Дело № 2-68/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2018 года село Липин Бор
Вашкинский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Власовой Е.Л.,
при секретаре Степановой Е.С.,
с участием помощника прокурора Посина А.Л.,
представителей ответчиков Басковой Т.Л., Бурова А.В., Чиж С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Вашкинского района в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Вашкинского района Вологодской области в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области, в котором просил о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, расположенных вдоль лесовозной дороги, ведущей из поселка Новокемский с правой стороны по ходу движения по направлению в сторону поселка Первомайский, на расстоянии 1000 метров от поселка Новокемский Вашкинского муниципального района Вологодской области; вдоль дороги, ведущей из села Троицкое с левой стороны по ходу движения по направлению в сторону села Липин Бор Вашкинского муниципального района Вологодской области, на расстоянии 200 метров от села Троицкое; вдоль дороги, ведущей из деревни Чертеж с левой стороны по ходу движения по направлению в сторону села Киуй, на расстоянии 400 метров от деревни Чертеж Вашкинского муниципального района Вологодской области, ссылаясь в обоснование иска на нарушение ответчиком требований Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 20 июня 2018 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 24 июля 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент лесного комплекса Вологодской области и акционерное общество «Вашкинский леспромхоз».
Помощник прокурора Вашкинского района Посин А.Л. в судебном заседании заявил отказ от исковых требований в части возложения на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных вдоль дороги, ведущей из села Троицкое с левой стороны по ходу движения по направлению в село Липин Бор Вашкинского муниципального района Вологодской области, на расстоянии 200 метров от села Троицкое; вдоль дороги, ведущей из деревни Чертеж с левой стороны по ходу движения по направлению в сторону села Киуй, на расстоянии 400 метров от деревни Чертеж Вашкинского муниципального района Вологодской области, в обоснование ссылаясь на их добровольное удовлетворение ответчиком – администрацией сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области, представившим соответствующие доказательства – акты осмотра территории от 25 июля 2018 года. Кроме того, заявил отказ от исковых требований в полном объеме к ответчикам - Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, Департаменту лесного комплекса Вологодской области и акционерному обществу «Вашкинский леспромхоз». Просил суд отказ от иска в указанной части и к указанным ответчикам принять, производство по делу в данной части и к указанным ответчикам прекратить. Исковые требования к администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной вдоль лесовозной дороги, ведущей из поселка Новокемский с правой стороны по ходу движения по направлению в сторону поселка Первомайский на расстоянии 1000 метров от поселка Новокемский Вашкинского муниципального района Вологодской области, поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Определением суда от 24 августа 2018 года производство по делу в части исковых требований о возложении на ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных вдоль дороги, ведущей из села Троицкое с левой стороны по ходу движения по направлению в село Липин Бор Вашкинского муниципального района Вологодской области, на расстоянии 200 метров от села Троицко, и вдоль дороги, ведущей из деревни Чертеж с левой стороны по ходу движения по направлению в сторону села Киуй, на расстоянии 400 метров от деревни Чертеж Вашкинского муниципального района Вологодской области, а также к ответчикам - Департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области, Департаменту лесного комплекса Вологодской области и акционерному обществу «Вашкинский леспромхоз» в полном объеме, прекращено в связи с отказом помощника прокурора Посина А.Л. от иска в данной части и к указанным ответчикам.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области Баскова Т.Л. исковые требования признала, о чем представила соответствующее заявление.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 10 вышеуказанного Федерального закона управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из положений статьи 7 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения в области обращения с отходами относится участие в организации по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых зон.На основании абзацев 2, 7, 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
Положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
В территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (пункт 4 части 1 статьи 11 вышеуказанного закона).
В соответствии со статьей 1 Закона Вологодской области от 13 ноября 2014 года № 3474-0З «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Вологодской области закреплены вопросы местного значения городских поселений, предусмотренные пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно – участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения, использования, охраны, защиты и воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В рамках реализации данного полномочия Советом сельского поселения Киснемское утверждено решение от 31 мая 2016 года № 87 «О правилах благоустройства сельского поселения Киснемское (далее – Правила).
Согласно пункту 5.2 Правил физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков в соответствии с настоящими Правилами. Организацию уборки иных территорий осуществляет администрация сельского поселения Киснемское по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете поселения.
Судом установлено, что вдоль лесовозной дороги, ведущей из поселка Новокемский с правой стороны по ходу движения по направлению в сторону поселка Первомайский на расстоянии 1000 метров от поселка Новокемский Вашкинского муниципального района Вологодской области расположена несанкционированная свалка бытовых (коммунальных) отходов, которая создает угрозу повреждения плодородного слоя почвы и реальную угрозу деградации земель сельского поселения Киснемское, а также способствует ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, причинению вреда здоровью человека, возникновению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, выкопировкой земельного участка (л.д.19), фотоматериалами.
В материалах дела сведений об оформлении указанного земельного участка для размещения на них полигона (свалки) твердых бытовых отходов, передаче его на баланс или обслуживание какой-либо организации не содержится, доказательств, свидетельствующих о принятии администрацией сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района мер к организации ликвидации несанкционированной свалки не представлено.
В соответствии с положениями статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования и возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Суд принимает признание иска представителем ответчика Басковой Т.Л., поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц.
Согласно части 3 статьи 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Учитывая данные обстоятельства и признание иска представителем ответчика, который принят судом, принимая во внимание то, что невыполнение ответчиком требований законодательства об отходах производства и потребления, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к загрязнению окружающей среды, вредному воздействию отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также создает угрозу жизни, здоровью, экологическому благополучию неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора о возложении на ответчика обязанности по ликвидации свалки твердых бытовых отходов, расположенной вдоль лесовозной дороги, ведущей из поселка Новокемский с правой стороны по ходу движения по направлению в сторону поселка Первомайский на расстоянии 1000 метров от поселка Новокемский Вашкинского муниципального района Вологодской области, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования заместителя прокурора Вашкинского района в интересах государства и неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области удовлетворить.
На администрацию сельского поселения Киснемское Вашкинского муниципального района Вологодской области возложить обязанность в срок до 01 июня 2019 года ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную вдоль лесовозной дороги, ведущей из поселка Новокемский с правой стороны по ходу движения по направлению в сторону поселка Первомайский на расстоянии 1000 метров от поселка Новокемский Вашкинского муниципального района Вологодской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л.Власова
Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2018 года.
Судья Е.Л.Власова
Решение вступило в законную силу 28 сентября 2018 года.
Судья Е.Л.Власова