...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
Дело № 2-6073/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 08 августа 2013 года
Центральный районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи В.М. Лемякиной
при секретаре Чистовской М.А.
с участием
представителя администрации Волгограда Пригарина Д.В., действующего на основании доверенности,
представителя - Щербенко Н.С. – Воронина А.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Волгограда в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании постановления Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №...
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Волгограда обратился с настоящими требованиям, в обоснование указав, что прокурором г. Волгограда проведена проверка законности предоставления в собственность за плату Щербенко Н.С. земельного участка. В ходе проверки установлено, что Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... Щербенко Н.С. в собственность за плату предоставлен земельный участок (кадастровый №..., учетный №...) площадью 2214 кв.м для эксплуатации здания корпуса товаров народного потребления по .... Постановление администрации Волгограда вынесено на основании выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об отсутствии регистрации прав на земельный участок (кадастровый №... учетный №...) площадью 2214 кв.м от ДД.ММ.ГГГГ, а также градостроительного заключения от ДД.ММ.ГГГГ №.... Данный земельный участок предоставлен Щербенко Н.С. в соответствии со ст. 36 ЗК РФ для эксплуатации здания корпуса товаров народного потребления по ....
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1992 №488 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курорта Талги в республике Дагестан, месторождения минеральных вод в г.Волгограде и Красноуфимского месторождения минеральных вод в Свердловской области», Приказом Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 22.02.2012 №96/1 «Об утверждении проекта «Округ горно-санитарной охраны Волгоградского месторождения минеральных вод участок «Горная поляна» юрский водоносный горизонт» установлены границы и режим использования округов горно-санитарной охраны месторождения минеральных вод источника «Горная поляна».
Земельный участок, предоставленный Щербенко Н.С. согласно заключению комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... расположен в зоне III округа санитарной охраны месторождения минеральных вод.
В силу закона данный участок, расположенный на территории земель лечебно-оздоровительной местности относится к землям ограниченным к обороту, следовательно, не может быть предоставлен в частную собственность. Прокурор полагает, что администрация Волгограда без законных на то оснований предоставила земельный участок в собственность гражданина. В связи с этим прокурор настаивает на признании данного Постановления недействительным.
Прокурор Волгограда в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, факсимильной связью, сведений об уважительной причине неявки не предоставил.
Представитель администрации Волгограда в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора, поскольку отсутствуют какие-либо доказательства, позволяющие определить нахождение земельного участка в границах зоны III округа санитарной охраны месторождения минеральных вод. Согласно кадастровому паспорту вся территория земельного участка относится к землям населенных пунктов. Кроме того, прокурором пропущен срок обращения с данными требованиями, поскольку постановление принято ДД.ММ.ГГГГ, прокурор обратился в суд в мае 2013 года.
Представитель заинтересованного лица Щербенко Н.С. – Воронин А.В. в судебном заседании также возражал против удовлетворения данных требований, поскольку доказательства нахождения земельного участка в охранной зоне отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица – Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом - факсимильной связью.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, не находит оснований для удовлетворения требований.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, - 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, - решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ, - 1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Согласно п. 11 Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 года № 15, - в соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Согласно ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Щербенко Н.С. на праве собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ принадлежало здание корпуса товаров народного потребления, назначение производственное, площадью 1457, 5 кв.м. расположенное по адресу: ....
Щербенко Н.С. обратилась в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 2 214 кв.м. кадастровый №..., учетный №... в порядке ст. 36 ЗК РФ. В качестве основания приобретения права собственности на земельный участок Щербенко Н.С. представлены правоустанавливающие документы на объект недвижимости.
Согласно ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
По результатам рассмотрения заявления гражданки Щербенко Н.С., ввиду отсутствия оснований предусмотренных ст. 28 ЗК РФ, органом местного самоуправления вынесено Постановление №1991 от 29.06.2012 г. «О предоставлении земельного участка в собственность за плату».
Законом Волгоградской области от 06.04.2012 № 33-ОД «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, осуществляется органом исполнительной власти, определяемым Правительством Волгоградской области.
В соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 17 апреля 2012 г. № 28-п «Об органе исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Волгограде - административном центре Волгоградской области», - установлено, что органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Пунктом 2.3 Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 г. № 222 установлено, что министерство осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области, в соответствии с действующим законодательством.
Указанные полномочия, а также документация по данному виду деятельности переданы Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области от администрации Волгограда в августе 2012 года.
Следовательно, с указанного времени Министерству по управлению государственным имуществом стало известно о принятом администрацией Волгограда Постановлении от 29.06.2012 года № 1991.
ДД.ММ.ГГГГ в Прокуратуру Волгограда из Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области поступило сообщение о проведении проверки по факту принятия Администрацией Волгограда указанного постановления №... от ДД.ММ.ГГГГ. При этом самостоятельно с требованиями об оспаривании данного постановления Министерство по управлению государственным имуществом в судебном порядке не обратилось.
Следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ непосредственно прокурору Волгограда стало известно об указанном им в заявлении нарушении прав и свобод лиц, в интересах которых он обращается.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Волгограда в адрес заместителя главы Волгограда вынесен протест на оспариваемое постановление.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации Волгограда Хаустовым А.Н. в адрес прокурора Волгограда направлено сообщение об отклонении протеста.
С настоящим заявление прокурор Волгограда обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 3 месяцев со дня, когда ему стало известно об оспариваемом Постановлении администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №....
Кроме того, непосредственно лицу, в интересах которого обращается прокурор Волгограда, а именно субъекту Российской Федерации - Волгоградской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области об оспариваемом постановлении должно было стать известно в августе 2012 года.
Срок для обращения в суд подлежит исчислению с момента, когда лицу, в интересах которого обращается прокурор, стало известно о нарушении его прав и свобод.
Следовательно, прокурором пропущен срок обращения с данными требованиями.
Ходатайства о восстановлении пропущенного срока прокурором не заявлено.
Следовательно, пропуск прокурором срока для обращения является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, оценивая доводы прокурора, суд учитывает, что, по мнению прокурора г. Волгограда, администрацией Волгограда незаконно принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с расположением земельного участка в зоне III округа санитарной охраны месторождения минеральных вод, т.е. на особо охраняемой природной территории.
В подтверждение данного довода прокурором предоставлено заключение Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, данный вывод не подтверждается какими-либо доказательствами, позволяющими определить нахождение спорного земельного участка в границах зоны III округа санитарной охраны месторождения минеральных вод.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка категория земель указана как земли населенного пункта, отметки о землях особо охраняемых территорий и объектов отсутствуют.
В связи с этим в материалах дела отсутствуют доказательства отнесения спорного земельного участка к категории земель особо охраняемых природных территорий, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора Волгограда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора Волгограда о признании недействительным постановления Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №... «О предоставлении земельного участка (кадастровый №... учетный №...) площадью 2214 кв.м в собственность за плату» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограду течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья В.М. Лемякина