№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 г. г. Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Ивановой К.П.,
представителя административного истца помощника прокурора Промышленного района г. Самара Мосталыгиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № № по административному иску прокурора Промышленного района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Яковлеву ДВ о прекращении права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Яковлеву Д.В. о прекращении права управления транспортными средствами.
В обоснование требований указал, что по результатам проведенной проверки соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения выявлен факт наличия у Яковлева Д.В. водительского удостоверения на право управления транспортными средствами. Вместе с тем, по сведениям ГБУЗ «Самарский областной клинический наркологический диспансер» Яковлев Д.В. состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом «<данные изъяты>», что является противопоказанием к управлению транспортными средствами, создает угрозу для безопасности дорожного движения, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просит суд прекратить действие права на управление транспортными средствами у Яковлева ДВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., до наступления подтвержденной стойкой ремиссии.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Промышленного района г. Самары Мосталыгина А.В. административное исковое заявление поддержала, дала пояснения, аналогичные административному иску, который просила удовлетворить.
Административный ответчик Яковлев Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался по адресу регистрации судебной повесткой, направленной заказным письмом с уведомлением, однако конверт вернулся.
Принимая во внимание, что получение административным ответчиком почтовой корреспонденции по месту регистрации было связано с обстоятельствами, которые зависели от него, однако необходимых мер для получения почтовой корреспонденции административный ответчик, не принял, суд приходит к выводу, что неявка административного ответчика не препятствует рассмотрению административного дела.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
При таких обстоятельствах, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ «О безопасности дорожного движения»), установлено, что задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 23.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством (п. 1).
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 4).
Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Исходя из положений п. 2 ст. 25, п. 1 ст. 26 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, достигшим установленного возраста, имеющим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшим в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно п. 7 которого противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10-F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).
Из содержания приказа Минздрава России от 30.12.2015 №1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличие у пациентов с диагнозом «пагубное употребление» подтвержденной стойкой ремиссии не менее 1 года.
Согласно пп. «ж» п.35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний, либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
Из материалов административного дела следует, что Яковлев Д.В. имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории В, В1 (AS) № выданное ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно предоставленным ГБУЗ «Самарский областной клинический наркологический диспансер» данным, Яковлев Д.В. состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом «<данные изъяты>». Диспансер посещает регулярно. Имеющийся диагноз является в настоящее время противопоказанием к управлению транспортным средством, до снятия с диспансерного наблюдения в связи с ремиссией. Оснований для досрочного снятия с наблюдения нет.
Доказательств незаконности и необоснованности установления в отношении Яковлева Д.В. диспансерного наблюдения, не имеется.
Доказательств того, что диспансерное наблюдение в отношении административного ответчика в установленном законом порядке прекращено в связи с наличием подтвержденной стойкой ремиссии заболевания, суду не представлено.
Как видно из материалов дела, административный ответчик диспансер посещает регулярно. Сведения о наличии у него стойкой ремиссии отсутствуют.
По сведениям Управления МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, водительское удостоверение № Яковлева Д.В., ДД.ММ.ГГГГ, сдано ДД.ММ.ГГГГ и находится на хранении в архиве полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по <адрес>.
Принимая во внимание, что законодательство Российской Федерации в области безопасности дорожного движения ставит возникновение и реализацию права на управление транспортным средством в прямую зависимость от состояния здоровья водителя и наличия (либо отсутствия) у него диагноза заболевания, препятствующего управлению транспортным средством, а также исходя из того, что Яковлев Д.В. состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом «Пагубное употребление нескольких ПАВ», сведения о наличии у него стойкой ремиссии отсутствуют, что свидетельствует о наличии прямого запрета к управлению транспортными средствами, суд приходит к выводу, что продолжение действия права на управление транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, а потому такое право подлежит прекращению до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
Учитывая, что административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Промышленного района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Яковлеву ДВ о прекращении действия права управления транспортными средствами - удовлетворить.
Прекратить право на управление транспортными средствами в отношении Яковлева ДВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.
Взыскать с Яковлева ДВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения государственную пошлину в доход местного бюджета г.о. Самара в сумме 300 (Триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.С. Пудовкина