Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-413/2015 ~ М-387/2015 от 24.07.2015

Дело № 2-413/2015 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нижний Ломов                                      31 июля 2015 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Барановой О.И.,

при секретаре судебного заседания Корнеевой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению (жалобе) Караулова А. В. о признании незаконным бездействия сотрудников МО МВД России «Башмаковский» по Пензенской области,

установил:

Караулов А.В. обратился в суд с заявлением (жалобой) о признании незаконным бездействия сотрудников МО МВД России «Башмаковский» по Пензенской области, выразившегося в оставлении поданного заявления о пропаже транспортного средства без удовлетворения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ его представителем, действующим на основании доверенности, подано заявление с просьбой провести проверку факта пропажи принадлежащего заявителю транспортного средства марки ВАЗ-<данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, свидетельство о регистрации 58 <данные изъяты>, идентификационный номер (VIN) <данные изъяты>, которое якобы осенью ДД.ММ.ГГГГ было изъято сотрудниками ДПС МО МВД России «Башмаковский», и о данном факте и месте нахождения которого, ему как собственнику транспортного средства никаких сообщений и уведомлений не поступало. До настоящего времени поданное заявление, зарегистрированное в установленном порядке, о чем выдан талон - уведомление , оставлено без удовлетворения. Считает, что бездействие сотрудников МО МВД России «Башмаковский» по Пензенской области нарушает его гражданские права собственника, защита которых гарантирована Конституцией РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, ч. 1 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ просит признать незаконным бездействие сотрудников МО МВД России «Башмаковский» по Пензенской области, выразившееся в оставлении поданного заявления без удовлетворения.

В судебное заседание заявитель Караулов А.В. не явился, о слушании дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель заявителя Караулова А.В. Шишлов А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Представитель органа государственной власти, чьи действия оспариваются, МО МВД России «Башмаковский» по Пензенской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 53 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, государственного и муниципального органа, общественного объединения, религиозной и иной организации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В соответствии с разъяснениями указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 7, в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно - процессуального права; вместе с тем могут быть оспорены действия должностных лиц, совершенные ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и не подлежащие обжалованию в порядке уголовного судопроизводства.

Поскольку полномочия рассмотрения заявления о проведении проверки по факту установления местонахождения (пропажи) транспортного средства в данном случае не связаны с осуществлением уголовного преследования в досудебном производстве, заявление Караулова А.В. о признании незаконным бездействия сотрудников МО МВД России «Башмаковский» по Пензенской области в части нарушения процессуальных сроков рассмотрения его заявления и оставления его без удовлетворения подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу ст. ст. 9, 10 указанного Закона обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения граждан.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (ч. 2 ст. 12 Закона).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются следующие обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.

Прием заявлений и обращений граждан сотрудниками полиции осуществляется в соответствии с инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях", утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 N 736.

Согласно пункту 1 инструкция устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, должностных и иных лиц о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Пунктом 4 определено, что регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях осуществляется путем присвоения каждому принятому (полученному) заявлению (сообщению) очередного порядкового номера Книги учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и фиксации в ней кратких сведений по существу заявления (сообщения).

Согласно п. 14.2. на принятом заявлении о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии сотрудник органов внутренних дел в обязательном порядке указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию и заверяет эти сведения своей подписью.

На основании п. 65 о результатах рассмотрения заявления (сообщения) о происшествии, когда данные, указывающие на признаки преступления, событие административного правонарушения, не обнаружены, сотрудником органов внутренних дел, осуществляющим рассмотрение заявления (сообщения) о происшествии, либо иным сотрудником, назначенным руководителем (начальником) территориального органа МВД России, составляется рапорт на имя руководителя (начальника) территориального органа МВД России. Руководитель (начальник) территориального органа МВД России в течение суток принимает решение о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к номенклатурному делу, прилагаемому к КУСП.

В силу п. 67 указанной инструкции принятые в дежурной части непосредственно от заявителя или лица, представляющего его интересы, письменные обращения, не содержащие заявления о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, с поручением руководителя (начальника) территориального органа МВД России передаются в подразделение делопроизводства для регистрации, учета и рассмотрения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с обращениями граждан. В графе 9 КУСП делается отметка о дате и номере регистрации обращения в подразделении делопроизводства.

Из материалов дела следует, что Караулов А.В. является собственником транспортного средства ВАЗ-<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, регистрационный знак <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о регистрации ТС <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Караулов А.В. в лице своего представителя по доверенности Шишлова А.В. обратился в отдел МВД России по Башмаковскому району с заявлением о проведении проверки по факту пропажи принадлежащего ему транспортного средства марки ВАЗ-<данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>.

Указанное заявление зарегистрировано дежурным отдела МВД России по Башмаковскому району за в этот же день, о чем свидетельствует штамп на заявлении и талон-уведомление , датированные ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно по данному факту отобрано объяснение представителя Караулова А.В. Шишлова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по Башмаковскому району ст. лейтенантом полиции ФИО1 на имя врио начальника ОМВД России по Башмаковскому району подполковника полиции ФИО2 подан рапорт о поступлении в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ заявления от Караулова А.В. о проведении проверки по факту пропажи его автомобиля.

ДД.ММ.ГГГГ исх. Караулову А.В. дан письменный ответ на указанное заявление о пропаже автомашины ВАЗ <данные изъяты> р/з <данные изъяты> с разъяснением того, что по его общению была проведена проверка, в ходе которой установлено, что принадлежащая ему автомашина находится на специализированной стоянке ООО <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Копия данного письменного ответа, в котором по существу содержатся сведения о нахождении автомашины заявителя, была представлена в материалы дела представителем заявителя, следовательно, была получена им ранее, что заявителем не оспаривалось.

Таким образом, основания для признания факта бездействия со стороны сотрудников МО МВД России «Башмаковский» по Пензенской области по рассмотрению заявления Караулова А.В. отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в суде необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Согласно статье 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности (статья 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1).

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой статьи 2 органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи (статья 2 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1).

В статье 5 Закона РФ от 27 апреля 1993 года N 4866-1 установлены сроки обращения в суд с жалобой: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Следовательно, в отличие от статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая устанавливает общий трехмесячный срок на подачу заявления, статья 5 приведенного закона содержит два возможных временных периода, в течение которых гражданин может обратиться в суд. Связано это с тем, какой способ защиты нарушенных прав и свобод избирает гражданин.

Так, гражданин, решив, что его права и свободы нарушены, может непосредственно обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев или - сначала обратиться в вышестоящий орган или к должностному лицу и в случае отказа в удовлетворении его жалобы (неполучения ответа в месячный срок после подачи жалобы) - обратиться с заявлением в суд в течение одного месяца.

В этом случае месячный срок исчисляется с момента получения гражданином письменного отказа в удовлетворении его просьбы. Если же гражданин не получил ответа на свою просьбу, месячный срок для подачи заявления в суд исчисляется со дня, следующего за днем, когда истек месячный срок для ответа гражданину на его просьбу.

Как указано в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", заявителю принадлежит право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод.

Однако вне зависимости от выбранного порядка гражданину должна быть гарантирована возможность осуществления судебной защиты своих прав и свобод в пределах сроков, установленных законом.

Таким образом, ответ на заявление был получен Карауловым А.В. в установленный законом месячный срок, а заявление (жалоба) об оспаривании бездействия сотрудников МО МВД России «Башмаковский» в суд было подано только ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного срока.

При этом доказательств уважительности причин пропуска срока заявитель и его представитель не представили, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявляли.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что срок обращения в суд пропущен Карауловым А.В. без уважительных причин, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении заявления Караулова А. В. о признании незаконным бездействия сотрудников МО МВД России «Башмаковский» по Пензенской области, выразившегося в оставлении без удовлетворения поданного им заявления о пропаже транспортного средства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                                                                 О.И. Баранова

2-413/2015 ~ М-387/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Караулов Александр Вячеславович
Другие
МО МВД России " Башмаковский" по Пензенской области
Суд
Нижнеломовский районный суд Пензенской области
Судья
Баранова Ольга Ивановна
Дело на сайте суда
nizhnelomovsky--pnz.sudrf.ru
24.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2015Передача материалов судье
27.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.07.2015Подготовка дела (собеседование)
29.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2015Судебное заседание
31.07.2015Судебное заседание
31.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2015Дело оформлено
01.04.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее