Дело № 2-305/2019
РЕШЕНИЕ
ИМНЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2019 года город Кириллов
Кирилловский районный суд Вологодской области в составе судьи Афаныгина А.Н., при секретаре Баракиной А.Н.,
с участием:
истца Вахлова Б.А.,
представителя ответчика Поздневой Е.К.,
представителя третьего лица Кузнецовой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Вахлова БА к обществу с ограниченной ответственностью «Чистый След» о признании выставленных счетов на оплату за твердые коммунальные отходы недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Вахлов БА обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Чистый след» и администрации Кирилловского муниципального района, в котором просил признать недействительными лицевой счет № и выставленные ему счета на оплату за твердые коммунальные отходы (ТКО) с января 2019 года; взыскать с ответчиков компенсацию причиненного ему морального вреда: с ООО «Чистый след» в размере 50000 рублей, с администрации Кирилловского муниципального района 10000 рублей. В обоснование требований указал, что с января 2019 года ему ежемесячно поступают счета на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО от ООО «Чистый След», с которым у него никаких договорных отношений нет. Услугами компании «Чистый След» по вывозу ТКО истец никогда не пользовался и не пользуется, так как не нуждается в них, и договора на оказание данных услуг не заключал. Обстоятельств, свидетельствующих о договорных отношениях истца с ООО «Чистый След» не существует. Понуждение к заключению договора не допускается. Договор вступает в силу с момента его заключения. Таким образом, для осуществления начислений за предоставление услуг потребителю, поставщик услуг обязан заключить с потребителем услуг договор на оказание каких - либо услуг, что сделано не было. В шаговой доступности от места его жительства по адресу: <адрес> контейнерные площадки отсутствуют. Ближайшая контейнерная площадка расположена на расстоянии превышающем 100 метров от его дома. Обращения истца в органы местного самоуправления Кирилловского района о том, что выносить бытовые отходы некуда положительного результата не принесли. Образующиеся в процессе жизнедеятельности отходы он утилизирует самостоятельно путем сжигания в печи или компостирования. Отходы, не подлежащие утилизации, у него забирают дети, приезжая в гости, в последующем утилизируя их в контейнеры по месту их жительства в городе Череповце. Считает, что, не находясь в договорных отношениях с ООО «Чистый След» и не пользуясь его услугами, он не должен нести расходы по вывозу ТКО. В связи с этим начисление ему задолженности по плате за сбор и вывоз ТКО считает неправомерным. Кроме того, ООО «Чистый След» без согласия истца получило адрес его регистрации и данные о составе его семьи. Сам он своих персональных данных ответчику не предоставлял. Направление ему счетов с задолженностью нарушает его права и интересы, поскольку в них указывается несуществующий долг. В одном из счетов его назвали злостным неплательщиком и пообещали продать долг коллекторам. Неправомерные действия ООО «Чистый След» и безразличие чиновников вызвали у него сильные душевные волнения, повлекшие причинение морального вреда, компенсацию которого в размере 50000 и 10000 рублей он просит взыскать с ответчиков.
В судебном заседании истец Вахлов БА требования к ООО «Чистый След» уточнил, просил выставленные ему счета на оплату за ТКО с января 2019 года и последующие месяцы признать недействительными. От требований в части взыскания компенсации причиненного ему морального вреда: с ООО «Чистый след» в размере 50000 рублей, с администрации Кирилловского муниципального района 10000 рублей отказался.
В связи с изменением истцом заявленных требований и отсутствием каких-либо требований к администрации Кирилловского муниципального района, администрация с согласия истца переведена из ответчиков в третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика.
Ответчик ООО «Чистый След» в отзыве на иск и представитель Позднева ЕК в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что ООО «Чистый След» является региональным оператором по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области, куда входит и Кирилловский район. Действующее законодательство предусматривает обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО. При этом, сам факт осуществления гражданином жизнедеятельности на определенной территории, а, следовательно, образования бытовых отходов, свидетельствует о необходимости проведения действий по их обращению: сбору, транспортировке, утилизации, обезвреживанию, размещению, соответственно и оказанию соответствующей услуги. Предложение регионального оператора ООО «Чистый След» о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора размещены в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 12.11.2019 года № 1156 на сайте в сети «Интернет». Договор на предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО является публичным и может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. ООО «Чистый След» регулярно, в соответствии с установленной периодичностью, без нарушения графика, согласно схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО, утвержденной администрацией Ферапонтовского сельского поселения, осуществляет сбор и вывоз ТКО на территории <адрес>, в связи с чем имеет все основания для начисления и взимания соответствующей платы. Доказательств, того, что истец не пользуется услугами регионального оператора по обращению с ТКО, не предоставлено. То обстоятельство, что ближайшая контейнерная площадка размещена на расстоянии более 100 метров от дома истца, не свидетельствует о том, что Вахлов БА ею не может пользоваться. При этом утверждение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и оборудование таких площадок определяется не региональным оператором по обращению с ТКО, а органами местного самоуправления. В связи с этим, требования об организации контейнерной площадки для накопления ТКО в непосредственной близости от дома истец должен был предъявлять к администрации Ферапонтовского сельского поселения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, - администрация Кирилловского муниципального района и представитель третьего лица Кузнецова ИВ в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что региональным оператором по обращению с ТКО - ООО «Чистый След» обязанности по сбору и вывозу ТКО на территории Кирилловского района, в том числе <адрес>, выполняются своевременно и надлежащим образом. Доводы истца о том, что он не состоит в договорных отношениях с ответчиком необоснованны, так как договор на обращение с ТКО является публичным и распространяется на всех жителей Западной зоны Вологодской области. Доказательств того, что Вахлов БА не пользуется услугами ООО «Чистый След», либо самостоятельно осуществляет вывоз мусора на санкционированные свалки истцом не предоставлено. Требований к администрации Ферапонтовского сельского поселения о внесении изменений в схему размещения мест (площадок) накопления ТКО истец в судебном порядке не заявлял.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, - администрации Ферапонтовского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца Вахлова ТА и Вахлов АБ в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что Вахлов БА является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Кроме истца в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства его супруга - Вахлова ТА. и сын - Вахлов АБ
ДД.ММ.ГГГГ по результатам конкурса между Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области и ООО «Чистый След» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Западной зоне Вологодской области, определяющее, в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности регионального оператора.
Единый тариф на услугу по обращению с ТКО был установлен приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
С января 2019 года по настоящее время Вахлову БА на состав семьи из трех человек начисляется задолженность за услугу – обращение ТКО, с января по июнь 2019 года – 338,76 руб. (из расчета 112,92 руб./чел), с июля 2019 года – 528,41 руб. (из расчета 92,69 руб./чел. Начисления задолженности производились поставщиком услуги – ООО «Чистый След», истцу ежемесячно направлялись счета на оплату, которые до настоящего времени не оплачены.
Вопросы обращения с ТКО урегулированы положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлением Правительства РФ от12.11.2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641», постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В соответствии с требованиями ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положениями ч. 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу положений п. 4 ст. 24.7Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, обязанность гражданина по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО и несению соответствующей платы, прямо предусмотрена нормой федерального законодательства.
ООО «Чистый След» является региональным оператором по обращению с ТКО в Западной зоне Вологодской области, куда входит и Кирилловский район.
Согласно п. 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641» региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.
При этом, в соответствии с п. 7 Правил обращения с ТКО, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.
Таким образом, услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором на всей вверенной ему территории вне зависимости от наличия заключенных договоров с потребителями.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 148 (1) и 148 (2) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
При совершении потребителем конклюдентных действий договор считается заключенным.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Стороной истца не предоставлено доказательств того, что твердые коммунальные отходы утилизируются им самостоятельно путем вывоза на специальный полигон либо иным образом.
Заявление истца о том, что отходы, не подлежащие утилизации, у него забирают дети, приезжая в гости, в последующем утилизируя их в контейнеры по месту их жительства в городе Череповце свидетельствует о том, что Вахлов БА состоит в фактических договорных отношениях с ООО «Чистый след», поскольку обслуживание контейнерных площадок в г.Череповце также подведомственно данному региональному оператору.
При этом, действующее законодательство предоставляет право пользования потребителям любой контейнерной площадкой, размещенной в зоне деятельности ООО «Чистый след». Минимальный и максимальный объем вывозимого потребителем мусора также не ограничен. Потребитель оплачивает фиксированную плату за право пользования услугами регионального оператора в зоне его деятельности.
При таких обстоятельствах, проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что плата за сбор и вывоз ТБО истцу начисляется обоснованно.
Анализируя доводы истца о том, что он не имеет возможности пользоваться контейнерными площадками на территории <адрес>, суд приходит к следующему.
В силу требований п. 14 ч. 1 ст. 15Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Закон Вологодской области от 13.11.2014 № 3474-03 «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» установлено, что полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18) закрепляются за сельскими поселениями области.
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии с Реестром мест накопления ТБО на территории сельского поселения Ферапонтовское (<адрес>) расположено 7 таких площадок: <адрес>, вблизи <адрес>; <адрес>, вблизи магазина «<данные изъяты>»; <адрес>, вблизи <адрес>; <адрес>, напротив <адрес>; <адрес>, вблизи <адрес>; <адрес>, вблизи <адрес>; <адрес>, вблизи здания администрации с/п Ферапонтовское.
В начале сентября 2019 года в <адрес> в месте проживания истца администрацией поселения организована дополнительная контейнерная площадка, с местом размещения которой Вахлов БА согласен, о чем заявил в судебном заседании.
Следовательно, обязанность организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> в силу закона лежит не на региональном операторе, а на администрации поселения, в связи с чем, истцу для устранения нарушенных прав надлежало обратиться с требованием об организации контейнерной площадки в шаговой доступности от места его жительства к сельской администрации.
В рассматриваемом судом иске такие требования не заявлены.
Обязанность же регионального оператора состоит в сборе и вывоз ТКО на территории <адрес> в соответствии с установленной периодичностью, без нарушения графика, согласно схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО, утвержденной администрацией Ферапонтовского сельского поселения.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий ООО «Чистый след» по начислению платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Вахлова БА к обществу с ограниченной ответственностью «Чистый След» о признании выставленных счетов на оплату за твердые коммунальные отходы недействительными отказать.
На настоящее решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня получения решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Н. Афаныгин
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья: А.Н. Афаныгин
Копия верна.
Судья А.Н. Афаныгин