Дело № 5-9/ 2014
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
<адрес>
Судья <адрес> городского суда <адрес> ФИО4 с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, <данные изъяты> ФИО2, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - <данные изъяты>, привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
В ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки <адрес> плановой документальной проверки деятельности <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по соблюдению обязательных требований законодательства Российской Федерации об образовании в части лицензионных требований и условий, выявлен факт осуществления образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением лицензионных требований и условий, выразившихся в привлечении <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к педагогической деятельности ФИО3, не имеющей высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика».
Представитель юридического лица <данные изъяты> ФИО2, занимающая должность заведующей, в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала полностью, согласилась с протоколом об административном правонарушении и пояснила, что в городе отсутствуют квалифицированные кадры, в связи с чем затруднительно решить кадровый вопрос. Просила учесть, что ФИО3, несмотря на отсутствие соответствующего образования, длительное время работает воспитателем, приобрела значительный опыт работы, квалификацию, является отличным специалистом. Просила строго юридическое лицо не наказывать, учитывая, что учреждение финансируется из районного бюджета, а также отсутствие каких-либо последствий от допущенного нарушения.
Представитель Министерства образования и науки <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Таким образом, судья считает возможным, руководствуясь требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства образования и науки <адрес>.
Выслушав пояснения представителя юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, судья приходит к выводу о наличии в действиях <данные изъяты> состава административного правонарушения, вмененного должностным лицом при составлении административного протокола, исходя при этом из следующего.
Частью 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п.п. 40 п. 1. ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для осуществления образовательной деятельности требуется лицензия.
Согласно п.п. 3 п. 4 ст. 1 указанного Федерального закона особенности лицензирования образовательной деятельности устанавливаются Федеральными законами, регулирующими отношения в указанной сфере деятельности.
На основании ч.1 ст. 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по уровням образования.
В силу ч. 3 ст. 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование образовательнойдеятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 1, 2 ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 3.29, 3.30 Положения о министерстве образования и науки <адрес> и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки <адрес>, утвержденного постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, министерство образования и науки <адрес> является органом государственной власти <адрес>, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории <адрес> (за исключением организаций, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона).
Министерством образования и науки <адрес> на основании приказа Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка деятельности <данные изъяты> в соответствии с ежегодным планом проверок на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-62, 68-75). Приказ о проведении проверки получен <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 67).
В соответствии с уставом <данные изъяты>, утвержденным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрации <адрес>, лицензией на право ведения образовательной деятельности, выданной службой по контролю в области образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №, серии № (срок действия – бессрочно), <данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей <данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (л.д. 24-45, 57-58).
На основании с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании отдельных видов деятельности» соблюдение лицензиатом: лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № О лицензировании отдельных видов деятельности» положением о лицензировании образовательной деятельности устанавливаются лицензионные требования.
В силу пп «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № при осуществлении образовательной деятельности по реализации программы дошкольного образования дошкольная образовательная организация обязана иметь в наличии педагогических работников, заключивших с дошкольной образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Аналогичное требование было установлено и ранее действующим Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 36) и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (пп «г» п 5).
На основании ч. 1 ст. 46 действующего в настоящее время Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 53 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», в редакциях, действовавших на момент заключения трудового договора с работником в период осуществления им трудовой деятельности, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или профессиональным стандартам).
Согласно с ч.2 ст. 46 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерацией от ДД.ММ.ГГГГ №, должность «воспитатель» относится к категории должностей педагогических работников.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, определены следующие требования к квалификации «воспитатель»: наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Требования о наличии специального образования, подтвержденного документом об образовании, лица, осуществляющего педагогическую деятельность, содержались в: Типовом положении об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Типовых положениях о дошкольном образовательном учреждении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшими в период осуществления ФИО3 педагогической деятельности.
В нарушение вышеуказанных норм в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3, не имея соответствующего образования, была допущена к педагогической деятельности при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (программы дошкольного образования) в качестве воспитателя на основании удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ серии № об обучении в одногодичном педагогическом классе, диплома о профессиональной подготовке от ДД.ММ.ГГГГ серии №, не являющимися документами об образовании.
Факт осуществления образовательной деятельности <данные изъяты> с нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности подтверждается: протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, составленным в соответствии со ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; копией акта № от ДД.ММ.ГГГГ проверки <данные изъяты> копией тарификационного списка <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ учебный год; копией удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ серии № об обучении в одногодичном педагогическом классе; копией диплома о профессиональной переподготовке от ДД.ММ.ГГГГ серии №; копией приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № о приеме на работу ФИО3; копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из вышеизложенного следует, что юридическое лицо – <данные изъяты> допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), при условии, что такое разрешение (лицензия) обязательно, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<данные изъяты> ранее к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекалось, представитель юридического лица признал вину в совершении административного правонарушения. Указанные обстоятельства с учетом характера и обстоятельства совершенного административного правонарушения, правового статуса юридического лица, источников его финансирования в соответствии с Уставом учреждения в в силу ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признаются обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица.
Обстоятельств, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Вместе с тем, согласно ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях не исключает возможность применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении деяний, административная ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 19.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При рассмотрении дела установлено, что юридическим лицом совершено одно нарушение лицензионных требований, выразившееся в допуске к работе одного лица, не имеющего специального профессионального образования, но обладающего соответствующей квалификацией, имеющего стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемой образовательной программе, при этом юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности. Правонарушение не повлекло последствий, указанных в ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в виде возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нанесения ущерба правам, законным интересам граждан.
Характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства его совершения свидетельствуют об отсутствии оснований для вывода о том, что правонарушение влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью, нанесения ущерба правам и законным интересам граждан.
При таких обстоятельствах полагаю, что поскольку допущенное нарушение положений федерального законодательства при осуществлении образовательной деятельности <данные изъяты> не содержит угрозы жизни и здоровью людей, и, хотя формально и подпадает под признаки состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но в силу вышеуказанных обстоятельств не влечет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, для предупреждения которых требуется применение административного наказания, а потому возможно освободить юридическое лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 2.9, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – <данные изъяты> привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить по основанию, предусмотренному ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Постановление может быть обжаловано в <адрес> суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления путем подачи жалобы через <адрес> городской суд <адрес>.
Судья ФИО5