Решение по делу № 12-395/2018 от 13.04.2018

Дело № 12-395/2018

Р Е Ш Е Н И Е

12 июля 2018 г.                              г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Ушакова О.В.,

при секретаре                             Федосееве Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Котельниковой Т.Б. на постановление заместителя главного государственного инспектора Калининградской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Калининградской области ФИО8 от 30 января 2018 г. по делу № 19/2018 о привлечении Котельниковой Т.Б. к административной ответственности по ст. 7.1 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Калининградской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Калининградской области ФИО9 от 30 января 2018 г. по делу № 19/2018 Котельникова Т.Б. признана виновной в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии под придомовую территорию части земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., граничащей с северо-западной стороны с земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес>, и привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

В жалобе Котельникова Т.Б. просит отменить данное постановление, в обоснование указав, что ей до проведения проверки администрацией города Калининграда в 2017 г. не было известно о местоположении границ земельного участка, сформированного под жилым домом по адресу: <адрес>, что указанные границы установлены с нарушением законодательства, и в силу закона у нее есть право использовать спорную территорию части земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., поскольку на этой территории находится септик, обслуживающий жилой дом.

В судебном заседании Котельникова Т.Б. жалобу поддержала, изложив доводы, аналогичные, описанным в жалобе.

Заслушав Котельникову Т.Б., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ), права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Кроме того, главой V.6. ЗК РФ установлены основания и порядок использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Таким образом, по смыслу положений законодательства право на использование земель должно быть подтверждено соответствующим правоустанавливающим документом, изданным уполномоченным органом, в отсутствие которого использование земель квалифицируется как самовольное занятие и влечет административную ответственность.

По данным Единого государственного реестра недвижимости Котельниковой Т.Б. по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежат: <данные изъяты>

Земельный участок <данные изъяты> принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома. Дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

Многоконтурный земельный участок с <данные изъяты> предоставлен МКУ «Управление капитального строительства» городского округа «Город Калининград» по договору безвозмездного пользования земельными участками от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ Дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проведения проверки, проведенной специалистами отдела проверок и муниципального контроля комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» на основании распоряжения комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» №4945/р-КМИ от 18 октября 2017 г. (Акт проверки муниципального контроля физического лица № 415 от 30 ноября 2017 г.), установлено, что на часть территории земельного участка с кадастровым номером , площадью приблизительно <данные изъяты> кв.м находящейся с северо-западной стороны земельного участка с кадастровым номером используется Котельниковой Т.Б. без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на землю.

Согласно акту проверки Котельникова Т.Б. использует под придомовую территорию и размещение объектов часть территории земельного участка с кадастровым номером площадью приблизительно <данные изъяты> кв.м, находящейся с северо-западной стороны земельного участка с кадастровым номером (п.9.1.2.1. акта проверки). На указанной территории находится часть ленточного фундамента, наземная часть подземного сооружения - септика (п. 9.1.1. акта проверки). Доступ на данную территорию ограничен ограждением (п.9.1.1 акта проверки).

В ходе проверки было установлено, что ограждение земельного участка с кадастровым номером с северо-западной стороны (вдоль <адрес>) находится на расстоянии <данные изъяты> м за пределами землеотвода.

На части земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. находятся бетонное ограждение, в котором оборудованы металлические ворота и калитка, часть бетонного ленточного фундамента, а также надземная часть подземного сооружения - септика. Часть земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. расположена в едином ограждении с земельным участком с кадастровым номером и находится в пользовании Котельниковой Т.Б.

Из письменных объяснений Котельниковой Т.Б. следует, что землепользование по адресу: <адрес> исторически сложилось и сохранилось в натуре в неизменных границах с момента приобретения ею квартиры в указанном жилом доме. При этом, ветхое ограждение было заменено в 2000 году на новое, бетонное, которое установлено на месте старого. Исторически сложившиеся границы землепользования подтверждаются техническим планом жилого дома. На территории, где сформирован земельный участок с кадастровым номером , расположен септик, обслуживающий жилой дом, и фактически является его частью, поскольку дом не оснащен централизованной системой канализации.

Кроме того, в обоснование своих доводов об отсутствии факта самовольного занятия земель, Котельникова Т.Б. ссылалась на решение Ленинградского районного суда от 19 сентября 2013 г. № 2-2940/2013, которым признан недействительным проект межевания кадастрового квартала в существующих границах красных линий улиц <адрес> и которое обязало администрацию городского округа «Город Калининград» установить границы красных линий кадастрового квартала с учетом существующей застройки. В этой связи полагала, что указанное судебное решение в полной мере относится и к соседнему кадастровому кварталу , в котором находится жилой <адрес>, поскольку администрацией при формировании земельных участков в существующей застройке красные линии установлены произвольно, без соблюдения минимального отступа зданий от красных линий (5 м). Котельникова Т.Б. считает, что администрацией при формировании земельного участка с кадастровым номером занижена площадь придомовой территории, поскольку в нее не включена территория, на которой расположен септик, в связи с чем, администрация должна устранить допущенные при формировании земельного участка нарушения. Септик устроен возле ограждения и указан на топографическом плане от 16 ноября 2006 г. Имеющееся ограждение включено в состав жилого дома, что подтверждается техническим паспортом, представленным Котельниковой Т.Б.

В представленном Котельниковой Т.Б. техническом паспорте на жилой <адрес> септик отсутствует в составе имущества дома и не указан на схеме.

Как следует из материалов дела, Котельникова Т.Б. 14 ноября 2017 г. обратилась в администрацию городского округа «Город Калининград» по вопросу снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , уточнении границ земельного участка с кадастровым номером и изменении границ красный линий <адрес>.

Администрация городского округа «Город Калининград» письмом от 11 декабря 2017 г. разъяснила Котельниковой Т.Б., что поскольку земельный участок с кадастровым номером предоставлен МКУ «Управление капитального строительства» городского округа «Город Калининград» для реализации программы газификации, снять его с учета не представляется возможным. Кроме того, отсутствуют основания для уточнения границ земельного участка с кадастровым номером , поскольку его границы уже уточнены и установлены в соответствии с требованиями законодательства.

По вопросу изменения красных линий в районе <адрес>, администрация проинформировала, что в настоящее время ведется разработка проекта планировки территории с проектом межевания в его ставе в границах <адрес>, который подлежит обсуждению на публичных слушаниях. До утверждения документации по планировке территории рассмотрение вопроса использования территории, прилегающей к северо-западной границе земельного участка с кадастровым номером , нецелесообразно.Административное правонарушение обнаружено 11 января 2018 г. при рассмотрении в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 72 ЗК РФ, материалов муниципального земельного контроля Администрации городского округа «Город Калининград», направленных письмом от 05 декабря 2017 г. № И-КМИ-18/29516, поступивших в Управление Росреестра по Калининградской области 14 декабря 2017 г. (вх. № 01-23/37489), в том числе акта проверки от 30 ноября 2017 г. №415.

15 января 2018 г. государственным инспектором Калининградской области по использованию и охране земель ФИО11 в отношении гражданки Котельниковой Т.Б. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ в связи с обнаружением административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии под придомовую территорию части земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., граничащей с северо-западной стороны с земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес> и находящейся с последним в едином ограждении.

Как видно из дела, земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. (площадь уточненная) сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании землеустроительной документации, подготовленной МУП «Городской центр геодезии».

В соответствии с п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ (в ред. 24.07.2007), в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка с кадастровым номером , земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ (ред. 24.07.2007), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Из пункта 1 статьи 35 ЗК РФ (ред. 24.07.2007) следует, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Таким образом, до момента формирования в установленном порядке земельного участка, лица, являющиеся собственниками зданий, строений и сооружений, вправе пользоваться той частью территории государственной или муниципальной собственности, которая непосредственно занята находящимся в собственности зданием, строением и сооружением и территорией, необходимой для их использования, в том числе территорией, которой обеспечивается подход или подъезд.

При этом, в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ (ред. 24.07.2007), для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», устанавливающие пятиметровый минимальный отступ зданий от красных линий, утверждены решением окружного Совета депутатов от 29.06.2009 № 146, т.е. после формирования земельного участка кадастровым номером (ДД.ММ.ГГГГ).

Границы земельного участка с кадастровым номером с момента его формирования, учитывая, что канализационный колодец, обслуживающий жилой дом, оказался за пределами образованного земельного участка, не оспорены.

Приведенная Котельниковой Т.Б. аналогия с отмененным Ленинградским районным судом проектом межевания кадастрового квартала в существующих границах красных линий улиц <адрес> судом отклоняется, поскольку проект планировки с проектом межевания квартала в районе <адрес> не разработан и не утвержден в установленном порядке.

Довод Котельниковой Т.Б. о том, что ее право на использование территории (двора) подтверждается технической документацией на дом, судом отклоняется, поскольку в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", техническая документация на жилой дом не является правоустанавливающим документом на земельный участок, поскольку технический паспорт здания помимо описания технических характеристик здания лишь содержит информацию о его местоположении в натуре, но не устанавливает право на земельный участок.

В то же время, как установлено материалами проверки муниципального земельного контроля, на части земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. исторически расположено оборудование, предназначенное для обслуживания <адрес>, которое, по смыслу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, является общим имуществом многоквартирного дома. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Однако, наземная часть канализационного оборудования не занимает площадь <данные изъяты> кв.м. и не имеет самостоятельного ограждения. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> сформирован ДД.ММ.ГГГГ для размещения коммуникаций (газификация микрорайона «Северная гора» (2 очередь) и обременен сервитутом - правом беспрепятственного доступа к смежным земельным участкам, Котельникова Т.Б. не ограничена в использовании и обслуживании канализационного оборудования.

В то же время, кроме септика, на территории земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. расположены часть ленточного фундамента, зеленые насаждения и бетонное ограждение с воротами и калиткой, находящиеся в пользовании Котельниковой Т.Б. Указанные объекты не обеспечивают беспрепятственный доступ неограниченного круга лиц к смежным земельным участкам.

В соответствии со ст. 2.2 КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В 2006 году Котельникова Т.Б. обратилась в администрацию с заявлением о формировании земельного участка под жилым домом по адресу: <адрес>. Кроме того, она заключала с администрацией города Калининграда договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером и обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для регистрации договора купли-продажи земельного участка и представляла необходимые для такой регистрации документы: договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ , кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ . В регистрации сделки было отказано ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, с 18 февраля 2009 г. Котельниковой Т.Б. было известно местоположение земельного участка с кадастровым номером в натуре, как индивидуально определенной вещи, имеющей установленные характеристики, такие как адрес, площадь, координаты границ. Котельниковой Т.Б. было известно, что септик, обслуживающий жилой дом и ограждение расположены за пределами землеотвода.

Однако, Котельникова Т.Б. не предприняла все необходимые, исчерпывающие меры и зависящие от нее действия по реализации законодательно установленного права использования принадлежащего ей земельного участка, как индивидуально-определенной вещи, исключительно в границах землеотвода, а также своевременно не оспорила границы земельного участка с кадастровым номером .

Факт использования спорной территории Котельниковой Т.Б. не отрицается.

Таким образом, на дату обнаружения административного правонарушения разрешение на использование спорной территории Котельниковой Т.Б. не предоставлялось. Кроме того, у Котельниковой Т.Б. отсутствуют иные документы, подтверждающие её право пользования земельным участком с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м.

Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о факте самовольного занятия Котельниковой Т.Б. части земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от 15 января 2018 г., актом проверки от 30 ноября 2017 г. № 415, иными материалами дела.

Таким образом, событие административного правонарушения подтверждено материалами дела в полной мере.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, суд не усматривает.

Из материалов дела об административном правонарушении видно, что в ходе производства по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований допущено не было.

Доводы, изложенные в жалобе и приведенные в судебном заседании, не ставят под сомнение доказанность вины Котельниковой Т.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено по минимальному размеру санкции ст. 7.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о том, что Котельникова Т.Б. самовольно заняла под придомовую территорию часть земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., граничащего с северо-западной стороны с земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес> и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб., является обоснованным и правильным.

Оснований для применения статья 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Из изложенного следует, что Котельникова Т.Б. обоснованно и законно привлечена к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, законных оснований для отмены постановления не имеется.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Калининградской области по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Калининградской области ФИО10 от 30 января 2018 г. по делу № 19/2018 о привлечении Котельниковой Т.Б. к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, - оставить без изменения, а жалобу Котельниковой Т.Б. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья                 О.В. Ушакова

12-395/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Котельникова Татьяна Борисовна
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Ушакова О.В.
Статьи

КоАП: ст. 7.1

Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
13.04.2018Материалы переданы в производство судье
23.04.2018Истребованы материалы
16.05.2018Поступили истребованные материалы
25.06.2018Судебное заседание
12.07.2018Судебное заседание
17.07.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
02.08.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
30.08.2018Вступило в законную силу
25.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2018Дело оформлено
01.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее