Дело № 2 - 5744/5-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2014 г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гасниковой О.Ю.,
при секретаре Кожевниковой Л.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анисимовой В.А. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании права на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда на территории Петрозаводского городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
Иск заявлен по тем основаниям, что Анисимова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отец Анисимовой В.А. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО1 решением Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. На основании Постановления Главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>, ранее в <данные изъяты> Пунктом 2 указанного Постановления за истцом закреплено право пользования муниципальным жилым помещением – комнатой № (по данным МКП «Петрозаводская паспортная служба» комната №) по адресу: <адрес> Истец находилась в <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, выбыла из учреждения до даты официального отчисления из состава воспитанников, в связи с тем, что планировала рождение ребенка. У истца родился ребенок ДД.ММ.ГГГГ, в отношении сына истец является матерью-одиночкой. Во время беременности и после рождения ребенка истец поживала у знакомых, проживание в жилом помещении, которое закреплено за истцом, невозможно. Истец обратилась с заявлением в Управление жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Ответчиком было отказано в удовлетворении данного требования по причине того, что она зарегистрирована в муниципальной комнате, и регистрация подтверждает реализованное право пользования закрепленного жилого помещения. Истец просит признать за ней право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда на территории Петрозаводского городского округа, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа направить в Министерство образования Республики Карелия сведения о ней для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Истец в судебном заседании поддержала указанные требования по основаниям, изложенным исковом заявлении.
Представитель органа опеки и попечительства над несовершеннолетними Администрации Петрозаводского городского округа Петропавловская Р.Е., действующая на основании доверенности, иск поддержала, в обоснование своей позиции сослалась на обстоятельства, изложенные в письменном отзыве.
Администрация Петрозаводского городского округа, будучи извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в суд не направила своего представителя, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, до начала судебного заседания представила письменные возражения.
Министерство образования Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено, представило письменный отзыв.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, свидетеля ФИО2 изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В судебном заседании установлено, что отец Анисимовой В.А. – ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ. Мать истца - ФИО1 решением Петрозаводского городского суда РК от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении истца.
На основании Постановления Главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>, ранее в <данные изъяты> Пунктом 2 указанного Постановления за истцом закреплено право пользования муниципальным жилым помещением – комнатой № (по данным МКП «Петрозаводская паспортная служба» комната №) по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ), дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничении в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, ограниченно дееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 4 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, в том числе, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 3 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в соответствии с п. 14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с частью 6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон РК) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по принятию решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с лицами, указанными в части 6 статьи 3 настоящего Закона (ст. 4 ч. 1 указанного Закона РК).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), который определяет правила предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей (пункт 1 Порядка).
Согласно п.2 Порядка лица, указанные в пункте 1 настоящего Порядка, включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (далее - список).
В Республике Карелия данный список формируется Министерством образования Республики Карелия на основании данных предоставленных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Форма списка утверждена Приказом Министерства образования РК от 12.02.2013 № 133.
Органы местного самоуправления в настоящее время не наделены никакими полномочиями как по формированию списка, так и по внесению каких-либо изменений, дополнений, в указанный список. На органы местного самоуправления возложена лишь обязанность по направлению информации (данных о гражданах) в органы исполнительной власти, в данном случае в Министерство образования Республики Карелия.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с Решением Петросовета от 27.12.2005 N XXV/XXV-256 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г. Петрозаводске» учетной нормой площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма считается 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Истец находилась в <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, выбыла из учреждения до даты официального отчисления из состава воспитанников, в связи с тем, что планировала рождение ребенка. У истца родился ребенок ДД.ММ.ГГГГ, в отношении сына истец является матерью-одиночкой. Ребенок зарегистрирован в жилом помещении, закрепленном за истцом. Во время беременности и после рождения ребенка истец поживала у знакомых, мать, лишенная родительских прав, проживает в комнате, которая закреплена за истцом, не пускает истца вселиться туда. Истец не желает совместно проживать с матерью по причине того, что последняя злоупотребляет спиртными напитками, устраивает скандалы, проживает в спорном жилом помещении с сожителем.
Истец обратилась с заявлением в Управление жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Ответчиком было отказано в удовлетворении данного требования по причине того, что она зарегистрирована в муниципальной комнате, и регистрация подтверждает реализованное право пользования закрепленного жилого помещения.
В настоящее время истец и ее несовершеннолетний ребенок зарегистрированы в закрепленной за истцом комнате, истец снимает жилье на основании договора коммерческого найма, планирует рождение второго ребенка.
Комната, закрепленная за истцом, имеет жилую площадь <данные изъяты> общая площадь, на которую имеет право истец, составляет <данные изъяты> в связи с чем, на каждого зарегистрированного в комнате (3 человека) приходится менее учетной нормы жилого помещения по г. Петрозаводску.
Таким образом, принимая во внимание положения Закона РФ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда на территории Петрозаводского городского округа, поскольку относится к указанной категории лиц, не является собственником жилого помещения, а ее проживание в закрепленном за ней жилом помещении невозможно по обстоятельствам, изложенным выше; на Администрацию Петрозаводского городского округа следует возложить обязанность направить в Министерство образования Республики Карелия сведения об Анисимовой В.А. для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Анисимовой В.А. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Анисимовой В.А. право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда на территории Петрозаводского городского округа.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа направить в Министерство образования Республики Карелия сведения об Анисимовой В.А. для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Анисимовой В.А. судебные расходы в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Петрозаводский городской суд РК в течение месяца с момента изготовления решения в полном объеме.
Судья О.Ю. Гасникова
Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2014