№ 2-791/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 22 мая 2017 года
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего Безукладниковой М.И.
при секретаре Ивакиной О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Каратаева С.Е.
к
Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области,
Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства»,
Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району
о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Каратаев С.Е. обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения.
В исковом заявлении истец просит:
обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», ТОИОГВ СО «Управление социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм на территории муниципального образования «Каменский городской округ».
Истец Каратаев С.Е. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, представил суду отзыв, в котором указал, что Каратаев С.Е. принят на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, в случае удовлетворения заявленных истцом требований о предоставлении жилого помещения в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у Каратаева С.В., но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели. Просил в удовлетворении заявленных требований Каратаева С.В. отказать в полном объеме (л.д. 37-38).
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. Просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 32-35).
Представитель ответчика Управления социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району Яковлева И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что истец включен в списки лиц, которым предоставляется жилое помещение, в настоящее время идет закупка жилых помещений и в порядке очереди истец будет обеспечен квартирой. Полагала, что нарушения прав истца со стороны Управления не допускалось, соответственно требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений
Так, дополнительные гарантии, установленные Законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, соответственно, при достижении указанного возраста лицо не может претендовать на получение указанных дополнительных гарантий в связи с отсутствием одного из условий их предоставления.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на материалах дела, подробно мотивированными судом, и полагает, что спор разрешен правильно, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП "Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Порядок реализации права лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого фонда, регламентирован в Свердловской области Постановлениями Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП, от 24.04.2013 N 527-ПП.
Именно указанными Постановлениями определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем указанной категории лиц.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу с 1 января 2013 года, а статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции:
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями Указа Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 года № 1250-УГ, полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области возложены на Министерство социальной защиты населения по Свердловской области.
Согласно подпункту 20 пункта 12 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 07.11.2008 года № 1164-ПП, Управление ведет учет льготной категории граждан, проживающих на территории г. Каменска-Уральского и Каменского района, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, ТОИОГВ СО «Управление социальной политики по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району» обязаны вести учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, защищать их права и законные интересы.
Согласно свидетельству о рождении (л.д. 8) Каратаев С.Е., родителями являются: Е и И.
Согласно приговору Красногорского районного суда города Каменска-Уральского от ** года Е признан виновным в совершении преступления и назначено наказание в виде лишения свободы на срок девять лет шесть месяцев в отбывании наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 12).
** года И умерла (л.д. 9).
Из справки от ** года следует, что Каратаев С.Е., ** года рождения, состоит на учете в Управлении социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением государственного специализированного фонда Свердловской области (л.д. 10).
В собственности Каратаева С.Е. недвижимое имущество отсутствует (л.д. 11, 16)
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП, в 2011-2015 годах, на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области возложены функции главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Получателем средств по данному коду расходов является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», которое и производит финансирование расходов по строительству и приобретению жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Обязанность по приобретению и предоставлению жилья необходимо возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» с включением приобретенного для Каратаева С.Е. жилья в состав государственного специализированного жилищного фонда и заключения с Каратаевым С.Е. договора найма государственного специализированного жилищного фонда
Постановлением Главы города Каменска-Уральского № 599 от 11.06.2009 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский» установлена норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский в размере - однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади - на семью из одного человека, а также Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 года № 1203, в соответствии с которыми при предоставлении субсидии учитывается социальная норма площади жилого помещения на одинокого проживающего гражданина, установлено, что принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м.
Соответственно, Каратаеву С.Е. должно быть приобретено и предоставлено жилье в соответствии с установленной нормой.
В соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.
Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.
Из приведенных норм следует, что Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району делегировано право на заключение договора с истцом. Полномочий по предоставлению и распределению жилых помещений указанный ответчик не имеет.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из чего следует, что судом защищается нарушенное право гражданина.
Управлением социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району права Каратаева С.Е. не могли быть нарушены, поскольку жилое помещение для него не приобретено и выполнить, функцию подписания договора, возложенную на данный орган федеральным законом, он не имеет возможности.
Соответственно, требования истца к ТОИОГВ Свердловской области «Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району» о возложении обязанности заключить и подписать договор найма государственного специализированного жилищного фонда с Каратаевым С.Е. удовлетворению не подлежат.
Иные требования к указанному ответчику не предъявлены.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Каратаева С.Е. к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Управлению социальной политики по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести для Каратаева С.Е., отнесенного к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение, общей площадью не ниже нормы предоставления, и распределить ей указанное жилое помещение.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в канцелярию Красногорского районного суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 мая 2017 года.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: М. И. Безукладникова