Дело № 2-2407/2020
59RS0007-01-2020-000299-39
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации.
06 октября 2020 года город Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи О.Г. Князевой,
при секретаре судебного заседания Бакановой А.В.,
с участием представителя истца, - ст. помощника прокурора Свердловского района г. Перми Цилинской Ю.А.,
представителя ответчика, - Кравчено О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Прокурора г. Губахи в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к ПАО «Пермская энергосбытовая копания» о возложении обязанности обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Губахи, действующий в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском ПАО «Пермэнергосбыт» о возложении обязанности обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры. В обоснование исковых требований указал, что Прокуратурой г. Губахи в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности Губахинского отделения ПАО «Пермэнергосбыт», расположенного по адресу: <адрес>, и предназначенном для осуществления ПАО «Пермэнергосбыт» функций обслуживания населения по заключению договоров на поставку электроэнергии гражданам, прием платежей за коммунальные услуги.
По результатам проверки установлено, что указанное помещение не отвечает требованиям доступности для инвалидов и маломобильных групп населения. Несоблюдение законодательства о социальной защите инвалидов в РФ приводит к нарушению прав инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресло-коляску, инвалидов по зрению на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры – нежилое помещение, предназначенное для осуществления ПАО «Пермэнергосбыт» функций обслуживания населения по заключению договоров на поставку электроэнергии гражданам, прием платежей за коммунальные услуги, и тем самым нарушает конституционные права и интересы неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На основании вышеизложенного, с учетом представленного в порядке ст. 35 ГПК РФ уточненного иска, просит суд возложить на ПАО «Пермэнергосбыт» обязанность осуществить следующие мероприятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ: оборудовать помещение ПАО «Пермэнергосбыт», расположенное по адресу: <адрес>, подъемным устройством в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001); привести в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) наружную лестницу в помещение ПАО «Пермэнергосбыт», расположенное по адресу: <адрес>; оборудовать входную площадку в помещение ПАО «Пермэнергосбыт», расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 6.1.4 Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001); привести тамбуры помещения ПАО «Пермэнергосбыт», расположенного по адресу: <адрес> соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001); привести расположение касс и окна операторов, находящихся в помещении ПАО «Пермэнергосбыт», расположенном по адресу: <адрес>, в соответствие с п. 8.1.7 Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
Представитель истца в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме; доводы искового заявления поддержал. Суду пояснил, что ответчик, как собственник нежилого помещения, в рамках проведения реконструкции входной группы помещения должен самостоятельно инициировать перед ТСЖ собрание всех собственников дома.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Считает, что к решению вопроса о проведении реконструкции должны быть привлечены все собственники земельного участка, на котором необходимо произвести реконструкцию входной группы помещения ответчика. Помещение ответчика расположено в девятиэтажном многоквартирном <адрес> года постройки, то есть оно не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкция, модернизацию объектом, как указано в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ, Своде правил СП 59.13330.2016.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные документы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 Закона, реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним условий для беспрепятственного доступа к объектам нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам социального и иного назначения.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из положений ст. 296 Гражданского кодекса РФ, учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением имущества.
В силу ст. 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон - не круче 1:20 (5%).
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил, ширина лестничных маршей внешних лестниц на участках проектируемых зданий и сооружений должна быть не менее 1,35 м. Для таких лестниц на перепадах рельефа ширину проступей следует принимать от 0,35 до 0,4 м (или кратно этим значениям), высоту подступенка - от 0,12 до 0,15 м. Все ступени лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон ступеней должен быть не более 2%.
Не следует применять на путях движения инвалидов и МГН ступеней с открытыми подступенками.
В марше внешней лестницы должно быть 3-12 ступеней. Недопустимо применение одиночных ступеней, которые должны заменяться съездами.
На проступях краевых ступеней лестничных маршей должны быть нанесены одна или несколько полос, контрастных с поверхностью ступени, (например, желтого цвета), имеющие общую ширину в пределах 0,08-0,1 м. Расстояние между контрастной полосой и краем проступи - от 0,03 до 0,04 м.
В силу п. 6.1.4 Свода правил входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь навес, водоотвод и, в зависимости от местных климатических условий, подогрев поверхности покрытия маршей лестницы и пандуса. Размеры входной площадки с пандусом - не менее 2,2х2,2 м.
В соответствии с п. 6.1.8 Свода правил глубина тамбуров и тамбур-шлюзов при прямом движении и одностороннем открывании дверей должна быть не менее 2,45 м. при ширине не менее 1,6 м. При последовательном расположении навесных дверей необходимо обеспечить, чтобы минимальное свободное пространство между ними было не менее 1,4 м. плюс ширина полотна двери, открывающейся внутрь междверного пространства.
Пунктом 8.1.7 Свода правил установлено, что поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окон касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями-инвалидами на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,80-0,85 м. над уровнем пола. Ширина и высота проема для ног должна быть не менее 0,75 м., глубина - не менее 0,5 м.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур <адрес>» к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения и организации (театры, кинотеатры, концертные залы и площадки, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и другие); учреждения и организации образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; общественные и производственные здания, финансово-банковские учреждения и организации; объекты торговли, торговые и торгово-развлекательные комплексы; гостиницы и иные здания, предназначенные для временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территориях объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, предназначенные для обслуживания населения; станции и остановки всех видов городского, пригородного и междугородного общественного транспорта, объекты придорожного сервиса; здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей, светофоры; другие объекты, здания, строения и сооружения, предназначенные для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
В соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК органы государственной власти <адрес>, органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, организации независимо от их организационно-правовых форм в пределах установленных полномочий обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе, с использованием кресла-коляски.
Судом установлено, что на основании заявления ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Прокурором г. Губахи проведена проверка в отношении объекта ПАО «Пермэнергосбыт», расположенного по адресу: <адрес>.
Актом осмотра Отдела градостроительства управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что помещение объекта ПАО «Пермэнергосбыт», расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр., а именно: <данные изъяты>
В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ собственником <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> является ОАО «Пермская энергосбытовая компания».
Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе представителей ПАО «Пермэнергосбыт», Прокуратуры г. Губахи, Отдела градостроительства управления строительства и ЖКХ администрации городского округа «Город Губаха», ООО «Управляющая компания «Городской уют» пришла к выводу о необходимости для обеспечения доступности объекта для инвалидов и иных маломобильных групп населения в соответствии с актуализированной редакцией СниП 35-01-2001, в целях недопущения ухудшения условий проживания и передвижения жильцов жилого дома и других граждан, входную группу привести в соответствие с нормативными требованиями путем установки подъемного устройства.
Таким образом, ПАО «Пермэнергосбыт» является объектом социальной инфраструктуры. Однако в нарушение требований действующего законодательства им не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в здание, чем существенно нарушены права данной категории лиц на достойную жизнь и свободное развитие. Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось. Несмотря на установленную действующим законодательством обязанность ответчика обеспечить установку пандуса, отвечающего требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", такая установка ответчиком не обеспечена. При этом ссылка ответчика на то, что здание построено в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ранее действующим законодательством, которым не было предусмотрено его оборудование специальными приспособлениями, не свидетельствуют о необоснованности требований Прокурора. Данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения требований закона по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Является необоснованным и довод ответчика о неправильном применении к спорным правоотношениям требований СНиПа 35-01-2001, которые, по его мнению, распространяются лишь на проектирование, строительство и реконструкцию зданий, поскольку само по себе отсутствие плана реконструкции здания не свидетельствует о невозможности исполнения собственником здания либо лицом, владеющим им на праве оперативного управления возложенной на него законом обязанности и не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований Прокурора. При этом суд принимает доводы стороны истца о том, что ответчик, как собственник нежилого помещения, имеет возможность самостоятельно инициировать общее собрание собственников для разрешения вопроса о проведении реконструкции данного здания.
Таким образом, удовлетворяя требования Прокурора г. Губахи, суд принимает доводы истца и считает необходимым возложить на ПАО «Пермэнергосбыт» обязанность осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующие мероприятия:
- оборудовать помещение ПАО «Пермэнергосбыт», расположенное по адресу: <адрес>, подъемным устройством в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001);
- привести в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) наружную лестницу в помещение ПАО «Пермэнергосбыт», расположенное по адресу: <адрес>;
- оборудовать входную площадку в помещение ПАО «Пермэнергосбыт», расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 6.1.4 Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001);
- привести тамбуры помещения ПАО «Пермэнергосбыт», расположенного по адресу: <адрес> соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001);
- привести расположение касс и окна операторов, находящихся в помещении ПАО «Пермэнергосбыт», расположенном по адресу: <адрес>, в соответствие с п. 8.1.7 Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора <адрес> в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к ПАО «Пермская энергосбытовая копания» о возложении обязанности обеспечить доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.
Возложить на ПАО «Пермэнергосбыт» обязанность осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующие мероприятия:
- оборудовать помещение ПАО «Пермэнергосбыт», расположенное по адресу: <адрес>, подъемным устройством в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001);
- привести в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) наружную лестницу в помещение ПАО «Пермэнергосбыт», расположенное по адресу: <адрес>;
- оборудовать входную площадку в помещение ПАО «Пермэнергосбыт», расположенное по адресу: <адрес>, в соответствии с п. 6.1.4 Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001);
- привести тамбуры помещения ПАО «Пермэнергосбыт», расположенного по адресу: <адрес> соответствие с п. ДД.ММ.ГГГГ Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001);
- привести расположение касс и окна операторов, находящихся в помещении ПАО «Пермэнергосбыт», расположенном по адресу: <адрес>, в соответствие с п. 8.1.7 Свода правил Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001).
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 30.10.2020.
Судья: О.Г. Князева