РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июня 2017 года г.Сызрань
Судья Сызранского районного суда Самарской области Антошкина А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-362/2017 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации №3 по Самарской области к Вирабяну В.С. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №3 по Самарской области (далее – ИФНС, налоговый орган), ссылаясь на положения ст.ст.23,31,52,69,75 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), обратилась в суд с административным иском о взыскании с Вирабяна В.С. транспортного налога за налоговый период 2012г. в размере 2 855,87 рублей, налога на имуществе физических лиц за налоговый период 2012г. в размере 65,55 рублей, земельного налога за налоговый период 2010г. в размере 275,37 рублей, за 2011г.- 275,36 рублей, за 2012г. - 1404,37 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что на основании сведений о наличии у налогоплательщика объектов налогообложения, предоставленными в порядке п.4 ст.85 НК РФ, налоговым органом произведен расчет налога и налогоплательщику направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных сумм налогов, затем требование об уплате налога и начисленных пени №. В установленный срок налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил. В связи с большим объемом документооборота и загруженностью специалистов работой, истец не имел возможности своевременно обратиться в суд с данным иском и просит восстановить пропущенный срок обращения в суд. Вместе с тем, полагает, что в данном случае имеется спор о праве и налоговый орган вправе обратиться с административным иском непосредственно в районный суд.
Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик Вирабян В.С. в установленный судом срок возражения по рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и возражения по существу заявленных требований, суду не представил. Определение суда о принятии административного искового заявления к производству суда и проведении подготовки дела к судебному разбирательству от 26.04.2017г., в котором разъяснено положение ст.291 КАС РФ, направлено Вирабяну В.С. по адресу регистрации: <адрес>, сведения о котором получены из УФМС Самарской области. Определение возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения». Правила вручения судебного извещения, установленные приказом ФГУП «Почта России» от 05 декабря 2014 года № 423-п «Об утверждении Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное»», соблюдены. В связи с изложенным уклонение ответчика от явки в учреждение почтовой связи для получения судебного извещения расценивается судом как отказ от его получения. Согласно ч.2 ст.100 КАС РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность гражданина платить законно установленные налоги установлена ст.57 Конституции РФ и ст.23 НК РФ.
Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.356).
Законом Самарской области от 06 ноября 2002 года № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» на территории Самарской области установлен и введен в действие транспортный налог.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей (ч.1 ст.357 НК РФ).
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ч.1 ст.388 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог и земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363, п.3 ст.396 НК РФ).
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном НК РФ, с учетом положений Закона от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон № 2003-1), действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (ч.1 ст.3 Закона № 284-ФЗ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно п.1 ст.1 Закона № 2003-1 и ст.400 НК РФ (в редакции Закона № 284-ФЗ) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ (ст.400 НК РФ).
Согласно п.1 ст.5 Закона № 2003-1 и п.1 ст.408 НК РФ исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
Положениями п.1 ст. 362 и п.2 ст.408 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).
Из материалов дела, в частности, сведений предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию, судом установлено, что в налоговый период 2012г. за Вирабяном В.С. были зарегистрированы следующие объекты налогообложения: автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак № (70,00 л.с.), автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак № (239,80 л.с.) (регистрация прекращена 28.02.2012г.), автомобиль <данные изъяты> регистрационный знак № (67,70 л.с.), <данные изъяты> регистрационный знак <данные изъяты> (81,60 л.с.), жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Кроме того, в налоговые периоды 2010-2012 гг. Вирабян В.С. являлся собственником земельных участков (объектов налогообложения) с КН №, расположенного по адресу: <адрес> и земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, КСТ <данные изъяты>: с КН № (участок №); с КН №, (участок №); с КН № участок №); КН №, (участок №); с КН № (участок №);
В соответствии с налоговым уведомлением № ответчику надлежало оплатить:
- в срок до 15.11.2013г. транспортный налог за налоговый период 2012 год в размере 2 885,87 рублей;
- в срок до 01.11.2013г. налог на имущество физических лиц за налоговый период 2012г. (перерасчет) в размере 65,55 рублей;
- земельный налог за налоговый период 2010-2012 гг.(с перерасчетом) в сумме 2 431,62 рубля в срок до 01.11.2013г. и 375,94 рублей в срок до 02.12.213г..
Расчет суммы налогов, произведенный ИФНС, проверен судом и является верным.
Направление налогового уведомления ответчику административным истцом не подтверждено, по причине уничтожения документов, не подлежащих хранению, согласно акту от 17.02.1017г..
В связи с выявленной недоимкой по уплате налога Вирабяну В.С. начислены пени и направлено требование № об уплате налоговой задолженности по состоянию на 26.11.2013г. в срок до 16.12.2013г. Направление требования подтверждено реестром заказной корреспонденции от 06.12.2013г..
Определением мирового судьи судебного участка № 158 Сызранского судебного района Самарской области от 04.04.2017г. в принятии заявления ИФНС о выдаче судебного приказа на взыскание с Вирабяна В.С. задолженности по вышеуказанным налоговым требованиям отказано в связи с пропуском срока подачи заявления, установленного п.2 ст. 48 НК РФ.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ИФНС в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 этой же статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых, налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Из материалов дела следует, что срок обращения в суд по налоговому требованию № истек 17.06.2014г.. Судебный приказ на взыскание налога не выдавался, соответственно не отменялся.
В суд с рассматриваемым административным исковым заявлением ИФНС обратилась 25.04.2017г., то есть по истечении срока, установленного ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст.286 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административным истцом при подаче административного иска в суд заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. В качестве причины пропуска срока истец ссылается на большой объем документооборота и загруженность специалистов.
По мнению суда, приведенная административным истцом причина пропуска процессуального срока, не является уважительной, поскольку к уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано высокой загруженностью и проведением работы по взысканию налогов. Налоговый орган представляет интересы государства в процессе налогообложения и должен принимать все меры к соблюдению установленного порядка взыскания налогов, в том числе своевременному обращению за взысканием недоимки в судебном порядке (ст. 32, 33 НК РФ).
Доказательств наличия иных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, ИФНС не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012г. № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение ИФНС установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Положением ч.5 ст.180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При установленных обстоятельствах ходатайство ИФНС о восстановлении срока обращения в суд и, соответственно, административный иск удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Самарской области к Вирабяну В.С. о взыскании обязательных платежей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд.
Судья: А.А.Антошкина