Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-341/2021 ~ М-2501/2020 от 29.12.2020

        дело № 2-341/2021 года

        Р Е Ш Е Н И Е

        Именем Российской Федерации

        г. Елизово Камчатского края          01 апреля 2021 года

        Елизовский районный суд Камчатского края

        в составе председательствующего судьи Конышевой Я.А.,

        при секретаре судебного заседания Палаткиной М.А.,

        с участием представителя истца Царькова Д.А., помощника Елизовского городского прокурора Соломка А.В.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Паратунского сельского поселения к Лазаревой Алевтине Васильевне об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд,

        у с т а н о в и л:

Администрация Паратунского сельского поселения (далее-Администрация) обратилась с иском в суд к Лазаревой А.В. об изъятии принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения-<адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд в свою пользу путем выкупа с прекращением права собственности Лазаревой А.В. на указанное жилое помещение, установив размер выкупной цены в сумме 2 258 750 рублей и возложении на Лазареву А.В. обязанности освободить жилое помещение в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Лазарева А.В. является собственником указанного жилого помещения. Постановлением Администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района от 30 декабря 2011 года № 332 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что собственники многоквартирного <адрес> не осуществили его снос в разумный срок, Администраций принято Постановление 04 апреля 2018 года № 116 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд с кадастровым номером <данные изъяты> под жилым домом, расположенным по адресу<адрес> (далее-Постановление № 116), которое прошло в установленном порядке государственную регистрацию. Согласно уведомлению Администрация установила срок принятия Лазаревой А.В. решения о подписании ей Соглашения об изъятии земельного участка и объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд Паратунского сельского поселения, в котором установлена в соответствии с ч.7 ст.32 ЖК РФ сумма возмещения в размере 2 258 750 рублей в течение 5 дней с момента его получения. Указанное уведомление было направлено Лазаревой А.В. по почте. Вместе с тем до настоящего времени какой-либо информации от Лазаревой А.В. по поводу принятия ею решения о подписании соглашения не поступало, в связи с чем Администрация расценивает данное обстоятельство как отказ Лазаревой А.В. от его подписания. Ссылаясь на то, что жилищные права собственника, проживающего в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным, подлежат реализации в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа у него (собственника) жилого помещения, истец просил иск удовлетворить.

Представитель истца Администрации Паратунского сельского поселения Царьков Д.А. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Лазарева А.В. и её представитель в судебном заседании не участвовали, извещены. В отзыве на иск просили в удовлетворении требований отказать, поскольку Администрацией не соблюден порядок, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ, что ведет к нарушению жилищных прав собственника изымаемого жилого помещения, кроме того, Лазарева А.В. реализовала своё право выбора обеспечения её жилищных прав, путем предоставления иного жилого помещения.

Третье лицо –Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края о времени и месте рассмотрения дела извещены, представителя в суд не направили.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика и представителя третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что требования удовлетворению не подлежат, исследовав материала гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом Лазарева А.В. является собственником жилого помещения <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.

Постановлением главы Администрации Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района от 30 декабря 2011 года, многоквартирный дом, по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

04 апреля 2018 года Администрацией Паратунского сельского поселения Елизовского района было принято постановление № 116 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд с кадастровым номером: <данные изъяты> под жилым домом, расположенном по адресу: <адрес>

Также в судебном заседании установлено, что <адрес> муниципального района включен в перечень расселяемых аварийных домов в рамках подпрограммы 3 «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П.

Как следует из материалов дела, в целях реализации указанной программы Администрацией в адрес Лазаревой А.В. требование о необходимости осуществить снос либо реконструкцию жилого дома в определенный срок не направлялось, в ходе судебного заседания истец таких доказательств не представил.

Также не представлено доказательств о получении ответчиком уведомления об изъятии земельного участка и жилого помещения и соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Паратунского сельского поселения Елизовского муниципального района.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.

Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

В силу ч. 6 ст. 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Частью 8 ст. 32 названного кодекса предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9 статьи 32 ЖК РФ).

Частью 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 32, указывает Федеральный Закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Как установлено выше, многоквартирный дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в перечень расселяемых аварийных домов в рамках подпрограммы 3 «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П.

Следовательно, Лазарева А.В., будучи собственником спорной квартиры, расположенной в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, имеет право выбора обеспечения своих жилищных прав, как путем выкупа жилого помещения, так и путем предоставления другого жилого помещения в собственность.

Из материалов дела следует, что Лазарева А.В. изъявила желание о реализации своих жилищных прав путем предоставления ей равнозначного жилого помещения.

Таким образом, Лазарева А.В. реализовала свое право выбора способа обеспечения жилищных прав, и этот способ не связан с предоставлением ей выкупной стоимости спорного жилья.

При этом отсутствие у органа местного самоуправления свободного жилищного муниципального фонда, не может служить основанием для отказа указанной категории граждан в реализации их прав, гарантированных федеральным законом.

Более того, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).

Так, решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).

Соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

Между тем, материалами дела не подтвержден тот факт, что собственнику Лазаревой А.В. направлялось требование о необходимости осуществить снос либо реконструкцию жилого дома в определенный срок, также как и получение, ответчиком уведомления об изъятии земельного участка и жилого помещения и соглашения об изъятии земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Администрации Паратунского сельского поселения к Лазаревой Алевтине Васильевне об изъятии принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения-<адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд в пользу Администрации путем выкупа, с установлением выкупной цены в размере 2258750 рублей, прекращении права собственности Лазаревой А.В. на указанное жилое помещение, возложении на Лазареву А.В. освободить жилое помещение в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу-отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 08 апреля 2021 года.

        Председательствующий                                                                        Я.А. Конышева

2-341/2021 ~ М-2501/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Паратунского сельского поселения
Ответчики
Лазарева Алевтина Васильевна
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Конышева Яна Александровна
Дело на странице суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
29.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2020Передача материалов судье
11.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2021Судебное заседание
18.02.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
08.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2021Дело оформлено
15.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее