Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-233/2021 (3а-1495/2020;) ~ М-1280/2020 от 25.09.2020

Дело № 3а-233/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2021 года                          г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи         Шулико О.Г.,

при секретаре         Каминской К.В.,

с участием прокурора                         Сидоровой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Краснодарского края "<ФИО>9" о признании не действующим в части приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2019 г. N 329/2019-вк "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.12.2017 N 47/2017-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду"

установил:

приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее также - РЭК Краснодарского края, тарифный орган) от 6 декабря 2017 г. N 47/2017-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду" (далее - Приказ N 47/2017-вк) государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Кубаньводкомплекс" (далее - ГУП КК "Кубаньводкомплекс", Предприятие) установлены тарифы на питьевую воду на период действия с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г. включительно с календарной разбивкой в соответствии с приложением N 1, утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов с использованием метода индексации, в соответствии с приложением N 2, утверждены производственные программы в сфере холодного водоснабжения со сроком реализации с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в соответствии с приложениями N 3 - 5.

Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2019 г. N 329/2019-вк "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.12.2017 N 47/2017-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду" (далее также - Приказ N 329/2019-вк) в Приказ N 47/2017-вк внесены изменения в связи с корректировкой тарифов на 2020 г.

ГУП КК "<ФИО>10" обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании Приказа N 329/2019-вк недействующим, ссылаясь на его несоответствие положениям Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении и водоотведении) и постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ РФ от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее также Методические указания № 1746-э), приказу Минстроя России от 4 апреля 2014 г. № 162/пр «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективностиобъектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей», зарегистрированного в Минюсте России 23 июля 2014 г. № 33236, в части невключения в тариф объема нормативных неучтенных расходов и потерь воды, необходимых для осуществления деятельности по оказанию услуг холодного водоснабжения. В обоснование Предприятие указало, что полагает необоснованным принятие РЭК Краснодарского края меньшего (нормативного) процента потерь воды по ремонтно-эксплуатационному участку РЭУ «Таманский групповой водопровод». Тарифный орган не в полном объеме учел представленный предприятием расчет. Считает, что при корректировки тарифа на 2020 год были неправомерно учтены объемы потерь воды на уровне 38,2% при заявленных 52,77 %, при том, что фактические потери подтверждаются приборами учета, установленными на сетях, которые эксплуатирует Предприятие.

В рамках рассмотрения настоящего административного дела представителем административного истца было заявлено ходатайство о назначении экспертизы.

Определением Краснодарского краевого суда от 17 февраля 2021 года в удовлетворении названного ходатайства было отказано.

В судебном заседании представитель административного истца Корнилова А.Е., действующая на основании доверенности, поддержала административные исковые требования и дополнения к ним.

Представитель региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Уланов Р.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска по основаниям изложенным в отзыве на административное исковое заявление и дополнениям к нему, полагая, что оспариваемый приказ не противоречит федеральному законодательству, принят в пределах компетенции регулирующего органа и с соблюдением соответствующей процедуры, установленной действующим законодательством Российской Федерации.

Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении просила отказать в административном иске в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей Горячкина А.А., Огиенко А.О. (специалистов ГУП КК "<ФИО>11"), Абышеву Н.А. (специалиста РЭК Краснодарского края), изучив доводы административного иска, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия РЭК Краснодарского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта, соблюдение порядка его принятия и публикации, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункты 1 и 2 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении и водоотведении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Как следует из материалов дела и судом установлено, Приказ N 329/2019-вк принят уполномоченным органом (пункты 1.2, 3.1 Положения о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. N 652) и опубликован в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 г. N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru 13 декабря.2019 г.

Таким образом, процедура принятия оспариваемого приказа соблюдена.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.

Как указывалось выше, отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.

В силу подпункта "г" пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Из материалов дела следует, что ГУП КК "<ФИО>12" оказывает услуги по холодному водоснабжению на территории Краснодарского края.

По ремонтно-эксплуатационному участку "Таманский групповой водопровод", тарифы на питьевую воду на период действия с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г. установлены с использованием метода индексации Приказом N 47/2017-вк. Долгосрочный параметр «уровень потерь воды» установлен на 2018 - 2020 годы в размере 38,2%.

Приказ N 47/2017-вк Предприятием не оспаривался, является действующим и основания для пересмотра долгосрочных параметров у тарифного органа отсутствуют.

На основании заявления ГУП КК "<ФИО>13" от 24 апреля 2019 г. и дополнительной информации к заявлению от 24 сентября 2019 г. о корректировке тарифов на услуги холодного водоснабжения, ранее установленных Приказом N 47/2017-вк, 12 декабря 2019 г. по результатам проведения специалистами тарифного органа экспертизы предложения Предприятия на заседании правления принят Приказ N 329/2019-вк.

Оспариваемым приказом с учетом указанных долгосрочных параметров утверждена произведенная РЭК Краснодарского края с применением метода индексации корректировка на 2020 г. тарифов на питьевую воду, установленных на 2018 - 2020 гг. для ГУП КК "<ФИО>14" РЭУ «Таманский групповой водопровод», путем внесения изменений в Приказ N 47/2017-вк.

Применение при корректировке долгосрочных тарифов значений, отличных от установленных и действующих долгосрочных параметров, является нарушением законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе Основ ценообразования.

Приказом N 47/2017-вк также утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения для ГУП «<ФИО>16» РЭУ «Таманский групповой водопровод», которой определены показатели надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе «Доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при ее транспортировке в общем объеме, поданной в водопроводную сеть, %» в размере 38,2%.

Инвестиционной программой ГУП Краснодарского края «<ФИО>15» в сфере холодного водоснабжения на 2019 - 2023 годы, утвержденной приказом РЭК Краснодарского края от 30 октября 2018 № 16/2018, также определены показатели надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе «Доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при ее транспортировке в общем объеме, поданной в водопроводную сеть, %» в размере 38,2%.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ соответствует Федеральному закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ РФ от 27 декабря 2013 г. № 1746-э, не нарушает права и законные интересы административного истца.

Рассматривая доводы административного истца о том, что им были поданы материалы в обоснование корректировки тарифа на 2020 год, в том числе документы, подтверждающие фактический объем потерь воды, при этом Тарифным органом не был учтен в полном объеме нормативный расход воды по РЭУ «Таманский групповой водопровод», суд установил следующее.

Согласно части 5 статьи 32 Закон о водоснабжении и водоотведении при расчете тарифов в сфере водоснабжения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Перечень показателей надежности), а также Порядок и правила определения плановых значений и фактических значений таких показателей (далее - Порядок определения показателей) утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 2014 г. N 162/пр. К числу названных показателей относится уровень потерь воды, который применяется при определении расходов на возмещение потерь воды (часть 1 статьи 39 Закона о водоснабжении; пункты 24, 27, 33, подпункт "г" пункта 79 Основ ценообразования; подпункт 4 пункта 84 Методических указаний).

Уровень потерь воды устанавливается в том числе утвержденными инвестиционной программой, производственной программой в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных указанными программами (часть 1.3 статьи 39 Закона о водоснабжении) как доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (в процентах) (подпункт "а" пункта 8 Перечня показателей надежности).

Согласно пункту 6 Порядка определения показателей плановые значения и фактические значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности рассчитываются и направляются организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в уполномоченные органы местного самоуправления в составе предложений в техническое задание на разработку инвестиционной программы и в уполномоченный орган в проекте производственной программы.

В силу пункта 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды. Потери питьевой воды при производстве и транспортировке рассчитываются на основании приказа Минстроя России от 17 октября 2014 г. N 640/пр "Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке"(далее - Методические указания по расчету потерь).

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения).

Таким образом, расходы на возмещение потерь воды должны определяться с учетом объема потерь воды, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь, и утвержденного в качестве одного из долгосрочного параметра регулирования. А расчет данного долгосрочного параметра регулирования должен быть подготовлен регулируемой организацией и направлен Тарифному органу.

Судом установлено, что Предприятием не был выполнен расчет потерь воды, как одного из долгосрочного параметра регулирования, в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь, и такой расчет не был представлен РЭК Краснодарского края. Соответствующий расчет потерь воды не был подготовлен Предприятием и после заключения договора аренды муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования Темрюкский район № 568 от 9 ноября 2018 г., в соответствии с которым Административному истцу были переданы на праве аренды ряд магистральных водоводов.

По вопросу износа сетей водоснабжения, степень которого, по мнению административного истца, не позволяет применить к системе водоснабжения РЭУ «Таманский групповой водопровод» Методику № 640/пр, поскольку в данной Методике не предусмотрена специфика системы, работающей за пределами срока полезного использования, суд приходит к выводу о неверном толковании административным истцом норм права, регламентирующих порядок ценообразования в отношении услуг водоснабжения.

Как пояснил представитель РЭК Краснодарского края, административный ответчик не возражает относительно величины фактических расходов и потерь воды, сложившихся в процессе осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения. В настоящем деле идет спор о том, что у Административного истца есть фактические потери воды, которые можно учитывать при расчете экономически обоснованных расходов на компенсацию потерь воды, а есть фактические потери, расходы на компенсацию которых невозможно признать экономически обоснованными. В соответствии с правовой позицией административного ответчика, потери воды, в том числе фактические, возможно признать технически, технологически обоснованными, при условии, если данные потери были определены в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденными Приказом Минстроя России от 17 октября 2014 г. № 640/пр, так как в соответствии с данными Методическими указаниями определена структура и состав потерь воды, обусловленные техническим состоянием объектов централизованного водоснабжения.

Все иные фактические потери не могут быть признаны технологически обоснованными, поскольку не могут быть обусловлены техническим состоянием объектов централизованного водоснабжения, к числу которых возможно отнести потери из-за неэффективной эксплуатации системы водоснабжения, в том числе: несвоевременное принятие мер по выявлению несанкционированно подключенных абонентов; по несвоевременной установке счетчиков воды абонентами, объем которым определялся по нормативу; по несвоевременной поверке приборов учета абонентов; по невыявлению фактов хищения воды и вмешательству в работу приборов учета; по несвоевременной установке и обновлению водоразборной арматуры; по невыявлению мест с избыточным давлением воды в системе водоснабжения, его регулировке (с учетом режима водопотребления, пропускной способности трубопровода и наличия зон с низкими геодезическими отметками); отсутствие программного обеспечения для моделирования режимов работы сетей, и т.д.

Данные потери воды формируют экономически необоснованные затраты, компенсация которых не может быть возложена на потребителей услуг водоснабжения административного истца.

Такие доводы РЭК Краснодарского края суд считает обоснованными.

Необходимость применения Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке, утвержденных Приказом Минстроя России от 17 октября 2014 г. № 640/пр, подтверждена и сложившейся судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации, и правоприменительной практикой ФАС России, являющейся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченного рассматривать разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2019 № 41-АПА19-5; апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08.05.2020 № 66а-179/2020). ФАС России делает аналогичные выводы при рассмотрении досудебных споров № 31/61604/19 от 18 июля 2019 г., № СП/54050/19 от 26 июня 2019 г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Методические указания № 640/пр, которые утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 года № 776, носят обязательный характер и подлежат применению в целях обоснования баланса водоотведения при установлении тарифов на холодную воду.

Далее, пунктом «г» пункта 22 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены, в том числе, из сведений о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э, в случае непредставления регулируемыми организациями достаточного объема материалов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования).

В настоящее время Предприятие осуществляет эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения, которую ранее осуществлял ООО «Югводоканал».

Таким образом, технологические условия осуществления хозяйственной деятельности Административного истца и ООО «Югводоканал» являются сопоставимыми.

В судебном заседании представитель РЭК Краснодарского края пояснил, что для ООО «Югводоканал» были утверждены долгосрочные показатели деятельности, в том числе потери воды, в соответствии с приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 26 ноября 2015 № 70/2015-окк «Об установлении тарифов на питьевую воду».

Учитывая тот факт, что административный истец не представил в адрес административного ответчика расчет потерь воды, как одного из долгосрочного показателя регулирования, административным ответчиком на основании приведенных положений нормативных правовых актов были использованы долгосрочные показатели регулирования ООО «Югводоканал» в части потерь воды, как организации, осуществляющей хозяйственную деятельность в сопоставимых условиях.

Со своей стороны Предприятие настаивает на формировании такого долгосрочного параметра регулирования, как потери воды, исходя из общего объема фактических потерь воды, сформированного по итогам деятельности ООО «Югводоканал» и административного истца.

Вместе с тем, как было указано выше, расчет расходов регулируемой организации на возмещение потерь воды должен быть подготовлен на основании расчета объема потерь, выполненного в соответствии с Методическими указаниями по расчету потерь.

Кроме того, данный показатель должен быть утвержден в качестве одного из долгосрочного параметра регулирования.

Следует отметить, что Методическими указаниями по расчету потерь предусмотрены соответствующие формулы расчета технологически обусловленного расхода воды на обслуживание объектов централизованной системы водоснабжения и отдельно на потери воды, возникновение которых обусловлено техническим состоянием указанных объектов при условии их надлежащей эксплуатации.

При представлении отчетных данных о фактических потерях воды, такие материалы обосновывающие, что данные потери технологически обусловлены, а не связаны с ненадлежащей эксплуатацией объектов централизованной системы водоснабжения, ненадлежащим коммерческим учетом воды, а также с иными обстоятельствами, свидетельствующими о действиях регулируемой организации, направленной на учет в составе необходимой валовой выручки экономически необоснованных расходов, ни ООО «Югводоканал» ни административным не были представлены.

Довод административного истца о том, что имеются основания для досрочного пересмотра показателя потерь воды, как одного из долгосрочных параметров регулирования, со ссылкой на подпункт «е» пункта 33 Основ ценообразования, в соответствии с которым долгосрочные параметры регулирования могут быть пересмотрены на основании решения органа регулирования в отношении организации, которая в течение текущего периода регулирования получили права владения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения на основании договора аренды, так же противоречит принципам тарифного регулирования, поскольку Предприятием не был представлен расчет потерь воды, выполненный в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 27 Основ
ценообразования в случае, если регулируемая организация владеет централизованными системами холодного водоснабжения и (или) отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, на основании договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения договора аренды, предусмотрен уровень потерь воды, то при определении расходов на возмещение потерь воды применяется уровень потерь воды, указанный в конкурсном предложении арендатора на соответствующий год действия договора аренды.

В иных случаях уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Договор аренды муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования Темрюкский район № 568 от 09 ноября 2018 г. заключен без проведения конкурсных процедур.

Пунктом 31(1) Основ ценообразования установлено, что долгосрочные параметры регулирования для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами холодного водоснабжения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, на основании договора аренды, устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией, согласованных органом регулирования. Изменения долгосрочных параметров регулирования должны быть предварительно согласованы органом регулирования.

Административным ответчиком не были согласованы проценты потери воды, указанных в пункте 2.3 указанного договора аренды в составе плановых показателей энергетической эффективности.

Соответственно, при регулировании тарифов для Предприятия правомерно были использованы расчетные экономически и технологически обусловленные показатели параметров долгосрочного регулирования, в том числе и уровень потерь воды.

При таких обстоятельствах суд считает, что сам факт заключения указанного выше договора аренды объектов систем водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, без представления административным истцом обоснованных предложений по изменению долгосрочных параметров регулирования не может в данных условиях являться самостоятельным основанием для досрочного пересмотра утвержденных плановых показателей надежности, качества и энергетической эффективности.

Далее, в соответствии с вышеприведенными положениями пунктов 24 и 27 Основ ценообразования, фактические показатели деятельности регулируемой организации подлежат оценке в целях формирования необходимой валовой выручки регулируемой организации исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения.

Административный истец начал осуществлять регулируемую деятельность в сфере водоснабжения в 2017 году. В распоряжении Предприятия и Тарифного органа имелись фактические данные за 2016 год ООО «Югводоканал», осуществляющего регулируемую деятельность в сопоставимых условиях.

Как пояснил представитель административного ответчика, в отношении ООО «Югводоканал», осуществлявшего вплоть до 2017 года включительно деятельность по водоснабжению в сопоставимых условиях, были определены фактические потери воды, расходы, на возмещение которых были признаны экономически обоснованными, и данные значения были утверждены в качестве долгосрочного показателя регулирования для административного истца.

Административный истец в обоснование заявленных требований сослался на постановление администрации Таманского сельского поселения Темрюкского района от 18.10.2018 № 392, утвердившим техническое задание на разработку инвестиционной программы РЭУ «Таманский групповой водопровод» ГУП КК «<ФИО>17» на 2019 - 2023 годы с показателем эффективности использования ресурсов «доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при производстве и транспортировке» в размере 56,4 % до начала реализации инвестиционной программы и 56,27 % по итогам ее реализации.

Вместе с тем, администрация Таманского сельского поселения Темрюкского района разрабатывается только проект инвестиционной программы.

Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 641.

В соответствии с пунктами 2 и 6 указанных Правил проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории Краснодарского края – РЭК Краснодарского края). Проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации.

Таким образом, именно РЭК Краснодарского края должен дать оценку всем показателям инвестиционной программы, в том числе должна быть проверена обоснованность такого показателя эффективности использования ресурсов как «доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при производстве и транспортировке».

Как пояснил представитель административного ответчика и следует из материалов дела, при рассмотрении проекта инвестиционной программы Предприятие не представил обоснованный расчет указанного показателя эффективности использования ресурсов, в связи с чем при утверждении инвестиционной программы был использован соответствующий показатель утвержденной производственной программы.

В соответствии с пунктами 33 и 34 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение предусмотрен порядок корректировки инвестиционных программ, в соответствии с которым регулируемая организация должна подготовить проект корректировки инвестиционной программы, разработанный на основании технического задания на корректировку инвестиционной программы и представить данный проект уполномоченному органу с заявлением о корректировке инвестиционной программы.

Пунктом 17 названных Правил, установлено, что корректировка утвержденной производственной программы осуществляется при условии представления регулируемой организации проекта измененной производственной программы.

При этом следует отметить, что инвестиционная программа действует до 2023 г., ежегодно у Предприятия есть право обратиться с заявлением к регулятору о пересмотре показателей надежности, качества, энергетической эффективности в рамках данной программы. Вместе с тем Предприятие такое право не реализует. Также административный истец не обратился к административному ответчику с обоснованным предложением о корректировке утвержденной производственной программы.

В силу пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы, в том числе: копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности; расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями; расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям; копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (при наличии).

Судом установлено, что обоснованные расчетные фактические и плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности Предприятием представлены не были.

Так, административным истцом при представлении предложения об установлении тарифов в сфере водоснабжения на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы заявлены плановый уровень потерь воды от общего объема подачи воды в сеть:

на 2018 год-56,77%;

на 2019 год-54,77%;

на 2020 год - 52,77%.

При этом, фактические значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности отсутствовали в связи с тем, что деятельность по водоснабжению и водоотведению осуществляется административным истцом с июля 2017 года.

Утвержденные схемы водоснабжения и водоотведения не содержат таких показателей как уровень потерь воды.

Утвержденный план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не содержит информации, связанной с определением уровня потерь воды при ее транспортировке.

Предприятие в части объектов, эксплуатируемых РЭУ «Таманский групповой водопровод», владеет объектами на праве хозяйственного ведения. Соответственно в указанном случае уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

При таких обстоятельствах суд считает доводы РЭК Краснодарского края о том, что представленные административным истом документы для установления тарифов не содержали экономического обоснования исходных данных и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования.

Принятый РЭК Краснодарского края в расчет тарифа объем реализации услуг составил - 3 190,86 тыс.м. куб. плановый уровень потерь воды - 38,2% от общего объема подачи воды в сеть (1972,34 тыс.м. куб.), полезный объем отпуска воды в сеть -5163,20 тыс.м.куб.

В связи с отсутствием обосновывающих расчетных данных плановый объем полезного отпуска воды в сеть сформирован административным ответчиком исходя из объема реализации услуг, принятого по факту 2016 года, и величины расходов и потерь воды в системе водоснабжения, определенных расчетным методом для ООО «Югводоканал», оказывавшего услуги на данной территории.

По факту 2018 года объем реализации услуг составил - 3 740,52 тыс.м. куб, уровень потерь воды - 54,05% от общего объема подачи воды в сеть (4 400,35 тыс.м3), объем отпуска воды в сеть - 8 140,87 тыс.м. куб.

Отклонение плана от факта 2018 года составило: объем реализации услуг - + 549,66 тыс.м.куб., объем потерь воды - +2 428,01 тыс.м.куб. (или на 15,85% выше запланированного уровня), объем отпуска воды в сеть, со сверхнормативными потерями - +2977,67 тыс.м.куб.

Кроме того, ГУП КК «<ФИО>18» в 2009 году в соответствии с заключенным государственным контрактом была проведена экспертиза баланса водопользования ООО «Югводоканал», в рамках которой был проведен анализ баланса водопотребления и расчет объемов обоснованных расходов и неучтенных потерь воды по филиалу «Таманский групповой водопровод» ООО «Югводоканал».

В соответствии с выводами данной экспертизы был определен объем расчетных обоснованных расходов и потерь воды составил 38,2 %.

Данный обоснованный показатель потерь воды был учтен при утверждении долгосрочных параметров регулирования ООО «Югводоканал» и, в последующем административного ответчика.

И как было установлено выше, иных обоснованных данных тарифному органу административным истцом не представлено не было.

На основании изложенного, учитывая, что административный истец не предпринял мер по корректировке долгосрочных параметров регулирования в установленном порядке, суд приходит к выводу, что в результате принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушены нормы действующего законодательства, а также не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления ГУП КК "<ФИО>19" о признании не действующим в части приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2019 г. N 329/2019-вк "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 06.12.2017 N 47/2017-вк "Об установлении тарифов на питьевую воду"

Руководствуясь статьями 175–180, 215–217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ "<░░░>20" ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 9 ░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░:

3а-233/2021 (3а-1495/2020;) ~ М-1280/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Краснодарского края
ГУП КК "Кубаньводкомплекс"
Ответчики
РЭК-департамент цен и тарифов Краснодарского края
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Шулико Оксана Георгиевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
25.09.2020Регистрация административного искового заявления
28.09.2020Передача материалов судье
30.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.10.2020Предварительное судебное заседание
18.11.2020Предварительное судебное заседание
10.12.2020Предварительное судебное заседание
21.12.2020Предварительное судебное заседание
21.12.2020Судебное заседание
20.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Судебное заседание
11.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2021Дело оформлено
13.04.2021Дело передано в экспедицию
19.05.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее