Дело № 2-1-2808/2020
64RS0042-01-2020-004485-51
Решение
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Савенковой Н. В.,
при секретаре Фадеевой М. Е.,
с участием представителя истца Танцарова И. В., представителя ответчика Овчинниковой Н. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Злобиной С. А. к Бирюковой А. АлексА.не о расторжении договора дарения денежных средств, взыскании денежных средств,
установил:
Злобина С. А. обратилась в суд с иском к Бирюковой А. А. о расторжении договора дарения денежных средств, взыскании денежных средств. В обоснование требований ссылается на то, что 01 сентября 2006 года между ней и ответчицей был заключен договор дарения денежных средств на общую сумму 305600 долларов США. Денежные средства передавались ответчику частями: в 2006 году — 70200 долларов США; в 2009 году — 125700 долларов США; в 2013 году — 109700 долларов США. Денежные средства передавались Бирюковой А. А. для приобретения в собственность квартиры по адресу: <адрес> Договор дарения был оформлен формально, так как по устной договоренности денежные средства передавались ответчику в долг, со сроком возврата в 2016 году. В дальнейшем, после приобретения ответчицей квартиры, они договорились, что Бирюкова А. А. продаст квартиру с прибылью, а деньги они поделят. Также была договоренность, что она (истец) может пользоваться приобретенной ответчицей квартирой. В последующем, отношения с ответчиком испортились. Пользоваться квартирой Бирюкова А. А. ей не дает. При таких обстоятельствах, она считает, что может отменить дарение и требовать возврата ответчиком денежных средств. В добровольном порядке расторгать договор дарения и возвращать денежные средства Бирюкова А. А. отказалась. Просит расторгнуть договор дарения денежных средств от 01 сентября 2006 года, заключенный между ней и Бирюковой А. А.; взыскать с ответчицы в ее пользу денежную сумму в размере 21966528 рублей, эквивалентную 305600 долларов США.
В судебное заседание истец Злобина С. А., ответчик Бирюкова А. А. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, при таких обстоятельствах, с учетом требований с.т 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца по доверенности Танцаров И. В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Овчинникова Н. О. исковые требования не признала. Пояснила, что 01 сентября 2006 года между истцом и ответчиком заключен договор дарения денежных средств, по которому Злобина С. А. передала Бирюковой А. А. денежные средства для приобретения квартиры по адресу: <адрес>. Других договоренностей между сторонами не имелось, деньги передавались именно в дар. Требования истца о расторжении договора дарения являются необоснованными, поскольку специальных оснований, для отмены дарения, предусмотренных ст. 578 ГК РФ, не имеется. Просила в иске отказать.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) (ч. 1 ст. 11 ГК РФ).
В силу положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 3, 4 ГПК РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно ст. ст. 572, 574 ГК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу ст. 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно ст. 577 ГК РФ, даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни.
Статьей 578 ГК РФ установлены правила, по которым даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 01 сентября 2006 года между Злобиной С. А. и Бирюковой А. А. был заключен договор дарения денег на покупку квартиры, согласно которому Злобина С. А. безвозмездно передает в собственность Бирюковой А. А. денежную сумму в размере 457910 долларов США.
В соответствии с п. 1.2. Договора даритель обязуется передать Одаряемому денежные средства частями, согласно графику платежей договора купли-продажи недвижимости, находящейся по адресу: <адрес>.
Пунктом 3.1 Договора предусмотрено, что денежные средства передаются частями по актам приема-передачи, подписываемому обеими Сторонами.
Право собственности на денежные средства переходят от Дарителя к Одаряемому после подписания актов приемки-передачи.
Денежные средства передавались ответчику частями: в 2006 году — 70200 долларов США; в 2009 году — 125700 долларов США; в 2013 году — 109700 долларов США, что подтверждается расписками от 01 сентября 2006 года, 05 января 2009 года, 20 июня 2013 года (л.д. 10-12).
12 сентября 2006 года за ответчиком зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д. 8,9).
Конституция РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 (часть 2) Конституции РФ, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок судебной защиты по заявлениям заинтересованных лиц. Однако, из названного конституционного права не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции РФ, федеральными законами.
Частью 1 ст. 4 ГПК РФ предусмотрено, что суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Из смысла вышеназванной нормы следует, что к таким лицам относятся истцы, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, заявители по делам, возникающим из публичных правоотношений, и по делам особого производства, делам приказного производства.
В силу принципа диспозитивности суд возбуждает гражданское дело по инициативе именно этих лиц, которые материально заинтересованы в исходе дела.
При обращении в суд истцы (заявители) должны доказать наличие такой заинтересованности и указать в исковом заявлении, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения их прав, свобод или законных интересов (п. 4 ч. 2 ст. 131).
Согласно положениям ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, бремя доказывания нарушения своих прав и свобод действиями лежит на истце, при обращении в суд истец должен доказать какие его права и охраняемые интересы будут восстановлены в случае удовлетворения его искового заявления по заявленным им основаниям.
Вместе с тем истцом не приведены обстоятельства, свидетельствующие о допущенных нарушениях его прав, а в материалах дела отсутствуют доказательства наличия предусмотренных ст. 450 ГК РФ оснований для расторжения договора дарения.
Избранный истцом способ защиты прав, при том, что на обстоятельства совершения ответчиком противоправных действий в отношении Дарителя, истец не ссылается, на нормах права не основан.
Само по себе прекращение отношений с ответчиком, не отнесено законодателем к основаниям для отмены дарения.
Доводы иска о том, что между сторонами фактически был заключен договор займа, также не подтверждены доказательствами.
Из разъяснений, приведенных в п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» следует, что условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Из буквального толкования положений, заключенного сторонами 01 сентября 2006 года Договора определенно явствует, что сторонами заключен именно договор безвозмездной передачи одаряемому денежных средств в собственность, который исполнен сторонами реально.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований истца, по заявленным основаниям, судом не установлено.
Руководствуясь ст. 4, 12, 56, 67, 198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░.░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░