РЕШЕНИЕ2-752/14
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
В составе: судьи Корниенко М.В.,
При секретаре Кухта Т.Е.,
С участием прокурора Косныревой О.Н.,
С участием сторон,
Рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2014 года в городе Ухта гражданское дело по иску прокурора г. Ухта в интересах Патырчанова И.Д. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Ухты в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Ухтинский суд в интересах Патырчанова И.Д. с требованием об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» включить Патырчанова И.Д. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и обязании администрации МОГО «Ухта» предоставить благоустроенное жилое помещение из муниципального специализированного фонда в виде отдельной квартиры на состав семьи 1 человек, не ниже установленной нормы 33 кв.м. общей площади на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории МОГО «Ухта». В обоснование требований указывая, Патырчанов И.Д., <...> г..р., являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с отсутствием закрепленного за ним жилого помещения, в .... году истец обратился в администрацию пос.Ш., города Ухты с заявлением для постановки на жилищный учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В тот же год был поставлен на учет по данной категории под номером ..... Жилым помещением до настоящего времени истец не обеспечен. Вместе с тем, согласно ответу администрации МОГО «Ухта» от <...> г. Патырчанов И.Д. не включен в список лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с нормами Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года № 104-РЗ. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, из муниципального специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании прокурор Коснырева О.Н. на заявленных требованиях настаивала. Дополнила, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что в установленном законом порядке Патырчанов И.Д. был поставлен на жилищный учет по категории «дети-сироты» администрацией пос. Ш., после передачи жилищных учетных дел в администрацию г.Ухты истец не был включен в соответствующий список.
Истец Патырчанов И.Д. требования прокурора поддержал.
Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Строк Е.В., представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» по доверенности Канева М.С. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что Патырчанов И.Д. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях не значится. Представитель администрации Строк Е.В. указала, что в соответствии со ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 данной статьи в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Для граждан, категории которых определены федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъекта РФ, норма предоставления может устанавливаться соответствующими нормативными правовыми актами (ч.3 ст.49, ч.3, ст.50 ЖК РФ). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может применяться норма предоставления, установленная законами субъектов РФ для предоставления жилых помещений по договорам социального найма, но не ниже нормы предоставления, установленной в соответствующем муниципальном образовании. Истцу может быть предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда только по норме предоставления жилого помещения – 14 кв.м, утвержденной решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23.
Выслушав прокурора, истца, представителей ответчиков, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
В соответствии ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.9 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республики Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Согласно ст. 7 указанного закона жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Из материалов дела следует, что Патырчанов И.Д., .... года, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В период с .... года по .... год истец находился в Ухтинском доме ребенка, затем на основании постановления Главы администрации г.Ухты от <...> г. № .... был передан на воспитание в семейный детский дом П. Жилое помещение за истцом не закреплялось. В настоящее время истец проживает в комнате общежития по адресу: ...., общей площадью-.... кв.м., которая является муниципальной собственностью и была предоставлена Б.. Совместно с истцом проживают Л., К., Т.
В суде достоверно установлено, что <...> г. Патырчанов И.Д. обратился в администрацию пос.Ш. г.Ухты с заявлением о принятии на жилищный учет в связи с отсутствием жилья, приложив к заявлению справку Управления образования г.Ухты о том, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации пос.Ш. от <...> г. № .... Патырчанов И.Д. принят на учет в списки граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий в общий список за № ...., в соответствии с п.2 ст. 36 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Республике Коми, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей – за номером <...> г., с составом семьи-1 человек. До ликвидации администрации пос.Ш. истец жилым помещением не был обеспечен.
Согласно постановлению Главы МОГО «Ухта» от <...> г. № .... утверждены мероприятия по ликвидации структурных подразделений администрации МО «Город Ухта», включая администрацию пос.Ш.. Пунктом 5 указанного постановления предусмотрено, с момента ликвидации территориальных органов администрации МО «Город Ухта» считать администрацию МОГО «Ухта» правопреемником по всем правам, обязательствам и полномочиям, в том числе администрации пос.Ш.
При передаче учетных дел, в нарушение действующего законодательства Патырчанов И.Д. не был принят на учет в администрации г.Ухты в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
По сообщению Управления Росреестра, сведения о наличии в собственности Патырчанова И.Д. недвижимого имущества отсутствуют.
На момент разрешения спора истец не утратил нуждаемости в жилом помещении.
С учетом вышеизложенного, истец в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ред. Федерального закона № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года, и ст. 1 Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 7 ст. 8 вышеназванного Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма администрацией МОГО «Ухта» - 14,0 кв.м на каждого члена семьи, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11 июля 2011 года часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года № 32-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми.
В связи с этим, учитывая указанное постановление Конституционного Суда Республики Коми, суд полагает необходимым при решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения руководствоваться ч.2 ст.10 Закона РК от 04 июля 2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», которая устанавливает предоставление жилого помещения в виде отдельной квартиры на одинокого гражданина в размере 33 кв.м.
Из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
Требования прокурора в интересах Патырчанова И.Д. обоснованны и подлежат удовлетворению по вышеуказанным основаниям.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» включить Патырчанова И.Д., <...> г. рождения, в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» предоставить Патырчанову И.Д., <...> г. рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории МОГО «Ухта» на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек, размером не менее 33 кв.м общей площади.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, т.е. с 17 марта 2014 года.
Судья- Корниенко М.В.