РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2019 года
город Москва Дело № 2-1866/19
Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Сурниной М.В., при секретаре Рысбекове Р.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Севастьянова * к Департаменту городского имущества города Москвы, Золотько * о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону, по встречному иску Департамента городского имущества города Москвы к Севастьянову *, Золотько * о признании права собственности на квартиру в порядке наследования по закону,
установил:
Севастьянов * обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества города Москвы, Золотько * о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону на квартиру, расположенную по адресу: *, по основаниям пропуска срока для принятия наследства по уважительным причинам, указывая на то, что является наследником по закону пятой очереди к имуществу Сасикова *. .
Департаментом городского имущества предъявлены встречные исковые требования о признании права собственности на выморочное имущество - квартиру, расположенную по адресу*, по основания пропуска наследниками по закону срока для принятия наследства без уважительных причин.
Истец Севастьянов * в суд не явился, извещен, уполномочил на участие в деле представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ.
Представители истца Рудавина *., Бессонов *., действующие на основании ордера и доверенности в судебном заседании подержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске и письменных объяснениях на иск, встречный иск не признали.
Представитель ответчика ДГИ города Москвы по доверенности Куприянова * в судебном заседании поддержала встречные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, исковые требования Севастьянова * не признала, указывая на то, что срок пропущен без уважительных причин.
Ответчик Золотько * в судебное заседание не явился, извещался судом, об уважительных причинах неявки не сообщил.
Дело с учетом положения ст. 165.1 ГК РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что * года умер Сасиков *, о чем 18 июля 2017 года органом ЗАГС Москвы № 64 МФЦ района Москворечье Сабурово составлена запись акта о смерти № *.
После смерти Сасикова * открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: *.
23 ноября 2017 года к нотариусу с заявлением о принятии наследства обратился Золотько * с заявлением о принятии наследства по всем основаниям, в том числе по завещанию.
Иные наследники в установленный законом срок к нотариусу не обращались.
16 января 2019 года с заявлением о принятии наследства по закону после смерти Сасикова * обратился истец Севостьянов *
Свидетельство о праве на наследство нотариусом не выдавалось, экземпляр завещания Сасикова * представлен не было, документов в подтверждение факта родственных отношений Золотько * и Сасикова * материалы наследственного дела не содержат.
На дату смерти Сасикову * принадлежала квартира, расположенная по адресу: *, на основании договора передачи № *от 14 мая 1992 года, в которой последний был зарегистрирован по месту жительства.
26 марта 2019 года истец обратился в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на спорную квартиру в порядке наследования по закону, указывая на то, что является двоюродным внуков наследодателя, т.е. наследником по закону пятой очереди, о смерти наследодателя ему стало известно лишь 16 января 2019 года, срок для принятия наследства для него как наследника пятой очереди истекал 25 ноября 2018 года, с заявлением о принятии наследства истец обратился 19 января 2019 года, в период с ноября 2018 года неоднократно обращался к нотариусу, но заявление о принятии наследства не было подано ввиду отсутствия документов о смерти наследодателя, факт обращения подтвержден справкой нотариуса, с января 2019 года по поручения истца погашена задолженность по оплате жилищных и коммунальных услуг.
В подтверждение родственных отношений истец указывал на то, что матерью наследодателя является гр. Сасикова *, умершая * года, отцом – Сасиков *.
Сестра Сасикова * Лаужина (до заключения брака Сасикова) *, * года рождения, родителями которой в свидетельстве о рождении указаны Сасиков *, Сасикова *, умерла * года (л.д. 16-17).
Дочь Лаужиной (до заключения брака Сасиковой) * Лаужина (после заключения брака Севастьянова) *, мать истца Севостьянова, умерла *.
При жизни мать истца Севастьянова (до заключения брака Лаужина Е.А.) с заявлением о принятии наследства после смерти Сасикова * не обращалась.
Иных наследников нет. Факт родственных отношений наше свое документальное подтверждение.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина, днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
В соответствии с положениями статьи 1141 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя; внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
По правилам статьи 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы) наследуют по праву представления.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1145 ГК РФ, если нет наследников первой, второй и третьей очереди, право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой и пятой степени родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей; степень родства определяется числом рождений, отделяющих родственников одного от другого. Рождение самого наследодателя в это число не входит. Согласно пункту 2 статьи 1145 ГК РФ, призываются к наследованию: в качестве наследников в качестве наследников пятой очереди призываются родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки).
В ст. 1154 ГК РФ установлены общий и специальные сроки принятия наследства.
В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с ч. 3 ст. 1154 ГК РФ, лица, для которых право наследования возникает только вследствие непринятия наследства другим наследником, могут принять наследство в течение трех месяцев со дня окончания срока, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
При исчислении сроков принятия наследства суд руководствуется разъяснениями, изложенными в п. 38 Постановления Пленума о наследовании. Исчисление сроков принятия наследства подчиняется общим положениям о сроках, установленным в гл. 11 ГК РФ. Соответственно, течение указанных сроков принятия наследства начинается согласно ст. 191 ГК РФ на следующий день после календарной даты, которой определяется возникновение у наследников права на принятие наследства.
В рассматриваемом случае наследство, открывшееся 25 мая 2017 года при отсутствии наследников по завещанию и наследников по закону первой очереди, могло быть принято наследником второй очереди по праву представления, т.е. матерью истца, до 25 ноября 2017 года, а истцом - наследником пятой очереди, вследствие неприятия наследства наследником по закону второй очереди – матерью истца, и при отсутствии наследников по закону третьей и четвертой очередей, - в течение трех месяцев - с 26 ноября 2017 года по 25 февраля 2018 года. При указанных обстоятельствах доводы стороны истца о том, что срок для принятия наследства исчисляется для него с 26 августа 2018 года по 25 ноября 2018 года не может быть признан состоятельным.
В силу пункта 1 статьи 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Таким образом, для удовлетворения заявления о восстановлении срока на принятие наследства необходимо, чтобы наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, либо пропустил срок по другим уважительным причинам и обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причин пропуска отпали.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пп. «а» п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом; не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества.
Истцом Севастьяновым * надлежащих и достаточных доказательств уважительности причин пропуска срока для принятия наследства после смерти Сасикова *, а также свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствовавших реализации их наследственных прав в установленный законом срок, не представлено.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных, не зависящих от истца обстоятельствах, препятствующих им получать информацию о престарелом родственнике, двоюродной дедушке по линии матери, 1937 года рождения, его состоянии здоровья, оказывать ему при необходимости помощь, общаться с ним, своевременно узнать о смерти и открытии наследства, истцом представлено не было.
Истец проживает в Москве, умерший также проживал в Москве. Истец, зная об отсутствие близких родственников у наследодателя и его возрасте, должен был проявлять интерес к его судьбе, и при наличии такого интереса мог своевременно узнать о его смерти, времени и месте открытия наследства. Об осведомленности истца о смерти наследодателя, вопреки доводы стороны истца, свидетельствуют и даты выдачи документов о родстве, справки, самая ранняя из которых датирована 28 марта 2018 года (л.д.19). Информация об открытых наследственных делах размещена в открытых источниках в сети интернет, при таких обстоятельствах указание на то, что о смерти двоюродного деда истцу достоверно стало известно лишь 16 января 2019 года после получения свидетельства о смерти, не может быть признана состоятельной. Обстоятельств, связанных с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.) не имеется, в материалах дела такие доказательства не представлены.
С иском в суд истцом обратился лишь 26 марта 2019 года. При указанных обстоятельствах, предусмотренных ст. 1155 ГК РФ основания для восстановления пропущенного срока для принятия наследства отсутствуют.
Учитывая приведенные вышел обстоятельства, принимая во внимание, что установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Сасикова * истек 25 февраля 2018 года, уважительных причин пропуска срока Севастьяновым * суду не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону.
Обратившись в суд со встречным иском, Департамент городского имущества города Москвы исходил из того, что после смерти Сасикова *, наследство в установленный шестимесячный срок никто не принял, наследников по закону и завещанию не имеется, в связи с чем, спорное имущество является выморочным, как следствие должно перейти в собственность города Москвы.
Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным; в силу положений п. 2, 3 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность города Москвы переходит в качестве выморочного имущества, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение, которое подлежит включению в соответствующий жилищный фонд социального использования.
Спорная квартира, принадлежала на праве собственности Сасикову * из наследников после смерти Сасикова * * года наследство в установленный шестимесячный срок никто не принял, право призываться к наследованию не доказал, поскольку наследников, принявших в установленном законом порядке наследство после смерти Сасикова *, не установлено, спорная квартира является выморочным имуществом и в соответствии с положениями ст. 1151 ГК РФ право собственности на данную квартиру подлежит признанию за городом Москвой
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
В удовлетворении иска Севастьянова * к Департаменту городского имущества города Москвы, Золотько * о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону, - отказать.
Удовлетворить встречные исковые требования Департамента городского имущества города Москвы, признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: *, после смерти Сасикова *, умершего * года, за городом Москвой
Решение является основанием для внесения в ЕГРП записи о праве собственности города Москвы на указанное выше жилое помещение.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда через Останкинский районный суд Москвы.
Судья ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ 09 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.