Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-23147/2021 от 08.06.2021

Судья: <ФИО>2 Дело <№...>

2-1366/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<Адрес...> 07 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи <ФИО>6,

судей <ФИО>7 <ФИО>5,

при ведении протокола помощником судьи <ФИО>4,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе <ФИО>1 на решение Центрального районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...>,

по делу по исковому заявлению <ФИО>1 к Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Сочи о признании отказа в возобновлении компенсации расходов на оплату ЖКУ незаконным и обязании произвести перерасчет сумм компенсации расходов на оплату ЖКУ,

заслушав доклад судьи о содержании обжалуемого решения суда и апелляционной жалобы, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

<ФИО>1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Сочи, о признании отказа в возобновлении компенсации расходов на оплату ЖКУ незаконным и обязании произвести перерасчет сумм компенсации расходов на оплату ЖКУ.

В последующем, истцом были уточнены исковые требования, истец просит признать отказ УСЗН <Адрес...> в возобновлении компенсации расходов на оплату услуг МУП «СТЭ» незаконным; обязать УСЗН <Адрес...> компенсировать расходы в размере 50% по отплате ЖКХ, взысканные Сбербанком по Решению суда: <...> руб.; в силу ч. 6 ст. 157 ЖК РФ, п. 155(1) Правил 354 взыскать в его пользу штраф за нарушение порядка расчетов в размере 50% от невыплаченной суммы компенсации: <...> руб.; в силу ч.6 ст. 13 ФЗ <№...> взыскать с УСЗН <Адрес...> штраф в его пользу в размере 50% от присужденной суммы: <...> руб. Всего сумма взыскании и штрафа: <...> руб.; обязать УСЗН <Адрес...> возобновить компенсацию расходов по оплате услуг МУП «СТЭ»; в силу ст. 15 ФЗ <№...> взыскать с УСЗН <Адрес...> компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; освободить от уплаты госпошлины в силу ч.3 ст. 17 ФЗ О защите прав потребителей.

Решением Центрального районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> в удовлетворении заявленных требований <ФИО>1, отказано.

Не согласившись с данным решением, <ФИО>1 подал апелляционную жалобу, к которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывая что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах, судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение отменить и принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.

К такому выводу судебная коллегия пришла по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от <Дата ...> <№...> «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

При разрешении настоящего дела по существу судом первой инстанции разъяснения Высшего судебного органа, равным образом, как и требования норм как процессуального, так и материального права не соблюдены.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции указал, что истцом не предоставлено допустимых, относимых и достоверных доказательств обоснованности заявленного требования, поскольку в связи с имеющейся задолженностью по оплате коммунальных услуг решением УСЗН <Адрес...> приостановлено осуществление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, при этом <ФИО>1 в управление так и не предоставил никаких документов для рассмотрения вопроса о возобновлении выплаты компенсации на ЖКУ.

Однако с данным выводом суд первой инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") в целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации предусмотрены меры социальной защиты инвалидов.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

К числу мер социальной поддержки инвалидов Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" отнесено в том числе предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата ...> <№...> "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...> <№...> установлен порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае.

Судом установлено, что <ФИО>1, <Дата ...> года рождения, в базе данных управления социальной защиты населения в Центральном внутригородском районе города-курорта Сочи (далее - управление) значится зарегистрированным по адресу: <Адрес...>, как инвалид 3 группы вследствие чернобыльской катастрофы, проживающий в 3-х комнатной квартире, общей площадью 66,00 кв.м.

Согласно базы данных пенсионного фонда является получателем пенсии в размере 31 272,82 рублей, и получателем ежемесячной денежной выплаты в размере 4 044,06 рублей.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <ФИО>1 осуществлялась ежемесячная денежная выплата.

Через управление <ФИО>1 является получателем:

ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <№...> от <Дата ...>, размер выплаты с <Дата ...> - 4 256,75 рублей;

компенсации на приобретение продовольственных товаров в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <№...> от <Дата ...>, размер выплаты с <Дата ...> -1017,93 рублей;

ежегодной компенсация за вред здоровью в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <№...> от <Дата ...>, размер выплаты в 2021 году составляет - 1351,98 рублей;

ежегодной денежной выплаты отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, и их семьям в соответствии с Законом Краснодарского края № 1209-КЗ от <Дата ...> «О ежегодной денежной выплате отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационным воздействиям, и их семьям», размер выплаты в 2021 году составляет - 2 092,00 рублей.

<ФИО>1 выплачивается компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер выплаты в феврале 2021 г. составил 125,13 рублей, компенсация предоставляется на оплату за капитальный ремонт и газ, за остальные услуги имеются долги.

Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Из изложенных выше нормативных положений, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует:

1. Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления этой меры социальной поддержки.

2. Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.

3. Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.

4. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

5. При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.

Судом первой инстанции рассматривающим дело по требованиям <ФИО>1, являющегося инвалидом III группы и имеющего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, о проверке законности действий уполномоченного органа по приостановлению предоставления ему меры социальной поддержки в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, не учтены положения приведенных выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не допускающих приостановление предоставления мер социальной поддержки при отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг менее чем за 3 месяца и не предусматривающих возможность приостановления предоставления названной меры социальной поддержки, если задолженность имеет место, но она образовалась по уважительной причине.

Информация о задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг поступает в управление социальной защиты населения от жилищно-коммунальных организаций в электронном виде на основании заключенных с ними соглашений о взаимодействии и информационном обмене либо из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Выплата компенсации на ЖКУ приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили сведения о неуплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Из представленных ответов УСЗН на обращения <ФИО>1, от <Дата ...> за <№...>, от <Дата ...> за <№...>, следует, что в период с 19 по <Дата ...> в управление поступили сведения с ООО УК «РЭО - 7» о наличии задолженности у <ФИО>1 по оплате за содержание, в связи с чем, с <Дата ...> выплата компенсации за содержание приостановлена. Также, в период с 19 по <Дата ...> в управление поступили сведения с МУП «Водоканал» о наличии задолженности у истца по оплате за канализацию, в связи с чем, с <Дата ...> выплата компенсации за канализацию приостановлена. В этот же период поступили сведения из МУП «Сочитеплоэнерго» о наличии задолженности у заявителя по оплате за горячую воду, в связи с чем, с <Дата ...> выплата компенсации за горячую воду приостановлена. Также, с <Дата ...> была приостановлена компенсация за мусор (сведения о задолженности были предоставлены МУП «САХ»), и за свет (сведения о задолженности были предоставлены ПАО «ТНС энерго Кубань»). На основании сведений, предоставленных в управление из МУП «Водоканал» в период с 19 по <Дата ...>, о наличии задолженности за холодную воду, выплата компенсации была приостановлена с <Дата ...> А также, с <Дата ...> приостановлена выплата компенсации за электроэнергию, согласно сведений, поступивших в управление из МУП «Сочитеплоэнерго» в период с 19 по <Дата ...> о наличии долгов за оплату за электроэнергию.

Однако, суд первой инстанции не установил, имелась ли у <ФИО>1 задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг более чем за три месяца, сведения о наличии которой были указаны в ответах на обращения УСЗН.

Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что в материалах дела имеется сведения о погашении задолженности (л.д.18), в связи с чем вывод суда об отказе в удовлетворении требований о признании отказа УСЗН <Адрес...> в возобновлении компенсации расходов <ФИО>1 является неправомерным.

Поскольку задолженность, которая послужила основанием для прекращения предоставления <ФИО>1 мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, предусмотренных положениями ст. 17 Федерального закона от <Дата ...> № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" была погашена, УСЗН <Адрес...> было обязано возобновить ежемесячную денежную компенсацию.

Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования в части взыскания штрафа за нарушение порядка расчетов на основании ч.6 ст.157 ЖК РФ и п.155(1) Правил <№...>, а также штрафа на основании ч.6 ст. 13 ФЗ <№...> не подлежат удовлетворению, поскольку на данные правоотношения не распространяются указанные нормы права.

Судебная коллегия также находит неправомерным вывод судебных инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований <ФИО>1 о компенсации морального вреда по мотиву того, что со стороны ответчика не допущено действий, нарушающих личные неимущественные права истца.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата ...> <№...> "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата ...><№...> "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Согласно статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН <Дата ...>) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренная Федеральным законом от <Дата ...> № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законов Краснодарского края от <Дата ...> <№...>-КЗ "О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и от <Дата ...> <№...>-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...> <№...> "О порядке предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае", относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено <ФИО>1 в связи с неправомерными действиями УСЗН города-курорта Сочи по приостановлению предоставления ему мер социальной поддержки, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Также к спорным отношениям применимы нормы Федерального закона от <Дата ...> № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно части 1 статьи 16 которого гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления и должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Таким образом, в настоящем деле суд первой инстанции неправильно истолковал и применил к спорным отношениям нормы материального права, регулирующие отношения по компенсации морального вреда, причиненного гражданину, вследствие чего пришел к ошибочному выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения <ФИО>1 такого вреда.

Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия, отменяя обжалуемое решение, считает необходимым принять по делу новое решение, которым исковые требования <ФИО>1 удовлетворить частично.

Руководствуясь ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Центрального районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> - отменить.

Принять по делу новое решение, которым:

Исковые требования <ФИО>1 к Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Сочи о признании отказа в возобновлении компенсации расходов на оплату ЖКУ незаконным и обязании произвести перерасчет сумм компенсации расходов на оплату ЖКУ, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Сочи <ФИО>1 в возобновлении компенсации расходов на оплату услуг МУП «СТЭ».

Взыскать с Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в городе-курорте Сочи в пользу <ФИО>1 компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Председательствующий:

Судьи:

33-23147/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Фоменко Виктор Васильевич
Ответчики
Управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики КК в центральном районе г.Сочи
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Старосельская Ольга Валерьевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
08.06.2021Передача дела судье
07.07.2021Судебное заседание
12.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее