24RS0029-01-2018-000729-75
Дело № 2-777(2018)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2018 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края,
в составе председательствующего судьи Дорофеевой Н.А.,
с участием помощника прокурора Козульского района Красноярского края Закревской Е.И,
при секретаре Дядиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козульского района Красноярского края в интересах Шевцовой Е.В. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Черноречинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Д. Солонченко» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Козульского района обратился в суд с иском в интересах Шевцовой Е.В. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Черноречинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Д. Солонченко» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой была проведена проверка выполнения требований трудового законодательства. Истец Шевцова Е.В. работает в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ В ходе прокурорской проверки установлено, что в январе, апреле, мае, июне 2018 года Шевцовой выполнена норма труда, однако заработная плата выполнена не в полном объеме. Размер недоначисленной и не выплаченной заработной платы за январь, апрель, май, июнь 2018 года составил 16061 рубль 24 копейки.
Прокурор Козульского района просит взыскать с ответчика в пользу Шевцовой Е.В. задолженность по зарплате за январь, апрель, май, июнь 2018 года включительно 16061 рубль 24 копейки (л.д. 2-4).
В судебное заседание истец Шевцова Е.В., уведомленная о дате, времени и месте рассмотрения дела не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель процессуального истца прокурора Козульского района - помощник прокурора Закревская Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Черноречинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Д. Солонченко» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен. Как следует из отзыва представителя ответчика – директора школы ФИО1, ответчик не возражает против исковых требований, считает их обоснованными, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представители третьих лиц Управления образования, опеки и попечительства Администрации Козульского района; и Администрации Козульского района в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить, по следующим основаниям.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст.11 ТК РФ, все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
В соответствии со ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда(трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. При этом, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) ( ч. 11).
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Разъяснением от 11.09.1995г. №3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года №49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Иркутской и Читинской областей, Красноярского края, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.06.2016 года №164-ФЗ минимальный размер оплаты труда на территории РФ с 01 июля 2016 года был установлен в сумме 7 500 рублей, с 01 июля 2017 года на основании Федерального закона от 19.12.2016 года № 460 – 7800 рублей, с 01 января 2018г. на основании Федерального закона от 28.12.2017 N 421– 9489 рублей, с 01 мая 2018 года был установлен в сумме 11 163 рублей.
Соответственно, с учетом районного коэффициента и северной надбавки, с марта по июнь 2017 года включительно, размер ежемесячного заработка истицы при отработанной норме рабочего времени и выполнении, не мог быть менее 12 000 рублей, с 01 июля по 31 декабря 2017 года - не менее 12 480 рублей, а с 01 января 2018г. не менее 15 182,40 рублей, а с мая 2018 года не менее 17 860,80 рублей.
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п, в котором указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Как установлено по делу, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Черноречинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Д. Солонченко» является юридическим лицом, действует на основании Устава (л.д. 18-23), осуществляет образовательную деятельность. В учреждении действует Коллективный договор (л.д. 24-27).
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. истица принята на работу в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Черноречинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Д. Солонченко» на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7).
11.02.2013г. с истицей заключен трудовой договор, согласно п.4.3 которого истице установлена 40 часовая рабочая неделя (л.д. 8). 13.11.2017г. между ответчиком и истцом заключено дополнительное соглашение к трудовому договору. Из пункта п.13 которого следует, что работнику устанавливается должностной оклад 2454 руб. в месяц. (л.д. 9-11).
Согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору должностной оклад установлен 2552 руб. (л.д. 12).
В январе, апреле, мае, июне 2018 года истцом полностью выполнена норма труда.
Начисление заработной платы и всех ее элементов производится в соответствии с действующим Положением о системе оплаты труда, согласно которому система оплаты труда включает в себя размеры окладов, ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Фактическое начисление заработной платы работнику в каждом конкретном месяце отражено в расчетных листках (л.д. 13-15).
Кроме этого, согласно представленных расчетных листков, работодателем в спорный период истице производилась доплата до МРОТ, установленного региональным соглашением, действующим в Красноярском крае.
Вместе с тем, как видно из расчетных листков работника, начисленная истцу заработная плата за спорный период составляла ниже МРОТ с учетом районного коэффициента и северной надбавки, что указывает на нарушение работодателем требований трудового законодательства. Исходя из изложенного выше конституционно-правового смысла положений Трудового кодекса РФ, регулирующих спорные отношения, суд приходит к выводу, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
В связи с чем, начисление ответчиком заработной платы истцу в пределах размера, установленного региональным соглашением Красноярского края, но менее МРОТ, установленного Федеральным законом РФ, и начисленных на МРОТ районного коэффициента и северной надбавки, противоречит закону, а сумма определенного работодателем ей вознаграждения за труд, не соответствовала положениям ст.133 ТК РФ.
С ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма недоначисленной заработной платы за период января, апрель, май, июнь 2018 года включительно, исходя из следующего расчета:
месяц начисления | норма (дни/часы) | отрабо-тано(дни/часы) | начислено | суммаподлежащаявыплате | недополу-ченнаясумма |
январь 2018 г. | 17 | 17 | 11016 (без учета отпуск-ных) | 15 182,40 | 4166,40 |
апрель 2018 г. | 21 | 11 | 5770 | 15 182,40 : 21 х11 = 7952,68 | 2182,68 |
май 2018 г. | 20 | 20 | 11163 | 17 860,80 | 6697,80 |
июнь 2018 г. | 20 | 9 | 5023 | 17 860,80 : 20 х 9 = 8037,36 | 3014, 36 |
Итого | 16061,24 |
Таким образом, задолженность по заработной плате перед истцом составляет
16061 рубль 24 копейки.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию в доход местного бюджета муниципального образования Козульский район государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере 642,45 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края, предъявленные в интересах Шевцовой Е.В. к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Черноречинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Д. Солонченко» удовлетворить.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Черноречинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Д. Солонченко» в пользу Шевцовой Е.В. задолженность по заработной плате за январь, апрель, май, июнь 2018 года, всего в общей сумме 16061 рубль 24 копейки.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Черноречинская средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Д. Солонченко» в доход местного бюджета муниципального образования Козульский район Красноярского края государственную пошлину в сумме 642 рубля 45 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Козульский районный суд.
Судья Дорофеева Н.А.