**** N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными.

В силу п. 9, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от **/**/**** N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от **/**/**** N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Пунктом 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно абзацу второму статьи 2 Федерального закона от **/**/**** N 122-ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке путем предъявления соответствующего иска.

Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса РФ. Среди них предусмотрены такие способы защиты гражданских прав, как признание права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзацы первый и пятый названной статьи).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от **/**/**** N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Судом установлено, что на основании постановления администрации .... муниципального образования от **/**/**** ФИО2 предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования, земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1663, площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: ..... Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок , в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений (полевой земельный участок).

На основании постановления администрации .... муниципального образования от **/**/**** ФИО3 предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования, в собственность бесплатно земельный участок площадью 1378
гв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1684, расположенный по адресу:
...., Смоленское муниципальное
образование, массив 1, участок для ведения личного подсобного
хозяйства без права возведения зданий и строений (полевой земельный
участок).

На основании постановления администрации .... муниципального образования от **/**/**** ФИО4 предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения Смоленского муниципального образования, в собственность бесплатно земельный участок площадью 1200 кв.м., с кадастровым номером 38:06:150527:1464, расположенный по адресу: ..... Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок для ведения личного подсобного хозяйства без права возведения зданий и строений (полевой земельный участок).

Указанные постановления приняты в соответствии со ст. ст. 28, 29, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от **/**/**** № 137-ФЗ, ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «О личном подсобном хозяйстве» от **/**/**** № 112-ФЗ, п. 1 ст. .... «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан от **/**/**** -ОЗ, а также на основании решений, принятых на заседаниях межведомственной комиссии по рассмотрению земельных вопросов и контролю за использованием земель на территории .... от **/**/****, **/**/****, **/**/****, в которых принимал участие, в том числе, представитель Агентства лесного хозяйства .... по Иркутскому лесничеству.

На основании распоряжений Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительной политике от **/**/**** утверждена схема расположения земельных участков.

Из исследованного судом дела правоустанавливающих документов на спорные земельные участки следует, что ФИО2, ФИО4, ФИО3 являются собственниками спорных земельных участков на основании указанных постановлений администрации .... муниципального образования.

Из кадастровых паспортов спорных земельных участков следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1684 поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок),

земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1663 поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок),

земельный участок с кадастровым номером 38:06:150527:1464 поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости **/**/****, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок).

Границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что также следует из представленных в суд кадастровых паспортов земельных участков и подтверждается кадастровыми делами земельных участков.

Из сообщений Управления Росреестра по .... от **/**/**** следует, что в соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно соответствии с материалами по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Смоленского сельского ФИО1 народных депутатов .... (М 1:25000, 1991г.), утвержденными решением .... ФИО1 народных депутатов от **/**/**** п-134, земельные участки расположены на территории, которая ранее была передана в ведение Смоленской администрации. Передача земель в ведение сельской администрации осуществлялась из земель совхоза «Кайский» и земель Иркутского мехлесхоза.

В соответствии с постановлениями главы .... от 02.09.2003г. «О землях, переданных в ведение Смоленского сельского округа», от 23.09.2010г. «Об отмене постановления главы района от 02.09.2003г.», от 18.11.2010г. «О внесении дополнений в постановление главы района от 23.09.2010г.», земли, переданные в ведение вышеуказанной администрации, были переведены в земли сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения).

В Управлении отсутствует картографический материал, на котором было бы отображено какие именно из переданных ранее земель были переведены в земли сельскохозяйственного назначения.

Указанное также подтверждается представленным в материалы дела решением .... ФИО1 народных депутатов от **/**/**** п-134; экспликацией, являющейся приложением к указанному Решению; постановлением главы .... от **/**/****; экспликацией, являющейся приложением к указанному Постановлению; постановлением .... муниципального образования от **/**/****; постановлением .... муниципального образования от **/**/****; постановлением главы .... от **/**/****; экспликацией, являющейся приложением к указанному Постановлению; постановлением администрации .... муниципального образования от **/**/****.

Руководствуясь ст. ст. 12, 212 Гражданского кодекса РФ, пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от **/**/**** "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, частями 1, 3 ст. 6, ст. ст. 67, 92 Лесного Кодекса РФ, статьями 4.2, 4.4 Федерального закона от **/**/**** N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что оснований для истребования из владения ответчиков спорных земельных участков не имеется.

Статьей 91 Лесного кодекса РФ, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от **/**/**** N 516, Приказом Рослесхоза от **/**/**** N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.

Доказательств, достоверно подтверждающих, что спорные земельные участки являются участками лесного фонда и находятся в федеральной собственности, не представлено.

Спорные земельные участки были отчуждены в частную собственность граждан уполномоченным органом местного самоуправления и в порядке, предусмотренном действовавшим на тот момент законодательством, постановка земельных участков на кадастровый учет, установление категории земельных участков, как и право собственности на спорные земельные участки были оформлены в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. На момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела постановления мэра .... о выделении спорных земельных участков никем не оспорены и в установленном законом порядке недействительными не признаны.

Суд не может положить в основу решения представленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... в подтверждение доводов о частичном расположении спорных земельных участков на земельном участке государственного лесного фонда доказательства, а именно заключения из тома 3, из тома 2, сведений Иркутского лесничества, Приморского участкового лесничества о пересечениях границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, подготовленные кадастровым инженером ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект», о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку они не содержат каких-либо сведений, на основании которых сделаны приведенные в них выводы о нахождении спорных земельных участков в границах земельного участка лесного фонда с учетом установленных обстоятельств о переводе земель в земли сельскохозяйственного назначения (фонд перераспределения); документы, подтверждающие наличие у должностных лиц, от которых исходят данные документы, специальных познаний, с помощью которых сделаны приведенные в них выводы, суду не представлены. Кроме того, указанные заключения составлены **/**/****, тогда как с иском в суд истец обратился в 2016 г., что также не соответствует признакам допустимости к рассматриваемому спору.

Истцом не доказано, что спорные земельные участки входят в границы лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации. При этом, сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельных участков не является доказательством их принадлежности к землям лесного фонда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от **/**/**** "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. В нарушение ст. 56 ГК РФ истцом не представлены допустимые и относимые доказательства в подтверждение приведенных доводов. Кроме того, факт принадлежности части спорных земельных участков, находящихся в фактическом владении ответчиков, лесному фонду мог быть подтвержден заключением проведенной по делу экспертизы. В суде ходатайство о назначении экспертизы сторонами не заявлялось. Требование об установлении границ участка лесных земель Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... в данном деле не заявлено.

Доводы истца о том, что спорные земельные участки расположены на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, свидетельствуют о наличии спора о праве собственности, который в данном деле не заявлен и не был предметом судебного рассмотрения. Материалами дела достоверно установлено, что право собственности ответчиков на спорные земельные участки зарегистрировано за ответчиками и не оспорено в установленном законом порядке. Спорные земельные участки отнесены к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, и сведения о категории земельных участков, внесенные в ГКН, истцом также не оспорены. Решение органа кадастрового учета об исправлении кадастровой ошибки в сведениях о категории земель в материалах дела отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... к ФИО2, ФИО3, ФИО4 об

истребовании у ФИО4 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1464, площадью 1 200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок ,

истребовании у ФИО3 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1684, адрес (месторасположение): ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок площадью 1 378 кв.м.,

истребовании у ФИО2 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... земельного участка с кадастровым номером 38:06:150527:1663 площадью 1 200 кв.м., адрес (месторасположение): ...., Смоленское муниципальное образование, массив 1, участок , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, с которым лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 03.08.2016.    

Судья                       Т. С. Смолина

2-1211/2016 ~ М-4910/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Росимущество
Ответчики
Кузнецов Алексей Сергеевич
Афанасьева Анжелика Александровна
Буйнов Алексей Владимирович
Другие
Агентство лесного хозяйства ИО
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Смолина Т.С.
Дело на сайте суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
30.12.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.12.2015Передача материалов судье
12.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.03.2016Предварительное судебное заседание
06.04.2016Предварительное судебное заседание
07.06.2016Предварительное судебное заседание
21.07.2016Судебное заседание
02.08.2016Судебное заседание
05.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее