63RS0039-01-2021-004681-51
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 августа 2021 года <адрес>
<адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Тимошенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-3409/2021 по административному исковому заявлению Агафоновой М. П. к Департаменту градостроительства <адрес> о признании незаконным распоряжения,
установил:
Агафонова М.П. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства <адрес> о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
В обоснование заявления указано, что административный истец, является ветераном Великой Отечественной войны, в соответствии с <адрес> «О земле» Агафонова М.П. обратилась в Департамент градостроительства <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, по адресу: <адрес>, участок б/н, в границах кадастрового квартала № площадью 1217 кв.м. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1125 в согласовании отказано со ссылкой на содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности <адрес> сведения о том, что часть образуемого земельного участка расположена в береговой полосе водных объектов.
Агафонова М.П. с данным отказом не согласна, указывая, что никакого водного объекта на территории земельного участка не существует.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1125 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена; обязать Департамент градостроительства <адрес> возобновить рассмотрение её заявления о перераспределении земельных участков, а также обязать Департамент градостроительства <адрес> принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность, на который не разграничена по адресу: <адрес>, участок б/н, в границах кадастрового квартала №, площадью 1217 кв.м.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель Департамента градостроительства <адрес> иск не признала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Привлеченные по определению суда представители заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно ч. 4 ст. <адрес> «О земле» в городских округах с численностью населения от 100 тысяч человек, в муниципальных районах с численностью населения от 200 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов), а также вдовам (вдовцам), родителям умерших (погибших) Героев С. С., Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы. Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что административный истец является ветераном Великой Отечественной Войны, что подтверждается копией удостоверения серия ВВ №.
В июне 2021 г. административный истец обратилась в Департамент градостроительства <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка в собственность бесплатно, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, участок б/н. Согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка предполагается образование земельного участка площадью 1217 кв.м.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1125 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ), в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, образуемый земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта.
В соответствии с подп.1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п.12 ст.1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ береговые полосы водных объектов общего пользования являются территориями общего пользования и не могут передаваться в частную собственность.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах береговой полосы водного объекта (озеро), что подтверждается выпиской из ИСОГД г.о. Самара.
Вместе с тем, согласно информации, предоставленной на запрос суда Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы, вне прибрежной защитной полосы, вне водоохранной зоны водных объектов.
Аналогичные сведения были предоставлены административному ответчику в рамках межотраслевого взаимодействия, согласно которым Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> сообщает, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 1217 кв.м. находится вне береговой полосы, вне прибрежной защитной полосы, вне водоохранной зоны водных объектов.
Таким образом, имеются противоречия между сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, и сведениями, которыми располагает Министерство.
Согласно части 1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями названного кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 57 Градостроительного кодекса РФ ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется в том числе органами местного самоуправления городских округов в пределах своей компетенции путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета, хранения и размещения предусмотренных ч. 4 ст. 56 Кодекса сведений, документов и материалов в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Из приведенных положений следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя первичную информацию в виде сведений о документах, материалах, размещаемых в данной системе в неизмененном виде, как результат их упорядочения, обработки, систематизации, учета, сбора, документирования, актуализации.
Административным ответчиком не предоставлена информация о первичных документах, на основании которых в ИСОГД внесены данные о расположении земельного участка в пределах береговой полосы, не представлены доказательства соответствия содержащихся в ИСОГД сведений таким документам.
Напротив, по данным уполномоченного органа, испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохранной зоны водных объектов.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в соответствии с Положением, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N528, осуществляет управление в области использования и охраны водных объектов, расположенных на территории <адрес> (п.2.1 Положения). В том числе, к ведению Министерства относится установление местоположения береговой линии всех водных объектов на территории <адрес>, за исключением Саратовского и Куйбышевского водохранилищ (п.5 Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377). Следовательно, информация Министерства о наличии или отсутствии береговых полос водных объектов носит преимущественный характер.
При таких обстоятельствах, поскольку административным ответчиком не представлено бесспорных доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в пределах береговой полосы водного объекта, суд приходит к выводу, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному основанию не соответствует закону.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1125 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования последнего о признании распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельный участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Агафоновой М. П. к Департаменту <адрес> удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1125 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.
Обязать Департамент градостроительства <адрес> в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Агафоновой М. П. от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам <адрес> областного суда через <адрес> районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья: