Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми (постоянное присутствие в с.Койгородок Койгородского района Республики Коми)
в составе председательствующего судьи Батовой Л.А.
при секретаре Юркиной В.В.
с участием представителя прокуратуры Шенцева Н.В.
представителя Администрации сельского поселения «Кузъель» Шакировой В.П.
представителя Администрации муниципального района «Койгородский» Костиной А.Н.
представителя третьего лица Пафнучевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Койгородок 16 января 2019 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Кузъель», администрации муниципального района «Койгородский» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления,
установил:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения «Кузъель», Администрации муниципального района «Койгородский» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления.
В обоснование иска указал, что 27.09.2018 прокуратурой совместно со специалистом Койгородского районного комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми произведен осмотр территории муниципального образования сельского поселения «Кузъель», по результатам которого составлено заключение от 01.10.2018, согласно которому на территории СП «Кузъель» расположена несанкционированная свалка, которая состоит из двух частей. Первая часть расположена в пределах следующих координат: N60?20?18,8?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,1?? Е050?47?28,5??, N60?20?19,5?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,9?? Е050?47?29,2??, N60?20?20,0?? Е050?47?30,1??, N60?20?19,3?? Е050?47?30,6??, N60?20?19,0?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,6?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,4?? Е050?47?30,7??, площадью 343 м?, состоит из твердых коммунальных отходов (тара, пластик, пакеты, стекло, бумага и др.), отходов от сноса и разборки зданий (куски шифера, отходы дерева), отходов шин, отходов мебели и бытовой техники. Подъездные пути к месту несанкционированного размещения отходов имеются, Свалка не оборудована, отсутствуют канавы, забор, изолирующий слой. Вторая часть площадью 363 м? расположена в пределах следующих координат: N60?20?20,8?? Е050?47?31,1??, N60?20?20,9?? Е050?47?30,8??, N60?20?20,8?? Е050?47?33,0??, N60?20?21,6?? Е050?47?32,8??. Свалка размещена на открытой территории, состоит из отходов, образованных от сноса и разборки зданий и строений. Свалка не оборудована, отсутствуют канава, забор, изолирующий слой. По федеральному классификационному каталогу отходов выявленные отходы можно отнести к 4 и 5 классу опасности. Свалка расположена на земельных участках с кадастровыми номерами: 11:02:1901001:186 – земли населенных пунктов. При этом сведения о данном месте расположения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов отсутствуют. Таким образом, установлен факт несанкционированного размещения отходов 4-5 классов опасности. Образование несанкционированного объекта размещения отходов на вверенном органам местного самоуправления МО МР «Койгородский» свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности соответствующих органов по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, подвергает отрицательному воздействию качества жизни и благополучия неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории сельского поселения «Кузъель».
Представитель прокуратуры в судебном заседании поддержал исковые требования, уточнив их в части установления сроков по ликвидации несанкционированной свалки до 31.10.2019 года, по пунктам 1 и 2 исковых требований.
Представитель Администрации сельского поселения «Кузъель» в судебном заседании согласилась с требованиями прокурора.
Представитель Администрации муниципального района «Койгородский» в судебном заседании оставил решение вопроса на усмотрение суда, каких-либо возражений относительно иска не указал.
Представитель Койгородского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК в судебном заседании поддержал иск прокурора.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального закона « 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Частью 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ установлен императивный запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ч.1 и 2 ст.13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке. Утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 3.1 Постановления от 26.04.2016 № 13-П, к полномочиям органов местного самоуправления относится принятие организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
Судом установлено, что основанием для обращения прокурора в суд явились результаты проведенной проверки исполнения законодательства при организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования сельского поселения «Кузъель».
По результатам проверки составлено заключение от 01.10.2018, согласно которому на территории сельского поселения «Кузъель» расположена несанкционированная свалка, которая состоит из 2-х частей:
- первая часть расположена в пределах следующих координат: N60?20?18,8?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,1?? Е050?47?28,5??, N60?20?19,5?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,9?? Е050?47?29,2??, N60?20?20,0?? Е050?47?30,1??, N60?20?19,3?? Е050?47?30,6??, N60?20?19,0?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,6?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,4?? Е050?47?30,7??, площадь свалки составляет 343 м?, состоит из твердых коммунальных отходов (тара, пластик, пакеты, стекло, бумага и пр.), отходов от сноса и разборки зданий (куски шифера, отходы дерева), отходов шин, отходов мебели и бытовой техники (телевизоры) (крупногабаритный мусор), кустарник. Подъездные пути к месту несанкционированного размещения отходов имеются. Свалка не оборудована: отсутствуют канава, забор, изолирующий слой и пр.:
- вторая часть площадью 363 м? расположена в пределах следующих координат: N60?20?20,8?? Е050?47?31,1??, N60?20?20,9?? Е050?47?30,8??, N60?20?20,8?? Е050?47?33,0??, N60?20?21,6?? Е050?47?32,8??, размещена на открытой территории, состоит из отходов, образованных от сноса и разборки зданий и строений (доски, бревна, бой кирпича). Подъездные пути к месту несанкционированного размещения отходов имеются. Свалка не оборудована: отсутствуют канава, забор, изолирующий слой и пр.
По Федеральному классификационному каталогу отходов (приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242) выявленные отходы можно отнести к 4 и 5 классу опасности.
Согласно сведениям кадастровой карты, свалка расположена на земельных участках с кадастровыми номерами: 11:02:1901001:186, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для иных видов сельскохозяйственного использования по документу: для ведения лесного хозяйства.
При этом сведения о данном месте расположения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов отсутствуют. Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным.
Таким образом, органами прокуратуры был установлен факт несанкционированного размещения отходов 4-5 классов опасности.
Поскольку органы местного самоуправления несут ответственность за поддержание экологически безопасной обстановки на вверенной им территории, поэтому само по себе образование несанкционированной свалки свидетельствует о недостаточности принимаемых такими органами организационно-властных мер.
Пунктом 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.140.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору, транспортированию твердых коммунальных отходов не отнесено к вопросам местного значения сельского поселения. В тоже время, частью 3 указанной статьи предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться и иные вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Аналогичная норма закреплена в ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Так, на территории Республики Коми принят Закон Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми». В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 1 указанного Закона участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Пунктом 14 статьи 15 Закона № 131-ФЗ полномочия по обезвреживанию, захоронению, обработке и утилизации отходов отнесены к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
При изложенных обстоятельствах, образование несанкционированного объекта размещения отходов на вверенном органам местного самоуправления МО МР «Койгородский» свидетельствует о ненадлежащей организации деятельности соответствующих органов по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Как следует из примечания к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов в случае, если лицо, производящее отходы, не установлено, являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с с.с.5, 6 ст.13 Земельного кодекса РФ рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние. Пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв. Восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 соответствующий порядок проведения рекультивации установлен.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд исходит из того, что бесконтрольное размещение отходов на территориях, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории сельского поселения «Кузъель», в связи с чем, исковые требования прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме с учетом уточнений, заявленных в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Кузъель» ликвидировать несанкционированную свалку, размещенной на территории сельского поселения «Кузъель» в пределах следующих координат: N60?20?18,8?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,1?? Е050?47?28,5??, N60?20?19,5?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,9?? Е050?47?29,2??, N60?20?20,0?? Е050?47?30,1??, N60?20?19,3?? Е050?47?30,6??, N60?20?19,0?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,6?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,4?? Е050?47?30,7??, а также N60?20?20,8?? Е050?47?31,1??, N60?20?20,9?? Е050?47?30,8??, N60?20?20,8?? Е050?47?33,0??, N60?20?21,6?? Е050?47?32,8??, путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 31 октября 2019 года.
Обязать Администрацию муниципального района «Койгородский» организовать работу по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения «Кузъель» в пределах следующих координат: N60?20?18,8?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,1?? Е050?47?28,5??, N60?20?19,5?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,9?? Е050?47?29,2??, N60?20?20,0?? Е050?47?30,1??, N60?20?19,3?? Е050?47?30,6??, N60?20?19,0?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,6?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,4?? Е050?47?30,7??, а также N60?20?20,8?? Е050?47?31,1??, N60?20?20,9?? Е050?47?30,8??, N60?20?20,8?? Е050?47?33,0??, N60?20?21,6?? Е050?47?32,8??, в срок не позднее 31 октября 2019 года.
Обязать Администрацию муниципального района «Койгородский» разработать проект рекультивации земель земельного участка, расположенного на территории сельского поселения «Кузъель» в пределах следующих координат: N60?20?18,8?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,1?? Е050?47?28,5??, N60?20?19,5?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,9?? Е050?47?29,2??, N60?20?20,0?? Е050?47?30,1??, N60?20?19,3?? Е050?47?30,6??, N60?20?19,0?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,6?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,4?? Е050?47?30,7??, а также N60?20?20,8?? Е050?47?31,1??, N60?20?20,9?? Е050?47?30,8??, N60?20?20,8?? Е050?47?33,0??, N60?20?21,6?? Е050?47?32,8??, и провести в соответствии с ним мероприятия по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию муниципального района «Койгородский» сдать рекультивированный участок, расположенный на территории сельского поселения «Кузъель» в пределах следующих координат: N60?20?18,8?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,1?? Е050?47?28,5??, N60?20?19,5?? Е050?47?28,6??, N60?20?19,9?? Е050?47?29,2??, N60?20?20,0?? Е050?47?30,1??, N60?20?19,3?? Е050?47?30,6??, N60?20?19,0?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,6?? Е050?47?30,6??, N60?20?18,4?? Е050?47?30,7??, а также N60?20?20,8?? Е050?47?31,1??, N60?20?20,9?? Е050?47?30,8??, N60?20?20,8?? Е050?47?33,0??, N60?20?21,6?? Е050?47?32,8??, постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель, созданной в соответствии с постановлением Администрации муниципального района «Койгородский» от 30.09.2014 № 76/09.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми (с. Койгородок, ул. Мира, д. 1а) в течение тридцати дней со дня его принятия.
Председательствующий Л.А.Батова
Мотивированное решение составлено 21.01.2019