Гражданское дело № 2 -2048/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена в судебном заседании 10 сентября 2019 года.
Решение в окончательном виде изготовлено 13 сентября 2019 года.
10 сентября 2019 года г. Выборг
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Грачевой Ю.С.,
при секретаре Ковалевой Т.Б.,
с участием прокурора Тайдаковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области к Кошелеву В.Н., Кошелевой И.М., Кошелеву В.В. о выселении из жилого помещения,
у с т а н о в и л:
истец администрация муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к Кошелеву В.Н., Кошелевой И.М., Кошелеву В.В. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование требований истец указал, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> состоит в реестре муниципальной собственности администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области. На основании договора найма жилого помещения № от Дата года Кошелев В.Н. и члены его семьи Кошелева И.М., Кошелев В.В. были временно вселены в квартиру сроком на 11 месяцев. 01 февраля 2018 года договор найма прекратил действие, однако, ответчики продолжают проживать в спорной квартире, на требование в добровольном порядке освободить жилое помещение, не реагируют, что послужило основанием обращения в суд.
В заседании суда представитель истца администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области по доверенности Яковлева А.А. на требованиях настаивала.
Ответчики Кошелев В.Н., Кошелева И.М., Кошелев В.В., в заседание суда не явились, о времени и месте судебного заседания извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представили.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ "Северо - Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в суд представителей не направили.
Помощник Выборгского городского прокурора Тайдакова И.Н. в заключении полагала требования администрации законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, жилое помещение- квартира, с кадастровым номером № №, площадью кв.м, расположенная по адресу: <адрес> является собственностью муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области на основании постановления администрации муниципального образования «Глебычевское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области от 17 января 2012 года №2, областного закона Ленинградской области от 08 мая 2014 года №23-оз «Об объединении муниципальных образований «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и «Глебычевское сельское поселение» Выборгского района Ленинградской области и о внесении изменений в отдельные областные законы», что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.7-8). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке 19 июля 2018 года.
01 марта 2017 года между администрацией МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области и Кошелевым В.Н. был заключен договор найма жилого помещения №47 от 01 марта 2017 года, по условиям которого наймодатель передает нанимателю для временного проживания сроком на 11 месяцев (до 01 февраля 2018 года) в пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире общей кв.м, жилой .м, по адресу: <адрес>
Согласно п.3 Договора совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи: жена Кошелева И.М., сын Кошелев В.В.
Согласно справке формы 9 сведений о зарегистрированных лицах не имеется (л.д.4).
01 февраля 2018 года договор найма прекратил действие, в связи с чем, 08 октября 2018 года истцом в адрес нанимателя направлено письмо с требованием освободить жилое помещение, полученное лично Кошелевым В.Н. 29 октября 2018 года (л.д.13).
Впоследствии письмами, полученными нанимателем лично 30 ноября 2018 года, а также 11 января 2019 года повторно истец уведомил ответчика о необходимости освободить жилое помещение в десятидневный срок с момента получения уведомления.
Поскольку ответчики продолжают проживать в спорной квартире, на требование в добровольном порядке освободить жилое помещение, не реагируют, истец вынужден был обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав.
В подтверждение факта проживания ответчиков в спорном жилом помещении истцом представлены акты обследования жилого помещения от 18 января 2017 года, 04 февраля 2019 года.
Ответчиками в подтверждение позиции о законности проживания в предоставленном в связи с прохождением службы служебном жилье представлен протокол заседания жилищной комиссии войсковой части 55745 №148 от 11 марта 2009 года, согласно которого Кошелеву В.Н. предоставлена отдельная служебная двухкомнатная квартира по спорному адресу на состав семьи три человека: жена, сын.
В ходатайстве, адресованном суду, МО РФ позицию администрации МО «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области поддерживает в полном объеме.
Согласно ч. 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 40 Конституции РФ, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в ЖК РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Как указано в п. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В силу со ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам, рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи, с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
По правилам п. 2 ст. 683 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор найма сроком до одного года является краткосрочным, правила о преимущественном праве нанимателя на заключение договора найма на новый срок, установлен ст. 684 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно условий договора найма окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по настоящему договору.
Условия пролонгации договора или заключение его на новый срок на определенный период времени на тех же или иных условиях не предусмотрены договором.
В соответствии с п. 2 ст. 683 Гражданского кодекса РФ к договору найма жилого помещения, заключенному на срок до одного года (краткосрочный наем), не применяются правила, предусмотренные п. 2 ст. 677, ст. ст. 680, 684 - 686, абз. четвертым п. 2 ст. 687 настоящего Кодекса, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. ст. 301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, может требовать устранения всяких нарушений его права.
В силу ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая, что договором краткосрочного найма жилого помещения от 01 марта 2017 года установлен срок действия договора по 01 февраля 2018 года, в связи с чем договор, на основании которого у Кошелева В.Н. и членов его семьи возникло право пользования жилым помещением, прекратил свое действие, а иные договоры найма жилого помещения не заключались, суд пришел к выводам о том, что в настоящее время ответчики утратили право пользования спорным жилым помещением, соответственно, подлежат выселению из него, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков о законности проживания в жилом помещении не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения спора.
Согласно пункту 1 части первой статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Согласно статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма жилого помещения.
По смыслу статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», применение норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма также и в отношении служебных жилых помещений, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, не противоречит федеральным законам и Конституции РФ.
При этом, надлежит учесть, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность, указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (обзор законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года).
Оплата коммунальных услуг, само по себе не является абсолютным основанием законности вселения и проживания в спорной квартире. Сам факт использование данного жилого помещения по его назначению неизбежно влечет за собой обязанность несения расходов за фактическое потребление соответствующих коммунальных услуг.
Судом установлен факт проживания в спорном жилом помещении ответчиков, что не оспаривалось сторонами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчики занимают квартиру без законных оснований, а потому они подлежат выселению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск администрации муниципального образования «Приморское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области к Кошелеву В.Н., Кошелевой И.М., Кошелеву В.В. о выселении из жилого помещения- удовлетворить.
Выселить Кошелева В.Н., Дата года рождения, Кошелеву И.М., Дата года рождения, Кошелева В.В. Дата года рождения из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд, через Выборгский городской суд Ленинградской области в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Ю.С. Грачева