Дело №2-1268/2015.
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
10 декабря 2015 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лозовых О.В.,
при секретаре Г.А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А. АлександраНиколаевича к Администрации г.Дубна Московской области о признании незаконным и необоснованным отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для дальнейшего оформления прав на участок по фактическому пользованию,
У С Т А Н О В И Л :
Истцы К.А.И. и А.И.Н. обратились в Дубненский городской суд с иском к Администрации г.Дубна Московской области о признании незаконным и необоснованным отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором просят признать незаконным отказ Администрации города Дубна Московской области от 29.05.2015 года №108-002ТГ-307 по заявлению от 30.04.2015г. в оказании содействия инвалиду первой группы умершей 09.08.2015г. К.В.Я. в начертании границ земельного участка площадью 14,96 соток по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале 50:40:0020702 на кадастровом плане территории и получении его в кадастровой палате, и в разрешении межевания используемого участка; признать необоснованным и незаконным отказ в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 14,96 соток по вышеуказанному адресу, который находится в пользовании истцов более 30 лет ( с 1984 года), умершей 09.08.2015г. К.В.Я. инвалиду первой группы (бессрочно) и К.А.И..
Также истцы просили признать необоснованным и незаконным отказ в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 15 соток, который находится в пользовании истца А.И.Н. более 30 лет ( с 1984 года) по адресу: г.Дубна Московской области, огородный массив сектор 28, Большая Волга, ж/д, за АТП, в кадастровом квартале 50:40:0020702 для садоводства (либо ЛПХ) в собственность бесплатно. Признать необоснованным и незаконным отказ в оказании содействия А.И.Н. в начертании границ земельного участка площадью 15 соток по адресу: г.Дубна Московской области, огородный массив сектор 28, Большая Волга, ж/д, за АТП, в кадастровом квартале 50:40:0020702 на кадастровом плане территории и получении его в кадастровой палате, а также отказе разрешения межевания своего земельного участка.
Обязать Администрацию города Дубна Московской области выполнить требования истцов и исполнить Закон с вступившими с 1 марта 2015 года в силу поправками в Земельный кодекс РФ, которые были приняты Федеральным законом №171-ФЗ от 23 июня 2014 года, а в случае отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать Администрацию города Дубна предоставить К.А.И. спорные земельные участки площадью 14,96 соток, для принятия наследства К.В.Я., на праве аренды сроком на 49 лет, указав цель использования – для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале 50:40:0020702 согласно начертанию границ земельного участка; А.И.Г. спорные земельные участки площадью 15 соток на праве аренды сроком на 49 лет, указав цель использования – для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: г.Дубна Московской области, огородный массив сектор 28, Большая Волга, ж/д, за АТП, в кадастровом квартале 50:40:0020702 согласно начертанию границ земельного участка; обязать Администрацию г.Дубна выдать истцам схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане в двухнедельный срок по истечении срока обжалования и в тридцатидневный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка предоставить вышеуказанные земельные участки для целей: для ведения личного подсобного хозяйства сроком на 49 лет.
В обоснование требований истцы ссылались на те обстоятельства, что ответчик отказал им в о предварительном согласовании предоставления спорных земельных участков для ИЖС либо ЛПХ, либо садоводства и огородничества, ссылаясь на те обстоятельства, что данные земельные участки находятся на территории, отнесенной к коммунально-производственной зоне «КП-1», предназначенной для размещения специализированных видов коммунально-производственной деятельности, связанных с хранением, сортировкой, распределением и продажей крупных партий товаров, логистические центры, терминалы, что, по мнению истцов, является незаконным, поскольку данные земельные участки используются ими более 30 лет. Другие земельные участки истцам, несмотря на обещания ответчика, им взамен используемых, предоставлены в течение периода использования, не были.
Определением суда от 17 сентября 2015 года требования А.И.Н. выделены в отдельное производство.
Истец А.И.Н. в судебное заседание не явился, его интересы представлял К.А.И., действующий на основании доверенности, который исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что 30.04.2015г А.И.Н. обратился с заявлением в Администрацию г.Дубны о принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 15 соток в собственность бесплатно и оказания содействия в начертании границ земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале 50:40:0020702. Письмом председателя Комитета по управлению имуществом г.Дубны от 29.05.2015г в удовлетворении его заявления было отказано. При этом, по мнению истца, ответчиком не было учтено, что спорный участок в его пользовании находится более 30 лет. По мнению представителя истца, в соответствии со ст. 39 ЗК РФ, он имеет право выбрать свободный земельный участок, начертить его границы на кадастровом плане территории и подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в Администрацию города, которая в свою очередь обязана принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утвердить изготовленную гражданином схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, опубликовать извещение в СМИ, заказать межевание земельного участка и обеспечить его постановку на кадастровый учет.
Представитель ответчика – Администрации г.Дубны-Б.И.А. исковые требования не признала, указав, что земельными участками истец пользуются, не имея на это права, поскольку договор аренды в отношении данной категории земель составляется на 1 год и не продлевается. Правом на предоставление земельных участков обладает только определенная категория граждан, к которым истец не относится. Согласно пункту 6 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно. Понятия "первоочередной" и "внеочередной" не раскрываются федеральным законодательством и, являются равнозначными. Если гражданин имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка по нескольким основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, этот гражданин вправе получить земельный участок только по одному из установленных оснований. Истец не представил в администрацию города документов, подтверждающих наличия льготы (права) на предоставление земельного участка, в связи с чем оснований полагать, что он имеет право на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка не имеется.
Кроме того представитель ответчика указала, что согласно Генеральному плану городского округа Дубна Московской области, согласованному постановлением Правительства Московской области от 18.08.2010 № 676/37 и утвержденному решением Совета депутатов города от 28.10.2010г. № РС-12(27)-101/45, земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 50:40:0020702, район железной дороги за АТП, не может быть предоставлен в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства или садоводства, так как в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Дубне Московской области, утвержденными решением Совета депутатов города Дубны Московской области от 16.07.2010 г. № РС-8(23)-65/23 данная территория относится к коммунально-производственной зоне «КП-1», предназначенной для размещения специализированных видов коммунально-производственной деятельности, связанных с хранением, сортировкой, распределением и продажей крупных партий товаров, логистические центры, терминалы. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Действующее законодательство не предполагает предоставления земельного участка данной категории земель в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства или садоводства, поскольку он относится к коммунально-производственной зоне «КП-1». По этим основаниям истцу было отказано в предварительном согласовании. Также указала, что истцом не доказано наличие правовых оснований предоставления его семье и использование спорного земельного участка.
Свидетель ФИО9 пояснила, что ее семья пользуется земельным участком, расположенным рядом со спорным участком, на который претендует истец, в связи с чем ей известно, что земельный участок обрабатывается А.И.Н. более 15 лет, находится за <адрес>. На участке имеются различные посадки, туда привозят навоз для удобрения.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным, не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Истец указывает, что ему предоставлен земельный участок площадью 15 соток по адресу: г.Дубна Московской области, огородный массив сектор 28, Большая Волга, ж/д, за АТП, в кадастровом квартале 50:40:0020702, который для ведения садоводства и огородничества используется им на протяжении более 30 лет.
Согласно представленного в материалы дела договора аренды, заключенного между истцом и Администрацией г.Дубны 20 февраля 2001 г., в аренду А.А.Н. сроком до 31.12.2001 г. предоставлены земельные участки за №89 и 95, расположенные по адресу: <адрес>, для ведения огородничества без права выкупа.
Правоустанавливающих документов истцом суду представлено не было, кроме того, имеются разночтения в размере участка: в указанном договоре аренды предметом договора являются земельные участки, общей площадью 735 кв.м, тогда как предметом настоящего спора является земельный участок, площадью 1500 кв.м. Данные противоречия в размере участка являются неустранимыми. Истцами не представлено доказательств об отводе им земельного участка площадью 1500 кв. м.
Земельное законодательство не предусматривает преобразование временно выделенных земельных участков в право постоянного пользования, несмотря на длительность пользования такими земельными участками, поскольку это бы означало изменение вида пользования земельным участком, что законом не допускается.
Согласно сообщения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 50:40:0020702 с адресными характеристиками: «<адрес>».
В силу подп. 3 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, производится в порядке, установленном статьей 39.14 Земельного кодекса РФ.
При этом для решения вопроса о предоставлении земельного участка подп. 2 п. 1 названной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
30.04.2015 года А.А.Н. обратился в Администрацию г.Дубны с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 15 соток по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале 50:40:0020702 для садоводства (либо ИЖС, ЛПХ) в собственность бесплатно.
Администрация города Дубна Московской области рассмотрев заявление истца письмом от 29.05.2015 года №108-002ТГ-307 отказала в предоставлении предварительного согласования, указав, что земельный участок, расположенный в кадастровом квартале 50:40:0020702, район железной дороги за АПТ не может быть предоставлен в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства или садоводства, так как согласно Генеральному плану городского округа Дубна Московской области, согласованному постановлением Правительства Московской области от 18.08.2010 № 676/37 и утвержденному решением Совета депутатов города от 28.10.2010г. № РС-12(27)-101/45 и Правилами землепользования и застройки в городе Дубне Московской области, утвержденными решением Совета депутатов города Дубны Московской области от 16.07.2010 г. № РС-8(23)-65/23 данная территория относится к коммунально-производственной зоне «КП-1», предназначенной для размещения специализированных видов коммунально-производственной деятельности, связанных с хранением, сортировкой, распределением и продажей крупных партий товаров, логистические центры, терминалы.
Из смысла пп. 3 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ следует, что порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в двух случаях: 1) если земельный участок предстоит образовать; 2) если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Системный анализ ЗК РФ позволяет сделать вывод, что посредством указанной процедуры земельные участки предоставляются в собственность, на праве аренды, в безвозмездное пользование и постоянное (бессрочное) пользование в случае одновременного соблюдения двух условий: 1) земельный участок предоставляется без проведения аукциона в силу прямого указания положений ЗК РФ; 2) земельный участок не образован (и при этом отсутствует проект межевания территории) или его границы нуждаются в уточнении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
При этом действующим ЗК РФ предусматривается закрытый перечень оснований для отказа в предварительном согласовании (п. 8 ст. 39.15), а также установление сроков для рассмотрения уполномоченным органом власти заявления лица, заинтересованного в предварительном согласовании (п. 3 и 7 ст. 39.15).
Из представленного в материалы дела Генерального плана городского округа Дубна Московской области, согласованного постановлением Правительства Московской области от 18.08.2010 № 676/37 и утвержденного решением Совета депутатов города от 28.10.2010г. № РС-12(27)-101/45 и Правилам землепользования и застройки в городе Дубне Московской области, утвержденных решением Совета депутатов города Дубны Московской области от 16.07.2010 г. № РС-8(23)-65/23 следует, что земельный участок, в отношении которого истцом заявлено требование о предварительном согласовании расположен на территории, относящейся к коммунально-производственной зоне «КП-1», предназначенной для размещения специализированных видов коммунально-производственной деятельности, связанных с хранением, сортировкой, распределением и продажей крупных партий товаров, логистические центры, терминалы, а соответственно имеет иной вид категории использования, чем указано истцом в заявлении и не предназначен для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства или садоводства.
В то же время согласно ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 ст. 7, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок перевода земель одной категории в другую установлен частью 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Частью 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, правовой режим земельного участка, о предварительном согласовании которого истцом заявлено требование, не совпадает с правовым режимом исходного земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в п. 6 этой же статьи.
Следовательно, по общему правилу п. 4 ст. 11.2 Кодекса образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующие исходные земельные участки, если преобразование этих участков производится не по инициативе указанных субъектов.
Исключения из указанного общего правила исчерпывающим образом определены в специальной норме второго предложения п. 4 ст. 11.2 Кодекса. Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что земельный участок площадью 15 соток по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале 50:40:0020702 имеет иную категорию использования, чем заявлена истцом; он не предназначен для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства или садоводства, а также принимая во внимание, что истцом не доказан факт предоставления спорного участка до введения в действие ЗК РФ с заявленным целевым использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, суд считает надлежащим в удовлетворении требований А.И.Н. отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска А.И.Н. к Администрации г.Дубна Московской области о признании незаконным и необоснованным отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязании принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка– отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 декабря 2015 года
Судья: подпись.