Решение по делу № 2-103/2012 ~ М-79/2012 от 27.02.2012

Дело № 2-103-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Тайгинского городского суда Кемеровской области Цыганова Т.В.

с участием прокурора Стромовой Е.А.

при секретаре Платицыной И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Тайге 20 апреля 2012 года

гражданское дело по заявлению Украинцева Игоря Сергеевича о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ:

Украинцев И.С. обратился в суд заявлением о защите избирательных прав, в котором с учетом уточнений, просил признать бездействие участковых избирательных комиссий № 925, № 930, № 936, № 931 выраженное в непринятии мер по устранению допущенных нарушений при размещении агитационных плакатов с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в местах, запрещенных законом, а именно в зданиях, где расположены избирательные участки № 925, № 930, № 936, № 931, незаконным.

Требования мотивированы тем, что 04.12.2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва. Украинцев И.С. на вышеуказанных выборах являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания РФ шестого созыва, выдвинутым Политический партией «Либерально-демократическая партия России».

Начиная с середины ноября 2011 года в зданиях, где были расположены избирательные участки, а именно: УИК № 925 по <адрес> в г.Тайге, УИК № 930, по <адрес> в г.Тайге, УИК № 936, по <адрес> в г.Тайге, УИК № 931 по <адрес> в г.Тайге в нарушение п.11 ст. 61 ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» были размещены агитационные плакаты с изображением десяти кандидатов в депутаты региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Однако участковые избирательные комиссии № 925, 930, 931, 936 в нарушение ст. 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не контролировали, не рассматривали и не принимали решение по факту размещения в зданиях, где расположены указанные избирательные участки, предвыборных агитационных материалов «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Неисполнение требований вышеуказанного закона привело к нарушению важнейшего условия, предъявляемого к деятельности избирательной комиссии, а именно, к нарушению открытости и гласности в деятельности комиссий, что в свою очередь привело к нарушению равенства всех зарегистрированных кандидатов, и, в частности, Украинцева И.С., установленного ст. 39 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 45 ФЗ от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В связи с изложенным заявитель, ссылаясь на ст. 75 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 259 ГПК РФ, ст. 260 ГПК РФ, просит признать бездействие вышеуказанных участковых избирательных комиссии незаконным.

Заявитель Украинцев И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен, письменным заявлением ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие с участием его представителя Дмитриевой Л.С.

Представитель заявителя Украинцева И.С. Дмитриева Л.С., действующая на основании доверенности от 23.12.2011г. со сроком полномочий на один год, в судебном заседании поддержала заявленные требования, подтвердив изложенное в заявлении.

Представитель заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Тайгинского городского округа Астафьев Г.В. в судебном заседании полагал заявленные требования Украинцева И.С. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, при этом пояснил, что в территориальную избирательную комиссию во время избирательной компании в Государственную Думу замечаний никаких не поступало, любые нарушения пресекались, избирательные участки находились в зданиях различных учреждений, где руководители данных учреждений имели право разместить в зданиях эту информацию. На представленных представителем заявителя Дмитриевой Л.С. фотографиях зафиксированы плакаты, относящиеся к агитационным материалам, кроме участка, расположенного в школе № 34, однако, поскольку согласно пояснений председателей участковых избирательных комиссий они данные плакаты не видели и не размещали их, полагает, что данные плакаты, являющиеся агитационным материалом, были намеренно размещены для фотографирования свидетелем КАИ, затем сняты и перенесены на другой избирательный участок. ТАГ не являлся кандидатом в Депутаты Государственной Думы РФ во время выборов депутатов шестого созыва. Стенд, расположенный в школе № 34, расположенной по адресу <адрес>, предназначен для учеников, он был размещен не в связи с избирательной компанией, а находится в здании школы постоянно. Председателем территориальной избирательной комиссии по г. Тайга в период выборов в Государственную думу являлся ЯВС

Представитель заинтересованного лица Кемеровского регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России» Кузьмина И.В., действующая на основании доверенности от 06.05.2011г. со сроком полномочий один год, заявленные требования Украинцева И.С. поддержала в полном объеме и полагала их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Бездействие участковых избирательных комиссий затрагивает права заявителя. В соответствии с принципом гласности, кандидат имеет право на участие в открытых и честных выборах. Обязанность избирательной комиссии – осуществлять свою деятельность. К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий. Под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума
следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее
нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия
комиссии. Статья 27 ФЗ от 18.05.2005 №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает полномочия участковых комиссий. В соответствии с п.п. «д» п. 6 ст. 27 Федерального закона № 51-ФЗ,участковая избирательная комиссия контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума. Кандидат любого уровня имеет равные права. Бездействие участковых избирательных комиссий привело к нарушению равенства прав кандидатов. Законом запрещено размещать агитационные материалы на избирательных участках. Агитационные материалы ни одной другой партии, кроме партии «ЕДИНАЯ РОСИЯ», не были размещены на избирательных участках, что нарушает равенство прав кандидатов, в том числе право заявителя Украинцева И.С.

Агитационные материалы это печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании. Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места (специальное место) для размещения печатных предвыборных агитационных материалов. Указанные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную информацию. Уполномоченные представители политических партий вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения указанных агитационных материалов.

Так как участковые избирательные комиссии работали в период избирательной компании, в настоящее время они расформированы и устранить допущенные в ходе избирательной кампании нарушения невозможно, достаточно признание факта такого нарушения.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Кемеровской области заместитель председателя Избирательной комиссии Кемеровской области Разломова О.А., в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена, письменным заявлением просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования Украинцева И.С. считает необоснованными и не основанными на законе, обстоятельства, изложенные в заявлении – не соответствующими действительности.

В соответствии со ст. 260.1 ГПК РФ неявка заявителя Украинцева И.С. и представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Кемеровской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению дела.

Выслушав представителя заявителя Дмитриеву Л.С., представителя заинтересованного лица – Территориальной избирательной комиссии Тайгинского городского округа Астафьева Г.В., представителя заинтересованного лица Кемеровского регионального отделения Политической партии «Либерально-демократическая партия России» Кузьмину И.В., свидетелей, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования Украинцева И.С. подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии со ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии со ст.260 ГПК РФ заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

После опубликования результатов выборов, референдума заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, имевшем место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подано в суд в течение года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

В соответствии с п.23 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 «О практике рассмотрения дел судами о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» судам надлежит проверять соблюдение этих сроков, а в случае их пропуска - обсуждать вопрос о допустимости их восстановления, предложив заявителю указать причины пропуска сроков обращения в суд. Предусмотренный частью 4 статьи 260 ГПК РФ годичный срок на обращение в суд не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска. Пропуск годичного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, что должно быть обосновано в решении суда (часть 6 статьи 152, часть 4 статьи 198 ГПК РФ).

Бездействие участковых избирательных комиссий, которые оспаривает заявитель, имело место 17-18 ноября 2011 года, Украинцев И.А. обратился в суд с настоящим заявлением 21.02.2012 года, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте, следовательно, годичный срок для обращения в суд заявителем не пропущен.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

В судебном заседании установлено, что Указом Президента РФ от 29 августа 2011 года № 1124 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на 4 декабря 2011 года.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Таким образом, закон провозглашает принцип равенства кандидатов, что кандидат имеет право на равный правовой статус с другими кандидатами. Одной из составляющей указанного права кандидата является право на равные условия проведения предвыборной агитации.

Согласно п.7 ст. 56 вышеуказанного закона установлена обязанность избирательных комиссий контролировать соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимать меры по устранению допущенных нарушений.

Судом установлено, что заявитель Украинцев И.С. являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутым политической партией «Либерально-демократическая партия России», что подтверждается приложенной копией удостоверения Украинцева И.С. (л.д.6), а также публикацией в парламентской газете № 42-43 (2526-25-27) от 14.10.2011 года Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 05.10.2011 № 42\351-6 «О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутого Политической партией «Либерально-демократическая партия России», Федерального списка кандидатов в Депутаты государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутый Политической партией «Политическая партия «Либерально-демократическая партия России». Украинцев И.С. входил в региональную группу № 44 (Кемеровская область) под №4.

Порядок формирования и полномочия участковых комиссий закреплены в ст. 27 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», согласно подпункта «д» п. 6 которой участковая комиссия контролирует на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

Согласно п. 10 ст. 54 указанного Федерального закона запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

В соответствии с ч. 9 ст. 61 Федерального закона «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или территориальной избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить и оборудовать на территории каждого избирательного участка специальные места (специальное место) для размещения печатных предвыборных агитационных материалов. Указанные места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли прочесть размещенную информацию. Уполномоченные представители политических партий вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии список мест, выделенных для размещения указанных агитационных материалов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 18.05.2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» под предвыборной агитацией понимается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за федеральный список кандидатов или против него, за кандидата (кандидатов), включенного (включенных) в указанный список, или против него (них).

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 55 названного Федерального закона в период проведения избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы предвыборной агитацией признаются призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них); выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (каким-либо кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (каких кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 53 настоящего Федерального закона); описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов; распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

Таким образом, перечень сведений, признаваемых предвыборной агитацией, указанный в законе, является исчерпывающим.

В соответствии с пп. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума.

В соответствии с пп. 2 ст. 2 данного Федерального закона агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Согласно п. 4 ст. 67 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией признается деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», разъяснено, что под бездействием избирательной комиссии, комиссии референдума следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми актами, определяющими полномочия комиссии.

Судом установлено, что постановлением Главы г. Тайга от 05.10.2011г. № 641-п «Об образовании избирательных участков на территории Тайгинского городского округа для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и в органы местного управления Тайгинского городского округа», а так же постановлением Главы г. Тайга от 05.10.2011г. № 642-п «Об установлении нумерации избирательных участков на территории Тайгинского городского округа, сформированных для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и в органы местного самоуправления Тайгинского городского округа», на территории Тайгинского городского округа организованы избирательные участки, в число которых входят избирательные участки № 925 – <данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес>, число избирателей <данные изъяты>, № 930 – <данные изъяты>, расположенный по <адрес>, № 931 – <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, № 936 <данные изъяты>, <адрес> (л.д. 114-117).

Решением Территориальной избирательной комиссии Тайгинского городского округа от 08.11.2011г. № 50 председателем участковой избирательной комиссии № 936 назначен РСА (л.д. 21), председателем участковой избирательной комиссии № 931 на основании решения от 08.11.2011г. № 45 назначен ГГГ (л.д.22), председателем участковой избирательной комиссии № 930 на основании решения № 44 от 08.11.2011г. назначена КНА (л.д. 23), председателем участковой избирательной комиссии № 925 назначен ЕДВ на основании решения № 39 от 08.11.2011г. (л.д. 24).

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено и подтверждается показаниями свидетелей, представленными суду фотографиями, что в зданиях, где расположены избирательные участки № 931 (<данные изъяты> <адрес>), № 930 (<данные изъяты>, <адрес>), № 925 (<данные изъяты>, <адрес>) были размещены печатные агитационные материалы с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая Партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Период, когда были размещены агитационные печатные материалы на вышеуказанных избирательных участках, а именно 17-18 ноября 2011 года, является агитационным.

В судебном заседании были исследованы материалы, представленные Избирательной комиссией Кемеровской области, из которых следует, что плакаты, размещенные в зданиях, где были расположены избирательные участки № 925, № 930, № 931, являются агитационными, соответствуют требованиям ст. 54 ФЗ № 67, и были представлены политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (л.д.67), то, что данные плакаты являются агитационными не оспаривалось представителем территориальной избирательной комиссией Тайгинского городского округа Астафьевым Г.В.

Факт размещения агитационных предвыборных материалов (плакатов) с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в знаниях, где расположены избирательные участки № 925, № 930, № 931 в судебном заседании установлен следующим доказательствами: фотографиями, сделанными свидетелем КАИ в период проведения предвыборной агитации, а именно в середине (17-18) ноября 2011 года (л.д.39-40,42,122,124). Данный факт подтверждается также показаниями свидетелей КАИ, КВВ, САК, которые будучи допрошенными судом подтвердили, что они видели, что агитационные плакаты с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» находились в зданиях, где расположены избирательные участки № 930, 931, 925, при этом данные свидетели также пояснили, что на избирательных участках № 931, 925 никого из членов избирательной комиссии, кому они бы могли сказать об имеющихся нарушениях, не было.

Так же суд принимает во внимание показания свидетеля КНА, которая во время вышеназванных выборов являлась председателем УИК № 930, и в судебном заседании подтвердила, что в здании, где был расположен УИК № 930 по <адрес> в г.Тайге, находились агитационные плакаты с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Данные материалы находились на вахте, на столе в коробке.

Данный факт также подтверждает показаниями свидетеля ЧЛИ, являвшейся секретарем УИК № 930, которая пояснила суду, что агитационные плакаты «ЕДИНОЙ РОССИИ» в середине ноября 2011 года имелись в здании, где был расположен избирательный участок № 930, кто их принес, ей не известно, после того, как агитационные плакаты и газета с изображением кандидатов от «ЕДИНОЙ РОССИИ» были сфотографированы КАИ, их убрали, о случившемся она сообщила председателю УИК № 930 КНА и написала рапорт председателю территориальной избирательной комиссии ЯВС

Допрошенный в судебном заседании свидетель ЯВС, являвшийся в оспариваемый период председателем территориальной комиссии Тайгинского городского округа, подтвердил данный факт, пояснив, что о случившемся он сообщил в прокуратуру г.Тайги, ФСБ и в ОВД, по данному факту ему написала заявление секретарь избирательной комиссии ЧЛИ, однако разбор этого заявления не был в его компетенции, так как составлять административные протоколы он не может. Из заявления ЧЛИ он понял, что Кравчук сам принес агитационные материалы на избирательный участок, разложил их на столе и стал фотографировать. Заявление ЧЛИ он никуда не направлял, после ухода с данной должности он сжег все материалы, в архив их не сдавал.

Суд критически относится к показаниям свидетеля ЯВС в той части, что Чикина ему пояснила, что агитационные плакаты принес КАИ и что он сообщил о инциденте в правоохранительные органы. Данные показании ЯВС опровергаются показаниями свидетеля ЧЛИ, которая эти обстоятельства не подтвердила, пояснив, что она видела, что агитационные плакаты находились в здании, где расположен избирательный участок еще до прихода КАИ. Показания ЯВС в той части, что он сообщил о случившемся инциденте в правоохранительные органы, опровергаются сведениями, представленными в суд начальником Отделения в г.Тайге Управления по Кемеровской области Федеральной службы Безопасности Российской Федерации (л.д.71) и начальника отдела полиции «Тайга» межмуниципального отдела МВД России «Анжеро-Судженский» (л.д.72) о том, что в период с 17.11.2011 года по 18.11.2011 года обращений о нарушении предвыборной агитации и иных нарушениях избирательного законодательства на избирательном участке № 930, расположенном по адресу <адрес> не поступало.

Факт размещения указанных агитационных плакатов в здании, где был расположен УИК № 925 по <адрес> в г.Тайге в ноябре 2011 года подтвердил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля АВС, который пояснил, что он видел в здании «<данные изъяты>» директором которого он является, агитационные плакаты «ЕДИНАЯ РОССИЯ», которые изображены на фотографии, представленной заявителем. Данные плакаты были размещены в месте, которое он представил председателю участковой избирательной комиссии на 1 этаже на 10 дней до выборов.

Суд критически относится к показаниям свидетеля ЕДВ, являвшегося председателем УИК № 925, расположений в здании по <адрес> о том, что ему ничего не известно о нарушениях предвыборной агитации, имевших место в здании, где расположен избирательный участок, а также о том, что агитационных плакатов «ЕДИНОЙ РОССИИ», изображенных на фотографиях, сделанных в здании, где располагался их избирательный участок не было и не могло быть. Данные показания опровергаются показаниями свидетелей КАИ, КВВ, САК, АВС, представленными суду фотографиями, сделанными в здании по <адрес> (л.д.42), где расположен избирательный участок № 925.

Размещение агитационных материалов в ноябре 2011 года в здании, где был расположен УИК № 931, подтверждается представленными суду представителем заявителя фотографиями (л.д.40), на увеличенном фрагменте одной из фотографий (л.д.124) видно, что данные агитационные материалы размещены в ноябре 2011 года, так как там имеется плакат с поздравлениями работников, родившихся в ноябре. Допрошенный в качестве свидетеля ГГГ пояснил, что на фотографии (л.д.40) изображено здание <данные изъяты> где располагался избирательный участок № 931, рядом с агитационным плакатом, расположен плакат с поздравлением работников их учреждения, этот плакат вывешивается ежемесячно с начала до конца месяца. Суд расценивает критически показания свидетеля ФИО23 в той части, что данных плакатов не было на избирательном участке, и если бы он видел их, то бы отреагировал, при этом он считает, что это не агитационный материал. Показания свидетеля ГГГ в этой части опровергаются показаниями свидетелей КАИ, САК, КВВ, пояснившими суду, что данные агитационные плакаты они видели в здании, где расположен избирательный участок № 931, где они и были сфотографированы.

Одним из инструментов механизма реализации права кандидата на равные условия проведения предвыборной агитации является запрет для всех без исключения кандидатов и избирательных объединений размещать агитационные материалы в зданиях, где расположены избирательные участка (п.10. ст. 54 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный запрет связан с особым воздействием агитации на избирательном участке, следовательно, размещенные плакаты кандидатов от «Единой России», в зданиях, где были расположены избирательные участки № 925, 930, 931, нарушили право на равные условия предвыборной агитации заявителя Украинцева И.С., являющегося зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва, выдвинутым Политической партией «Либерально-демократическая партия России».

Таким образом, исходя из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что участковые избирательные комиссии № 931, №930, №925 не исполнили возложенные на них нормативно-правовыми актами обязанности по обеспечению соблюдения запрета на размещение агитационных материалов в зданиях, где расположены избирательные комиссии.

Доводы представителя Территориальной избирательной комиссии Тайгинского городского округа Астафьева Г.В. о том, что данные агитационные плакаты были принесены на избирательные участки свидетелем КАИ для фотографирования, суд считает неосновательными и ничем не подтвержденными. Кроме того, свидетель ЧЛИ, являвшаяся секретарем УИК № 930 пояснила, что агитационные плакаты с изображением кандидатов от «ЕДИНОЙ РОССИИ» имелись в здании по <адрес>, где расположен УИК № 930, лежали на столе для посетителей, еще до прихода КАИ

В то же время суд считает не подлежащими удовлетворению требования заявителя Украинцева И.С. о признании незаконным бездействие участковой избирательной комиссии № 936, выраженное в непринятии мер по устранению допущенных нарушений при размещении агитационных плакатов с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в местах, запрещенных законом, а именно в здании, где расположен избирательный участок № 936, незаконным по следующим основаниям.

Из представленной суду представителем заявителя фотографии, сделанной на УИК № 936, не усматривается, что в здании, где расположен избирательный участок № 936 по <адрес>, были размещены агитационные плакаты с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ». На представленной фотографии (л.д.41) изображен стенд с надписью: «Ты гражданин», изображением Президента Российской Федерации Медведева Д.А., герба Российской Федерации и флага Российской Федерации, а также изображением Губернатора Кемеровской области Тулеева А.Г., герба Кемеровской области и флага Кемеровской области.

Согласно показаниям свидетеля РСА, являвшегося председателем УИК № 936, информационный стенд с изображением фотографий Президента РФ Медведева Д.А. и Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева был размещен в здании школы , директором которой он является, задолго до проведения предвыборной кампании, а именно с момента открытия школы, для воспитания патриотизма в школьниках.

В соответствии с действующим законодательством о выборах понятие «предвыборная агитация» включает в себя совокупность действий, высказываний, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей голосовать за или против кандидата или списков кандидатов. При этом необходимо иметь в виду, что критерием отличия информации от агитации является то, что эти действия или высказывания имеют специальную цель – склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или наоборот, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. При этом необходимо учитывать осознанно агитационный характер такой деятельности (как компонент, необходимый признак агитации).

В связи изложенным суд считает, что стенд с надписью: «Ты гражданин», размещенный в здании школы , где был расположен избирательный участок № 936, не несет в себе смысловую нагрузку склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку конкретному кандидату или избирательному объединению, то есть не отвечает требованиям, установленным ст. 55 Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Кроме того, на данном стенде отсутствуют изображения десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», как указывает заявитель Украинцев И.С. в своем заявлении.

То, что портреты Тулеева А.Г. и Медведева Д.А., согласно показаниям свидетеля РСА, в день выборов были сняты с данного стенда, не может служить основанием для отнесения его к агитационным материалам.

Полномочия суда, принимающего решение по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, содержатся в частях 1 и 2 статьи 261 ГПК РФ.

Признав оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, суд удовлетворяет заявление и возлагает обязанность на указанные органы и лица восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Если обращение заявителя было обусловлено бездействием соответствующих органов или должностных лиц, то суд для обеспечения условий реализации избирательных прав и права на участие в референдуме своим решением обязывает их совершить определенные действия.

В связи с тем, что срок полномочий участковых избирательных комиссии № 925, № 930, № 931 в настоящее время истек, суд считает необходимым возложить обязанность восстановить нарушенные избирательные права заявителя на территориальную избирательную комиссию Тайгинского городского округа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Украинцева Игоря Сергеевича о защите избирательных прав удовлетворить частично.

Признать бездействие участковой избирательной комиссии № 925, выраженное в непринятии мер по устранению допущенных нарушений при размещении агитационных плакатов с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в местах, запрещенных законом, а именно в здании, где расположен избирательный участок № 925, незаконным.

Признать бездействие участковой избирательной комиссии № 930, выраженное в непринятии мер по устранению допущенных нарушений при размещении агитационных плакатов с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в местах, запрещенных законом, а именно в здании, где расположен избирательный участок № 930, незаконным.

Признать бездействие участковой избирательной комиссии № 931, выраженное в непринятии мер по устранению допущенных нарушений при размещении агитационных плакатов с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в местах, запрещенных законом, а именно в здании, где расположен избирательный участок № 931, незаконным.

В удовлетворении требований Украинцева Игоря Сергеевича о признании бездействия участковой избирательной комиссии № 936, выраженное в непринятии мер по устранению допущенных нарушений при размещении агитационных плакатов с изображением десяти кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, региональная группа № 44 (Кемеровская область), выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в местах, запрещенных законом, а именно в здании, где расположен избирательный участок № 936, незаконным, отказать.

Возложить на Территориальную избирательную комиссию Тайгинского городского округа обязанность восстановить в полном объеме нарушенные избирательные права Украинцева Игоря Сергеевича.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Тайгинский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2012 года.

Судья: /подпись/

Верно: судья Т.В. Цыганова

секретарь И.С.Платицына

2-103/2012 ~ М-79/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Украинцев Игорь Сергеевич
Другие
Территориальная избирательная комиссия
Кемеровское региональное отделение Политической партии "ЛДПР"
Избирательная комиссия КО
Суд
Тайгинский городской суд Кемеровской области
Судья
Цыганова Т.В.
Дело на сайте суда
taiginsky--kmr.sudrf.ru
27.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2012Передача материалов судье
28.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2012Подготовка дела (собеседование)
15.03.2012Подготовка дела (собеседование)
15.03.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2012Судебное заседание
12.04.2012Судебное заседание
20.04.2012Судебное заседание
05.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2012Дело оформлено
04.06.2012Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее