Гражданское дело № 2-209/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2016 года г. Красноярска
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Яковенко О.В.
при секретаре Айташевой А.В.,
с участием представителя истца Станкевича С.В.,
ответчика Абросимова А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску войсковой части 3476 к ФИО5 о взыскании сумм,
УСТАНОВИЛ:
Представитель войсковой части 3476 ФИО5 обратился в суд с иском к ФИО5 о взыскании сумм в возмещение ущерба, причиненного государству.
В обоснование заявленных требований указал, что ФИО5 проходил военную службу в войсковой части 3476. В соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части 3476 от ДД.ММ.ГГГГ, семье военнослужащего ФИО5 в составе трех человек – ответчику, супруге ФИО5, ФИО5, было предоставлено жилое помещение в виде изолированной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу <адрес>157, общей площадью 59,5 кв. м. Собственником жилого помещения является Российская Федерация.
ДД.ММ.ГГГГ с ФИО5 заключен договор социального найма указанного выше жилого помещения.
До предоставления указанного жилого помещения ФИО5 вместе со своей семьей – супругой ФИО5, дочерью ФИО5, дочерью ФИО5, внучкой ФИО5, проживал в комнате общежития, общей площадью 17,9 кв.м., расположенной по адресу <адрес>25.
В ходе проверки, проведенной КРУ МВД России был выявлен факт, что ответчику передано жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления, предусмотренную Законом «О статусе военнослужащих» на 7,24 кв. м, в связи с чем, на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с него подлежит взысканию сумма за излишне предоставленную жилую площадь.
Считая, что ФИО5 получил неосновательное обогащение, просил взыскать с ответчика в пользу войсковой части 3476 сумму в размере 294 510, 53 рублей, исходя из стоимости квадратного метра 40 678 руб. 25 коп.
В судебном заседании представитель истца, ФИО5, доверенность в материалах дела, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против удовлетворения иска, дополнительно суду пояснил, что состоял на очереди для получения жилья 18 лет, при предоставлении квартиры было установлено, что ФИО5 не удочерена, в связи с чем, комиссией был сделан вывод о том, что последняя не является членом семьи ответчика, и вместо трехкомнатной квартиры, была предоставлена двухкомнатная квартира. В ранее занимаемой им комнате в общежитии остались проживать ФИО5 и ее дочь ФИО5
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5, ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствии лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.
Обязанность возвратить неосновательное обогащение и ответственность за неисполнение денежного обязательства предусмотрены Гражданским кодексом РФ.
Так, согласно ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Целью обязательств из неосновательного обогащения является восстановление имущественной сферы потерпевшего путем возврата неосновательно полученного или сбереженного за счет него другим лицом (приобретателем) имущества.
По смыслу указанной нормы права, истец должен доказать, что за его счет со стороны ответчика имеет место сбережение денежных средств без должного правового обоснования.
Судом установлено, что ФИО5 проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ в военной части 3476.
ДД.ММ.ГГГГ между <адрес> и ФИО5 заключен договор найма жилого помещения, состоящего из одной комнаты, общей площадью 17,9 кв.м., расположенной по <адрес>25.
Согласно условиям указанного договора совместно с ФИО5 в данное жилое помещение вселены супруга ФИО5, дочь ФИО5, дочь ФИО5
Как усматривается из материалов дела, решением жилищной комиссии войсковой части 3476 от ДД.ММ.ГГГГ, семье военнослужащего ФИО5 в составе трех человек – ответчику, супруге ФИО5, ФИО5, было предоставлено жилое помещение в виде изолированной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу <адрес>157, общей площадью 59,5 кв. м.
Собственником данного жилого помещения является Российская Федерация.
ДД.ММ.ГГГГ 9 Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Сибирскому региону (войсковая часть 6903) заключил с ФИО5 договор социального найма жилого помещения - квартиры расположенной по адресу <адрес>157.
В соответствии с актом приема-передачи жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 принял жилое помещение – двухкомнатную квартиру по адресу <адрес>157, состоящую из изолированной комнаты № – площадью 17,9 кв.м. и изолированной комнаты № – площадью 14,9 кв.м.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 «Порядка признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512, установлено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы, которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В силу ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Таким образом, с учетом указанных норм общая площадь предоставляемого истцу и членам его семьи жилого помещения составляет 52,26 кв. м, в то время как было предоставлено 59,5 кв. м, что на 7,24 кв.м превысило максимально возможную норму предоставления.
Согласно абз. 3 п. 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», при предоставлении гражданам, указанным в абз. 12 п. 1 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2013 года № 942 «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что при изъявлении военнослужащим желания получить жилое помещение, указанное в п. 4 настоящих Правил, с оплатой площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет собственных средств им сообщается федеральному органу об этом в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его извещения. Федеральный орган не позднее 3 рабочих дней со дня получения согласия военнослужащего направляет ему подписанное уполномоченным должностным лицом федерального органа соглашение об оплате площади жилого помещения, превышающей норму предоставления.
Оплата общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, осуществляется военнослужащим в течение 20 рабочих дней со дня подписания им соглашения (п. 7 вышеприведенных Правил).
В пункте 28 Постановления от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что предусмотренное абзацем четвертым пункта 16 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих на предоставление жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, может быть реализовано только с их согласия, поскольку в этом случае военнослужащие производят оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, за счет собственных средств. Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из исследованной в судебном заседании выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 3476 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что отсутствуют какие-либо формулировки об обязательстве ответчика оплатить 7,24 кв. м (превышение установленной законом нормы предоставления жилого помещения).
Обязательство об оплате излишне предоставленной площади оформлено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Соглашение об оплате дополнительной общей площади жилого помещения заключено с ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Причиной оформления данных документов послужили результаты проведенной проверки КРУ МВД России по проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности воинских частей соединения внутренних войск в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически предоставление двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу <адрес>157, общей площадью 59,5 кв. м предшествовало заключению соглашения об оплате дополнительной общей площади жилого помещения и нотариально оформленному обязательству об оплате излишне предоставленной площади.
Как подтверждается пояснениями сторон, жилое помещение предоставлялось ответчику и его семье до оформления договора найма, соглашения и обязательства об оплате сумм.
Из решения жилищной комиссии, договора социального найма усматривается, что они не содержат условия об оплате ФИО5 за счет собственных средств площади жилого помещения, предоставленной ему сверх нормы, предусмотренной ст. 15.1 Закона «О статусе военнослужащих».
Из анализа приведенных выше норм следует, что основанием для взыскания оплаты излишне предоставленной площади жилого помещения, является согласие военнослужащего на такую оплату за счет собственных средств, выраженную в письменном виде до решения вопроса о предоставлении жилья.
Как следует из обстоятельств, установленных в судебном заседании, при предоставлении жилого помещения ответчику стороны не оговаривали такое условие о выплате компенсации за дополнительно предоставленную жилую площадь.
Кроме этого предоставление ФИО5 жилого помещения превышающей площади по своей правовой сути не является неосновательным обогащением, поскольку обусловлено исполнением ответчиком встречных обязательств по предоставлению жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления.
Принимая во внимания установленные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований войсковой части 3476 к ФИО5 о взыскании сумм
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Войсковой части 3476 к ФИО5 о взыскании сумм оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Яковенко